Урок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Цели: формировать навык написания безударных гласных в окончаниях

имен прилагательных;

обобщить знания о прилагательном; развивать умения распознавать

прилагательные в тексте, определять их род и число. Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)

Воспитание культуры речевого общения. Оборудование: проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал (карточки) -,«Правописание окончаний прилагательных».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Закройте глазки. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Мысленно скажите: - Я исследователь, я ученый. Мои мысли ясные, ибо я исследователь, мои мысли умные, яркие, ибо я исследователь. Моя речь красива, правильна и точна, ибо я исследователь. Возьмитесь за руки. Мысленно пожелайте друг другу ясных мыслей, хороших идей, дружной работы. - Какими качествами надо обладать исследователю? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение, интуиция, …) -Исследователь в первую очередь должен уметь мыслить, т.к. Красив тот, кто красиво мыслит. Пойдём мы через трудности, потому что: Ищешь трудность - находишь мудрость (Это наш девиз урока)

Работа над моторикой (цель: подготовить пальцы к письму). Подготовим наши пальцы к письму, разогреем, разбудим мудрые мысли. - Пальцы поочередно соединяем и разъединяем ит.д. Строим домик. Кулачки сжимаем и разжимаем. - Фотоглаз. На слайде покажу рисунки. Вы должны их запомнить(рисунки: солнышко, дерево, домик). После в воздухе нарисовать данные предметы с помощью пальцев. Эти элементы нам обязательно встретятся в написании букв, слов. - С Какой целью выполнили эти упражнения? (Подготовились к минутке чистописания) - Число, классная работа. Индивидуальная работа (у доски) Задание1. Вставь пропущенные буквы. Составь и запиши сочетания прил. +сущ. Определи род и число имён прилагательных. п…сочные кольцо кам…нная к…рона с…ребряное стена золотая часы

- Как определить род и число имён прилагательных?

Задание2 . Поставь в стихотворение предполагаемые пропущенные прилагательные. Сделайте вывод. Разбери одно прилагательное как часть речи.

Здравствуй, солнце ………. !

Здравствуй, небо …………!

Здравствуй, …………ветерок!

Здравствуй, ………..дружок!

Мы живём в родном краю,

Я вас всех приветствую. - Что такое имя прилагательное?

Минутка чистописания ая; -ый; -яя; -ое; -ой; -ее; -ий; -ый; -ий Перед вами запись. -На что напоминает? (Окончания имен прилагательных) - Что заметили? (Перепутались окончания имен прилагательного). -По какому признаку распределить их на группы?

Дети могут распределить окончания следующим образом.

Вариант 1.

1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.

-ая, -яя

2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.

-ий, -ый, -ой

3 гр. Окончания имён прилагательных во множественном числе.

- ые, - ие.

Вариант 2.

По звуковому составу.

1гр. Звуков больше, чем букв.

-ая, -яя, -ые, -ие

2 гр. Звуков столько же, сколько и букв.

-ий, -ый, -ой

Вариант 3.

1гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме.

-яя, -ий, -ие

2 гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие твердые согласные звуки на письме.

-ая, -ый, -ые, -ой

- На что нужно обратить внимание при письме? (На высоту, наклон, соединение букв). Вспомнили правило посадки. Запишите данные окончания по вариантам. 1 в- выписать окончания женского и мужского рода 2 в- выписать окончания мужского и среднего рода Сделаем вывод.

ое

ыйй

ая Родовые окончания имён прилагательных в единственном числеж.р. м.р. ср.р.

ее

ой

ий

яя

ыейе

ие Окончания имён прилагательных во множественном числе
Проверка индивидуальной работы - О какой части речи будем говорить?

Прием «Корзина идей» - А сейчас расскажем все, что знаем о данной части речи, все ваши знания запишем на листочках и положим в мою корзинку (на доске вывешиваю картинку), но это корзинка необычная, это корзинка для ваших идей. Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. Что я знаю об имени прилагательном? (Даю ребятам одну минуту, чтобы они записали свои имеющиеся на данный момент знания об имени существительном) - Что у вас получилось? (зачитывание работ, выполненных в паре). Давайте попробуем систематизировать полученную информацию (составляем кластер). Ключевое слово: прилагательное. Мы с вами определили то , что знаем об имени прилагательном. Внесем данные в таблицу «Знаю-хочу-узнал». Сообщение темы и цели урока. Создание проблемной ситуации. Стадия осысления.

Предлагаю исследовать данные слова. Определите в каких словах окончания ударные и беэударные.

большая светлая большой светлый

цветная новая морской новый

голубая синяя цветной узкий - Прочитайте прилагательные первого и второго столбиков. - Сравните окончания данных прилагательных. Что заметили? - Прочитайте прилагательные третьего и четвертого столбиков. Сравните окончания. - Какие бывают окончания имен прилагательных? (Ударные и безударные). Как ты думаешь, можно ли допустить ошибки в написании окончаний имен прилагательных? В каком случае? - Какой вопрос возникает? Озвучьте основной вопрос урока. Как проверить безударную гласную в окончаниях имен прилагательных? Внесем основной вопрос урока в таблицу «Что хотим узнать?»

З - что мы знаем об имени прилагательном

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

1) самостоятельная часть речи;

2) обозначает признак предмета;

3) отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое

4) изменяется?, какие?; по родам и числам;

5)связаны с именами существительными;

6) помогают описать предметы, передать чувства, настроение

Как проверить безударную гласную в окончаниях имен прилагательных?

Безударную гласную в окончании имен прилагательных проверяем по вопросу, так как у слов - вопросов всегда ударные окончания.


Начнем наше исследование. Ответить на данный вопрос поможет нам наш учебник.

Упражнение 326 - Что заметили? Сравнение окончаний слов - вопросов и имен прилагательных. Вывод. - С помощью чего можно проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных? Как проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных? Чтение правила по учебнику. Вернемся к нашей таблице «Что я узнал». Рассмотрим пример. В доме новом . На основе этого примера составим алгоритм.

Упражнения в написании безударных гласных в окончании имен прилагательных

Закрепим полученные знания. Учимся писать окончания имен прилагательных.


  1. Упр. 327. Выполняется под руководством учителя на доске.
Прочитайте выделенные слова. Какие это слова? Как пишутся корни в однокоренных словах? С какой буквой пишу слово столица? Теперь ты можешь объяснить происхождение слова столица. Почему главный город страны называется столицей? (Место пребывания правительства, правительственных учреждений). Стлать → стол → престол → стольный → столица.
О б р а з е ц: В Урок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных (какУрок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных?) древнерýсскУрок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных. Урок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных(какУрок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных?) стóльнУрок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных. В Урок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных (какУрок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных?) рýсскУрок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных. - Как проверить безударную гласную в окончании? Самостоятельная работа. Проверим ваши знания.

Выполните задание, которое имеет три уровня сложности.

1 уровень сложности

Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок заиграл ветками высок… деревьев.

2 уровень сложности.

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.

(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.

3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.

……… весна пришла в наш ……… городок. В ……… небе засветило ……… солнышко. На ……… земле показалась ……… травка. ……… ветерок заиграл ветками ……… деревьев.

Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.

1,2 уровни сложностей проверяют по образцу на доске.

3 уровень сложности.

Несколько учеников зачитывают свои тексты. Учитель ставит оценки. V. Итог урока. - С какой новой орфограммой познакомились? - Как проверить безударные окончания имен прилагательных? Домашнее задание: выполнить упр. 6, с. 89.

Рефлексия учебной деятельности

- Оценим свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Имена прилагательные»?

- На слайде на цветных полосках 2 пословицы.

На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)

На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать)

- Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и поднимаем сигнал соответствующего цвета.

Написание синквейна. - Заканчивая наш урок, я предлагаю вам написать о прилагательном синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. Дети: Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение. Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме). КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ. 1. /Обязательное упражнение/ И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1-2- вдох носом, руки поднять вверх. 3-4- выдох ртом, руки опустить вниз. Повторить 3-4 раза. 2./Обязательнее упражнение/ И.п. то же, правую руку положить на грудь, левую руку на диафрагму. 1- 2- вдох носом, рукой надавить на живот. 3- 4 - выдох ртом, рукой надавить на грудь. Повторить 3-4 раза. "ЗАМЁРЗЛИ РУЧКИ" И.п. - стоя, кисти рук соединить, держать их около рта. 1-2 - глубокий вдох ртом и носом одновременно, 3-4-5-6-7-8- дышать на руки, выдыхая на слог "ха", как будто отогревая их от холода на морозе - «дышим на ручки ,как дышит собачка».


"СВЕЧКА" И.п. - стоя .руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно "зажечь" и поднести ко рту. ; 1-2- вдох носом бесшумный, "чтобы не задуть свечку". 5-6-7-8- выдох, ртом бесшумный. .-• - Повторить 2 раза, затем "задуть свечку".














© 2010-2022