Статья «Как воспитать любовь к природе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

100 ВОПРОСОВ О ВОСПИТАНИИ


Журавлёва Т.В.

учитель начальных классов МБОУ СОШ №28

ст. Чебургольская Красноармейского района

Вопрос: «Как воспитать у ребёнка любовь к природе?»

Ответ. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее. Но как воспитать это чувство у ребёнка? Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодей-ствие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, постарайтесь исполь-зовать различные формы работы в этом направлении.

Прогулка в парк, семейный отдых на природе, путешествие по родному краю, чтение книг, забота о животных - все это должно привлечь вни-мание вашего ребёнка к его окружающему миру.

Бывая с ребёнком в лесу, вспомните замечательные стихи поэтов лириков А.Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова. Дайте дельный совет детям: передвигаться по лесу нужно осторожно, чтобы услышать много интересного и понять, что в природе, как говорил Ф. Тютчев, есть душа, есть свобода, есть язык. Ближе и дороже станет для вашего ребёнка родная природа после того, как прямо в лесу или в парке встретив русскую березку, ребёнок вместе с вами исполнит всем известную песню

Во поле береза стояла.

Во поле кудрявая стояла...

Каждый уголок природы не оставит вашего ребёнка равнодушными, если вы сами умеете восхищаться величием, гармонией, тонкой игрой многоцветья. Формирование чувств должно быть постоянным.

Ребенок должен видеть бережное отношение к природе, уважение со стороны родителей. Пример старших для малышей имеет огромное значение, так как именно они могут помочь сформировать правильное отношение детей к природе. Вместе с ребёнком изготовьте кормушки для птиц, подкармливайте птиц зимой. Объясните причину своих действий. Обязательно понаблюдайте вместе за тем, какие птицы прилетают к вашей птичьей столовой. Используйте в совместном чтении с детьми рассказы, стихи о природе, животных.

В возрасте 6-8 лет ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире. Какой волнитель-ный процесс изо дня в день наблюдать, как вытягивается в длину малень-кий росточек! А ещё приятнее будет вашему ребёнку, когда он сам поса-дит это семечко, из которого этот росток показался из-под земли. Ухаживая за растением, ребёнок учится наблюдать, заботится о нём, занимаясь самостоятельным выращиванием растения. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях, во время прогулок - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребёнка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.

Таким образом, экскурсия, прогулки на природе, путешествия развивают: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания. Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять различные формы работы по воспитанию любви к природе. Можно привлечь ребёнка к сочинению сказок о растениях, о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в Красную книгу и многие другие виды деятельности. В зависимости оттого, что вложили мы в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Список литературы

Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5.

Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 1999. - №7.

© 2010-2022