- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по теме Изменение прилагательных по родам и числам
Урок по теме Изменение прилагательных по родам и числам
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черниченко И.А. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: "Изменение имён прилагательных по родам и числам"
Цели:
1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по родам и числам.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное , как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Ход урока
1. Мотивация учебных действий
- Легкий или трудный для вас урок русского языка?
-Почему?
-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? Слайд-1
Виды речевой деятельности:
Говорим
Читаем
Пишем
Слушаем
- Что вам на уроках делать легче?
- Почему?
- Что труднее?
- Почему?
- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
- Записываем число, классная работа.(Слайд №2)
2. Введение в тему урока
- Послушайте стихи А. С. Пушкина
На доске:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
/Нам предстоит сделать открытия.
Мы узнаем что - то новое.
-Да вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют .
- Исследуйте данное предложение. Значение, каких слов вам непонятно.
-Обратимся к толковому словарю
-Тогда на помощь нам приходит Словарь русского языка С. И. Ожегова
выясним значения этих слов.
Просвещенье - распространение знаний, образования
Парадокс - мнение, которое противоречит общепринятому.
Гений - человек, обладающий талантом, высокой творческой способностью.
Итак, на уроке нам предстоит узнать много нового, сделать открытия.
3. Повторение знаний об имени прилагательном
а) - А теперь, друзья внимание у меня к вам первое задание.
О чём идёт речь в этом стихотворении?
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие.
Какое? какая? какой? какие?
б) Повторение признаков имени прилагательного ( слайд № 3 )
в) Игра « Узнай слово» ( Слайды 4, 5, 6) . Дети описывают предметы на слайдах, называя подходящие по смыслу прилагательные. Ученик должен узнать слово по описанию.
Подводится вывод, что имена прилагательные делают нашу речь понятной.
г) Редактирование текста ( работа в группах). (Слайд 7)
На слайде репродукция картины Васнецова «Алёнушка» и графический эскиз « Алёнушка»
-Попробуйте доказать, что без прилагательных мы не сможем сделать нашу речь более красивой, эмоциональной. Перед вами две Алёнушки.
-Какая из них вам нравится больше? Почему? ( Первая картина более красочная)
-По мотивам какой сказки написана первая картина?
-Почему художник изобразил Алёнушку такой печальной?
-Какую музыку вы предложили бы к этой картине? (звучит музыка Чайковского из балета «Лебединое озеро»)
-Что вы сделали бы, чтобы и на вторую Алёнушку захотелось смотреть? С помощью чего художник делает картину красивой? А композитор? А писатель?
-Прочитайте текст.
Алёнушка
Алёнушка была сестрой. Девочка очень печалилась, когда ее братец превратился в козленочка. От тоски пришла она к озеру. Кругом лес. Вода в озере. Небо над головой. Села Аленушка на камень, наклонила голову к воде. Такая она. Не грусти, Аленушка! Все будет хорошо. Скоро опять будешь играть с братцем.
- Понравился текст? Почему? ( Нет. В тексте нет имён прилагательных)
- Поработайте в группах. Отредактируйте текст, рассматривая репродукцию.
(У каждого ученика карточка № 1 с текстом, в котором пропущены прилагательные. Дети добавляют имена прилагательные после совместного обсуждения).
Алёнушка
Алёнушка была _____________ сестрой. Девочка очень печалилась, когда её _____________ братец превратился в ___________ козлёночка. От ________ тоски она пришла к ___________ озеру. Кругом ______________лес. ___________ вода в _____________ озере. ___________ небо над ____________ головой. Села ___________ Алёнушка на ______________ камень. Такая она __________. Не грусти, __________
Алёнушка! Скоро опять будешь играть с ___________ братцем.
д). Проверка отредактированного текста.
Ученики каждой группы читают готовые тексты, дети их оценивают .
- Спасибо, ребята, вы убедили, что прилагательные нужны в нашей речи.
5. Работа по теме урока
1). Мобилизирующий этап.
Учитель:
-Как вы считаете, почему эта часть речи так названа - имена прила-гательные?
-С какой частью речи прилагательные дружат? А как правильнее и точнее сказать? ( согласуются)
-Ребята, хочу представить вам наших гостей.
В класс входит девочка в короне " Имя существительное", держась за руки с "Именами прилагательными". Они читают сказку "Скромные просители".
Сущ-ное:- Здравствуйте! Надеюсь, вы меня узнали Я ваш постоянный спутник на уроках русского языка. Хочу представить вам своих друзей.
Прилаг-ные:
Определяем мы предметы
С нами они весьма приметны
Мы украшаем вашу речь
Нас надо знать вам и беречь!
Да, мы имена прилагательные. И пришли мы к вам за помощью.
Сущ-ное: От рождения у прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались с нами с существительными, да вот незадача: нет у прилагательных собственных рода и числа.
Прилаг-ные: - А что, если нам попросить их у вас у существительных. Ну, хотя бы на время?
Сущ-ное: - Вот я и хочу попросить совета у вас ребята.
- Как вы думаете, можем мы существительные предложить свои формы рода и числа именам прилагательным?
Дети: Да, т.к. существительное обозначает предмет, а прилагательное его признак. Значит, прилагательное всегда принимает формы того же рода и числа, что и существительное.
Сущ-ное: Спасибо, ребята, за ясный и подробный ответ. По душе мне пришлись эти скромные просители. Я, пожалуй, одолжу вам свои формы (передаёт лист с записью грамматических форм)
Прилаг.: Чтобы согласовываться с Существительными, мы берём у них на время формы рода и числа. Вместе - служба, вместе - дружба.
-Что вам помогла понять эта сказка? ( Имена прилагательные согласуются с именами существительными: употребляются в том же роде, числе .)
2) Согласование имён существительных с именами прилагательными. Слайд №7
На слайде запись:
шаль ( …?) тёпл.. син.. шерстян..
платок (…?) тёпл.. син.. шерстян…
платье (…?) тёпл.. син.. шерстян..
носки (…?) тёпл.. син.. шерстян..
-Дайте характеристику словам во 1-ом столбике (имена существительные, мужского, женского и среднего рода, неодушевлённые , нарицательные, в ед.числе, носки - во мн.числе)
-Слова какой части речи в 2 и 3-ом столбике (имена прилагательные)
Задание: Согласуйте имена прилагательные с именами существительными.
( Работа в тетрадях)
Проверка выполнения задания.
-Что вы делали, чтобы правильно выполнить задание? ( От имён существительных ставили вопросы к именам прилагательным)
Давайте сделаем вывод: как определить род и число имен существительных? 1) по вопросам ( какой? какая? какое? какие?)
2) по формам имён существительных, с которым оно согласуется.
- У каких имён прилагательных род определить нельзя? ( у имён прилагательных во множественном числе)
Физкультминутка.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
2) Упражнение « Зимний лес» ( работа в группах) слайд №8
Задание : вставить в текст имена прилагательные, определите род имён прилагательных.
Проверка выполнения задания.
3) Составление алгоритма для определения рода имён прилагательных (Слайд № 5)
6. Исследовательская деятельность
- Ребята, занесите в таблицу на карточке №2 окончания имён прилагательных.
- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.
На что обратили внимание? ( Окончания вопросов и окончания прилагатель-ных звучат похоже, созвучно -ая, -яя: -ое, -ее и т.д.). И всё- таки они разные.
-Как вы считаете, в чём же причина расхождения в написании окончаний?
Работа в группах. Дети анализируют примеры имен прилагатель-ных, определяют основу слова, формулируют вывод. На основе вывода составляют схему на листе бумаги.
Вывод:
-если основа слов оканчивается на мягкий согласный звук, то окончания
-яя, -ее, -ий, ие;
-если основа слов оканчивается на твёрдый согласный звук, то окончания
-ая, -ое, -ой, -ый, ые.
Физкультминутка для глаз.
7. Воспроизведение знаний.
1. Образуйте от слов имена прилагательные: от первого слова - им прил. м. р, от второго - ж. р, от третьего - ср. р. и т.д.
Определите род имён прилагательных и выделите окончание.
Прочитайте слова, какой частью речи являются?
Храбрость, смелость, силач, крепыш, синева, зима.
Проверка.
В тетради: Храбрый, смелая, сильное, крепкий, синяя, зимнее.
8.Закрепление
1)Выполнение упражнения.
2) дифференцированные задания на карточках (проверка выполнения)
Уровень 1
1. Выберите верное утверждение:
1) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
3)Имя прилагательное изменяется по числам и родам)
4)) Имя прилагательное не изменяется по числам и родам
5) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает главным членом6) В предложении имя прилагательное чаще всего второстепенным членом
2.Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание.
Домаш..очаг, ближн… деревня, осенн.. день, зимн.. пальто, богат… человек, замёрзш.. озеро.
Уровень2
Имя прилагательное обозначает:
1) слово 2) признак предмета 3) действие предмета
С какой частью речи связано имя прилагательное?
1) с глаголом 2) с именем существительным
3) с местоимением
Как изменяется имя прилагательное?
1) по родам 2) по числам 3) падежам
Как узнать род имени прилагательного?
1) по роду имени существительного, с которым оно связано
2) по окончанию имени существительного
3) по окончанию имени прилагательного
Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
1) главным членом предложения
2) второстепенным членом предложения
Задание: раскройте скобки, определить род и число имён прилагательных.
(голубая) подснежник
(тёплый) куртка
(яркий) солнце
(широкий) река
(красивая) люди
(широкая) поля
8. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имен прилагательных?
Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
9 Рефлексия ( слайд № 10)
Оцените свою работу на уроке. В тетради на полях дети ставят оценку своей работе
+ все получилось
┴ что-то еще не получается
- не все получается
10. Домашнее задание: придумайте загадку, используя имена прилагательные, определите их род, число.