- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных
Урок по русскому языку на тему Безударные окончания имен прилагательных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Складчикова .Г. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Цели: формировать навык написания безударных гласных в окончаниях
имен прилагательных;
обобщить знания о прилагательном; развивать умения распознавать
прилагательные в тексте, определять их род и число. Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)
Воспитание культуры речевого общения. Оборудование: проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал (карточки) -,«Правописание окончаний прилагательных».
Ход урока
-
Организационный момент.
Работа над моторикой (цель: подготовить пальцы к письму). Подготовим наши пальцы к письму, разогреем, разбудим мудрые мысли. - Пальцы поочередно соединяем и разъединяем ит.д. Строим домик. Кулачки сжимаем и разжимаем. - Фотоглаз. На слайде покажу рисунки. Вы должны их запомнить(рисунки: солнышко, дерево, домик). После в воздухе нарисовать данные предметы с помощью пальцев. Эти элементы нам обязательно встретятся в написании букв, слов. - С Какой целью выполнили эти упражнения? (Подготовились к минутке чистописания) - Число, классная работа. Индивидуальная работа (у доски) Задание1. Вставь пропущенные буквы. Составь и запиши сочетания прил. +сущ. Определи род и число имён прилагательных. п…сочные кольцо кам…нная к…рона с…ребряное стена золотая часы
- Как определить род и число имён прилагательных?
Задание2 . Поставь в стихотворение предполагаемые пропущенные прилагательные. Сделайте вывод. Разбери одно прилагательное как часть речи.
Здравствуй, солнце ………. !
Здравствуй, небо …………!
Здравствуй, …………ветерок!
Здравствуй, ………..дружок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую. - Что такое имя прилагательное?
Минутка чистописания ая; -ый; -яя; -ое; -ой; -ее; -ий; -ый; -ий Перед вами запись. -На что напоминает? (Окончания имен прилагательных) - Что заметили? (Перепутались окончания имен прилагательного). -По какому признаку распределить их на группы?
Дети могут распределить окончания следующим образом.
Вариант 1.
1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.
-ая, -яя
2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.
-ий, -ый, -ой
3 гр. Окончания имён прилагательных во множественном числе.
- ые, - ие.
Вариант 2.
По звуковому составу.
1гр. Звуков больше, чем букв.
-ая, -яя, -ые, -ие
2 гр. Звуков столько же, сколько и букв.
-ий, -ый, -ой
Вариант 3.
1гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме.
-яя, -ий, -ие
2 гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие твердые согласные звуки на письме.
-ая, -ый, -ые, -ой
- На что нужно обратить внимание при письме? (На высоту, наклон, соединение букв). Вспомнили правило посадки. Запишите данные окончания по вариантам. 1 в- выписать окончания женского и мужского рода 2 в- выписать окончания мужского и среднего рода Сделаем вывод.
ое
ыйй
ая Родовые окончания имён прилагательных в единственном числеж.р. м.р. ср.р.
ее
ой
ий
яя
ыейе
ие Окончания имён прилагательных во множественном числе
Проверка индивидуальной работы - О какой части речи будем говорить?
Прием «Корзина идей» - А сейчас расскажем все, что знаем о данной части речи, все ваши знания запишем на листочках и положим в мою корзинку (на доске вывешиваю картинку), но это корзинка необычная, это корзинка для ваших идей. Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. Что я знаю об имени прилагательном? (Даю ребятам одну минуту, чтобы они записали свои имеющиеся на данный момент знания об имени существительном) - Что у вас получилось? (зачитывание работ, выполненных в паре). Давайте попробуем систематизировать полученную информацию (составляем кластер). Ключевое слово: прилагательное. Мы с вами определили то , что знаем об имени прилагательном. Внесем данные в таблицу «Знаю-хочу-узнал». Сообщение темы и цели урока. Создание проблемной ситуации. Стадия осысления.
Предлагаю исследовать данные слова. Определите в каких словах окончания ударные и беэударные.
большая светлая большой светлый
цветная новая морской новый
голубая синяя цветной узкий - Прочитайте прилагательные первого и второго столбиков. - Сравните окончания данных прилагательных. Что заметили? - Прочитайте прилагательные третьего и четвертого столбиков. Сравните окончания. - Какие бывают окончания имен прилагательных? (Ударные и безударные). Как ты думаешь, можно ли допустить ошибки в написании окончаний имен прилагательных? В каком случае? - Какой вопрос возникает? Озвучьте основной вопрос урока. Как проверить безударную гласную в окончаниях имен прилагательных? Внесем основной вопрос урока в таблицу «Что хотим узнать?»
З - что мы знаем об имени прилагательном
Х - что мы хотим узнать
У - что мы узнали, и что нам осталось узнать
1) самостоятельная часть речи;
2) обозначает признак предмета;
3) отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое
4) изменяется?, какие?; по родам и числам;
5)связаны с именами существительными;
6) помогают описать предметы, передать чувства, настроение
Как проверить безударную гласную в окончаниях имен прилагательных?
Безударную гласную в окончании имен прилагательных проверяем по вопросу, так как у слов - вопросов всегда ударные окончания.
Начнем наше исследование. Ответить на данный вопрос поможет нам наш учебник.
Упражнение 326 - Что заметили? Сравнение окончаний слов - вопросов и имен прилагательных. Вывод. - С помощью чего можно проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных? Как проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных? Чтение правила по учебнику. Вернемся к нашей таблице «Что я узнал». Рассмотрим пример. В доме новом . На основе этого примера составим алгоритм.
Упражнения в написании безударных гласных в окончании имен прилагательных
Закрепим полученные знания. Учимся писать окончания имен прилагательных.
- Упр. 327. Выполняется под руководством учителя на доске.
О б р а з е ц: В (как?) древнерýсск. (как?) стóльн. В (как?) рýсск. - Как проверить безударную гласную в окончании? Самостоятельная работа. Проверим ваши знания.
Выполните задание, которое имеет три уровня сложности.
1 уровень сложности
Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.
Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок заиграл ветками высок… деревьев.
2 уровень сложности.
Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.
(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.
3 уровень сложности.
Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.
……… весна пришла в наш ……… городок. В ……… небе засветило ……… солнышко. На ……… земле показалась ……… травка. ……… ветерок заиграл ветками ……… деревьев.
Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.
1,2 уровни сложностей проверяют по образцу на доске.
3 уровень сложности.
Несколько учеников зачитывают свои тексты. Учитель ставит оценки. V. Итог урока. - С какой новой орфограммой познакомились? - Как проверить безударные окончания имен прилагательных? Домашнее задание: выполнить упр. 6, с. 89.
Рефлексия учебной деятельности
- Оценим свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Имена прилагательные»?
- На слайде на цветных полосках 2 пословицы.
На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)
На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать)
- Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и поднимаем сигнал соответствующего цвета.
Написание синквейна. - Заканчивая наш урок, я предлагаю вам написать о прилагательном синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. Дети: Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение. Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме). КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ. 1. /Обязательное упражнение/ И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1-2- вдох носом, руки поднять вверх. 3-4- выдох ртом, руки опустить вниз. Повторить 3-4 раза. 2./Обязательнее упражнение/ И.п. то же, правую руку положить на грудь, левую руку на диафрагму. 1- 2- вдох носом, рукой надавить на живот. 3- 4 - выдох ртом, рукой надавить на грудь. Повторить 3-4 раза. "ЗАМЁРЗЛИ РУЧКИ" И.п. - стоя, кисти рук соединить, держать их около рта. 1-2 - глубокий вдох ртом и носом одновременно, 3-4-5-6-7-8- дышать на руки, выдыхая на слог "ха", как будто отогревая их от холода на морозе - «дышим на ручки ,как дышит собачка».
"СВЕЧКА" И.п. - стоя .руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно "зажечь" и поднести ко рту. ; 1-2- вдох носом бесшумный, "чтобы не задуть свечку". 5-6-7-8- выдох, ртом бесшумный. .-• - Повторить 2 раза, затем "задуть свечку".