- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по русскому языку
Технологическая карта урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белошапкина А.О. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждения
Средняя общеобразовательная школа №233
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока по русскому языку
4 класс
"Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки.
Род имен существительных"
Подготовила учитель начальных классов
Белошапкина Алина Олеговна
Санкт - Петербург
2014 год
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Цель: создание условий для развития умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных.
Задачи:
-
повторить, какова роль имени существительного в речи, постоянные и непостоянные признаки имен существительных;
-
обогащать словарный запас детей, воспитывать внимательное отношение к слову;
-
повторить лексико-грамматические признаки имени существительного;
- научить различать лексико-грамматические признаки имени существительного;
- научить ставить учебную задачу и сравнивать с ней полученные результаты;
- научить строить устные высказывания и слушать друг друга;
- научить обобщать информацию и делать выводы;
- создать условия для формирования умения работать в группе;
- создать условия для формирования УУД:
Познавательные УУД:
-
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
-
Выявлять сущность, особенности объектов.
-
На основе анализа объектов делать выводы.
-
Обобщать и классифицировать по признакам.
-
Ориентироваться в учебнике.
-
Находить ответы на вопросы в учебнике, в словарях.
Регулятивные УУД
-
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы
с материалом учебника.
-
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
-
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
-
Развивать умения выражать свои эмоции.
-
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
-
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
-
Развивать умение слушать и понимать других.
-
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-
Оформлять свои мысли в устной форме.
-
Умение работать в группе.
Ход урока
Речь и деятельность учителя
Речь и деятельность учащихся
1. Самоопределение к деятельности
Приветствие детей, сбор и раздача тетрадей.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний.
Запись числа и вида работы в тетрадях.
- Сколько слов мы записали?
- А сколько частей речи? Назовите их.
- Слов какой части речи больше?
-Вспомним все, что нам известно об имени существительном, поработаем в группах: учебник стр. 99,
1 группа - 1 вопрос
2 группа - 2 вопрос
3 группа - 3 вопрос
- о каком грамматическом признаке имен существительных не сказали?
-что вам известно про число и. сущ.?
-род, одушевленность это какие признаки имен существительных? А число?
4
3: имя существительное, имя прилагательное, числительное.
1 группа: имена существительные обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? так названо, потому что обозначает то, что существует
2 группа: имена сущ. Бывают одушевленными и неодушевленными. Одушевленные называют живые предметы и отвечают на вопрос кто? + примеры Неодушевленные - неживые предметы, вопрос что? + примеры
3 группа: имена сущ. Имеют род. Они могут быть мужского, женского и среднего рода
+ примеры
- о числе
-имена сущ. Изменяются по числам. Но есть сущ., которые могут быть только в ед. или только во мн. числе.
- постоянные и непостоянный
3.Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
- Что повторяем сегодня на уроке?
- Так какую цель мы перед собой поставим на нашем уроке?
- постоянные и непостоянные признаки имен существительных
-научится определять постоянные и непостоянные признаки имен существительных
4. Постановка проблемы. Работа по теме урока
- Откройте учебник на стр. 98 упр. 104. Прочитаем текст упражнения.
- О чем текст? Что в нем описывается? Легко ли охотиться осенью по мнению В. Бианки? Почему нет?
- Найдите предложение, в котором содержится ответ на мой вопрос и запишите его в тетрадь с красной строки.
- Нужна ли запятая в этом предложении? Где и почему?
- Посмотрите, рядом с некоторыми словами стоит цифра 3. Объясните, что это значит. А что значит «разобрать слово как часть речи»?
-Укажем грамматические признаки слов, рядом с которыми стоит цифра 3.
По 1 ребенку на доске.
- Как вы думаете, вы сможете установить род любого имени существительного?
-Определите род имени существительного «сень».
-Какой сразу возникает вопрос?
-Какой вывод можем сделать? Когда мы легко можем определить род имен существительных?
-Как же быть? Что может помочь?
-Какие словари?
Показ толкового и орфографического словарей
- Чему еще будем учиться сегодня?
-В ваших учебниках есть и толковый, и орфографический словари. Как вы думаете, в каком стоит искать слово «сень» и почему?
-Найдите слово в толковом словаре, прочитайте его значение.
- Но мы пытались определить род этого слова. А в этом нам может помочь толковый словарь? Посмотрите внимательно на сокращения возле слова. Может быть, самые внимательные и найдут там подсказку.
-Молодцы! Как же, используя словарь, определять род имен существительных, которые плохо вам знакомы?
-Какая помета стоит в словарной статье для обозначения рода?
-Используя толковый словарь, выполните задания на карточках (определить лексическое значение и род существительных вуаль, дебют, коростель, просинь, пустошь, твердь, турне, фойе и заполнить таблицу)
Дети читают.
- об охоте осенью
- Высохший лист гремит под ногами, дичь тебя далеко слышит и видит сквозь поредевший кустарник.
-это сложное предложение, нужна запятая перед словом «дичь».
- разобрать слово как часть речи
-указать грамматические признаки слова
Лист - сущ., м.р., неодуш., в ед.ч..
Дичь - сущ., ж.р., одуш., в ед. ч..
Ответы детей
-что такое «сень»?
- род имен существительных легко определить только тогда, когда мы знаем, о чем идет речь, имеем представление о предмете.
-словари
-определять значение и род малознакомых существительных
- в толковом, потому что нам непонятно или не совсем понятно значение этот слова.
-рядом со словом стоит буква «ж», это значит, что слово женского рода.
-рядом со словом буквы «м» - мужской род, «ж» - средний род, «ср» - средний род
Индивидуальная работа на карточках
5. Итог урока (рефлексия)
- Какова была цель урока?
- Повторили ли мы постоянные и непостоянные признаки имен существительных?
- Какая информация была новой на уроке?
- Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
- Мы сегодня хорошо поработали. Оцените урок. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?
- Повторить постоянные и непостоянные признаки имен существительных, научиться их определять
-Род имен существительных можно уточнить в словарях
Дети оценивают свою работу.
6. Домашнее задание
- Дома вы потренируетесь определять значение имен существительных по контексту, то есть по содержанию предложения, и поработаете на карточках
Запись в дневник
Список использованной литературы
-
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. «Русский язык» учебник в 2 частях, часть 1. Баласс, 2013
-
Рик Т. «Здравствуйте, имя существительное!» М.: РИО «Самовар», 1996
-
СЛОВО
ЗНАЧЕНИЕ
РОД
Вуаль
Дебют
Коростель
Просинь
Пустошь
Твердь
Турне
Фойе
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Фамилия, имя ____________________________________________________________________
-
Прочитай предложения. Постарайся понять смысл выделенных слов по содержанию предложения. Заполни таблицу.
-
Отвыкший от русской зимы, он зяб и кутался, закрывая шею и уши широким швейцарским кашне.
-
Посреди сада стоял заколоченный двухэтажный флигель, приготовленный под снос.
-
От маленького бра, висевшего на стене, исходил теплый уютный свет.
-
Я выбрала новый тюль на окно в спальню.
-
Голосуя, люди опускают свой избирательный бюллетень в специальные ящики.
-
Все фамилии записаны в новом табеле.
-
Вылов дальневосточной иваси перестал осуществляться промышленным способом.
-
Я люблю капусту, но вот тушеную кольраби терпеть не могу.
-
Деревянная лохань от старости покрылась трещинами, но няня все равно продолжала стирать в ней бельё.
-
СЛОВО
ЗНАЧЕНИЕ слова (можно записать синоним)
РОД
Кашне
Флигель
Бра
Тюль
Бюллетень
Табель
Иваси
Кольраби
Лохань
2.Выпиши из предложений 10 любых существительных и укажи в скобках их род и число _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________