Урок по теме Изменение прилагательных по родам и числам

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Изменение имён прилагательных по родам и числам"

Цели:

1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по родам и числам.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное , как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Ход урока

1. Мотивация учебных действий

- Легкий или трудный для вас урок русского языка?

-Почему?

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? Слайд-1

Виды речевой деятельности:

Говорим

Читаем

Пишем

Слушаем

- Что вам на уроках делать легче?

- Почему?

- Что труднее?

- Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

- Записываем число, классная работа.(Слайд №2)

2. Введение в тему урока

- Послушайте стихи А. С. Пушкина

На доске:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг.

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?

/Нам предстоит сделать открытия.

Мы узнаем что - то новое.

-Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют .

- Исследуйте данное предложение. Значение, каких слов вам непонятно.

-Обратимся к толковому словарю

-Тогда на помощь нам приходит Словарь русского языка С. И. Ожегова

выясним значения этих слов.

Просвещенье - распространение знаний, образования

Парадокс - мнение, которое противоречит общепринятому.

Гений - человек, обладающий талантом, высокой творческой способностью.

Итак, на уроке нам предстоит узнать много нового, сделать открытия.

3. Повторение знаний об имени прилагательном

а) - А теперь, друзья внимание у меня к вам первое задание.

О чём идёт речь в этом стихотворении?

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие.

Какое? какая? какой? какие?

б) Повторение признаков имени прилагательного ( слайд № 3 )

в) Игра « Узнай слово» ( Слайды 4, 5, 6) . Дети описывают предметы на слайдах, называя подходящие по смыслу прилагательные. Ученик должен узнать слово по описанию.

Подводится вывод, что имена прилагательные делают нашу речь понятной.

г) Редактирование текста ( работа в группах). (Слайд 7)

На слайде репродукция картины Васнецова «Алёнушка» и графический эскиз « Алёнушка»

-Попробуйте доказать, что без прилагательных мы не сможем сделать нашу речь более красивой, эмоциональной. Перед вами две Алёнушки.

-Какая из них вам нравится больше? Почему? ( Первая картина более красочная)

-По мотивам какой сказки написана первая картина?

-Почему художник изобразил Алёнушку такой печальной?

-Какую музыку вы предложили бы к этой картине? (звучит музыка Чайковского из балета «Лебединое озеро»)

-Что вы сделали бы, чтобы и на вторую Алёнушку захотелось смотреть? С помощью чего художник делает картину красивой? А композитор? А писатель?

-Прочитайте текст.

Алёнушка

Алёнушка была сестрой. Девочка очень печалилась, когда ее братец превратился в козленочка. От тоски пришла она к озеру. Кругом лес. Вода в озере. Небо над головой. Села Аленушка на камень, наклонила голову к воде. Такая она. Не грусти, Аленушка! Все будет хорошо. Скоро опять будешь играть с братцем.

- Понравился текст? Почему? ( Нет. В тексте нет имён прилагательных)

- Поработайте в группах. Отредактируйте текст, рассматривая репродукцию.

(У каждого ученика карточка № 1 с текстом, в котором пропущены прилагательные. Дети добавляют имена прилагательные после совместного обсуждения).

Алёнушка

Алёнушка была _____________ сестрой. Девочка очень печалилась, когда её _____________ братец превратился в ___________ козлёночка. От ________ тоски она пришла к ___________ озеру. Кругом ______________лес. ___________ вода в _____________ озере. ___________ небо над ____________ головой. Села ___________ Алёнушка на ______________ камень. Такая она __________. Не грусти, __________

Алёнушка! Скоро опять будешь играть с ___________ братцем.

д). Проверка отредактированного текста.

Ученики каждой группы читают готовые тексты, дети их оценивают .

- Спасибо, ребята, вы убедили, что прилагательные нужны в нашей речи.

5. Работа по теме урока

1). Мобилизирующий этап.

Учитель:

-Как вы считаете, почему эта часть речи так названа - имена прила-гательные?

-С какой частью речи прилагательные дружат? А как правильнее и точнее сказать? ( согласуются)

-Ребята, хочу представить вам наших гостей.

В класс входит девочка в короне " Имя существительное", держась за руки с "Именами прилагательными". Они читают сказку "Скромные просители".

Сущ-ное:- Здравствуйте! Надеюсь, вы меня узнали Я ваш постоянный спутник на уроках русского языка. Хочу представить вам своих друзей.

Прилаг-ные:

Определяем мы предметы

С нами они весьма приметны

Мы украшаем вашу речь

Нас надо знать вам и беречь!

Да, мы имена прилагательные. И пришли мы к вам за помощью.

Сущ-ное: От рождения у прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались с нами с существительными, да вот незадача: нет у прилагательных собственных рода и числа.

Прилаг-ные: - А что, если нам попросить их у вас у существительных. Ну, хотя бы на время?

Сущ-ное: - Вот я и хочу попросить совета у вас ребята.

- Как вы думаете, можем мы существительные предложить свои формы рода и числа именам прилагательным?

Дети: Да, т.к. существительное обозначает предмет, а прилагательное его признак. Значит, прилагательное всегда принимает формы того же рода и числа, что и существительное.

Сущ-ное: Спасибо, ребята, за ясный и подробный ответ. По душе мне пришлись эти скромные просители. Я, пожалуй, одолжу вам свои формы (передаёт лист с записью грамматических форм)

Прилаг.: Чтобы согласовываться с Существительными, мы берём у них на время формы рода и числа. Вместе - служба, вместе - дружба.

-Что вам помогла понять эта сказка? ( Имена прилагательные согласуются с именами существительными: употребляются в том же роде, числе .)

2) Согласование имён существительных с именами прилагательными. Слайд №7

На слайде запись:

шаль ( …?) тёпл.. син.. шерстян..

платок (…?) тёпл.. син.. шерстян…

платье (…?) тёпл.. син.. шерстян..

носки (…?) тёпл.. син.. шерстян..

-Дайте характеристику словам во 1-ом столбике (имена существительные, мужского, женского и среднего рода, неодушевлённые , нарицательные, в ед.числе, носки - во мн.числе)

-Слова какой части речи в 2 и 3-ом столбике (имена прилагательные)

Задание: Согласуйте имена прилагательные с именами существительными.

( Работа в тетрадях)

Проверка выполнения задания.

-Что вы делали, чтобы правильно выполнить задание? ( От имён существительных ставили вопросы к именам прилагательным)

Давайте сделаем вывод: как определить род и число имен существительных? 1) по вопросам ( какой? какая? какое? какие?)

2) по формам имён существительных, с которым оно согласуется.

- У каких имён прилагательных род определить нельзя? ( у имён прилагательных во множественном числе)

Физкультминутка.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

2) Упражнение « Зимний лес» ( работа в группах) слайд №8

Задание : вставить в текст имена прилагательные, определите род имён прилагательных.

Проверка выполнения задания.

3) Составление алгоритма для определения рода имён прилагательных (Слайд № 5)

6. Исследовательская деятельность

- Ребята, занесите в таблицу на карточке №2 окончания имён прилагательных.

- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

На что обратили внимание? ( Окончания вопросов и окончания прилагатель-ных звучат похоже, созвучно -ая, -яя: -ое, -ее и т.д.). И всё- таки они разные.

-Как вы считаете, в чём же причина расхождения в написании окончаний?

Работа в группах. Дети анализируют примеры имен прилагатель-ных, определяют основу слова, формулируют вывод. На основе вывода составляют схему на листе бумаги.

Вывод:

-если основа слов оканчивается на мягкий согласный звук, то окончания

-яя, -ее, -ий, ие;

-если основа слов оканчивается на твёрдый согласный звук, то окончания

-ая, -ое, -ой, -ый, ые.

Физкультминутка для глаз.

7. Воспроизведение знаний.

1. Образуйте от слов имена прилагательные: от первого слова - им прил. м. р, от второго - ж. р, от третьего - ср. р. и т.д.

Определите род имён прилагательных и выделите окончание.

Прочитайте слова, какой частью речи являются?

Храбрость, смелость, силач, крепыш, синева, зима.

Проверка.

В тетради: Храбрый, смелая, сильное, крепкий, синяя, зимнее.

8.Закрепление

1)Выполнение упражнения.

2) дифференцированные задания на карточках (проверка выполнения)

Уровень 1

1. Выберите верное утверждение:

1) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

2) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

3)Имя прилагательное изменяется по числам и родам)

4)) Имя прилагательное не изменяется по числам и родам

5) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает главным членом6) В предложении имя прилагательное чаще всего второстепенным членом

2.Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание.

Домаш..очаг, ближн… деревня, осенн.. день, зимн.. пальто, богат… человек, замёрзш.. озеро.

Уровень2

Имя прилагательное обозначает:

1) слово 2) признак предмета 3) действие предмета

С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) с глаголом 2) с именем существительным

3) с местоимением

Как изменяется имя прилагательное?

1) по родам 2) по числам 3) падежам

Как узнать род имени прилагательного?

1) по роду имени существительного, с которым оно связано

2) по окончанию имени существительного

3) по окончанию имени прилагательного

Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

1) главным членом предложения

2) второстепенным членом предложения

Задание: раскройте скобки, определить род и число имён прилагательных.

(голубая) подснежник

(тёплый) куртка

(яркий) солнце

(широкий) река

(красивая) люди

(широкая) поля

8. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имен прилагательных?

Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

9 Рефлексия ( слайд № 10)

Оцените свою работу на уроке. В тетради на полях дети ставят оценку своей работе

+ все получилось

┴ что-то еще не получается

- не все получается

10. Домашнее задание: придумайте загадку, используя имена прилагательные, определите их род, число.


© 2010-2022