Технологическая карта урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждения

Средняя общеобразовательная школа №233

с углубленным изучением иностранных языков

Красногвардейского района Санкт-Петербурга














Технологическая карта урока по русскому языку


4 класс


"Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки.

Род имен существительных"












Подготовила учитель начальных классов

Белошапкина Алина Олеговна




Санкт - Петербург

2014 год

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Цель: создание условий для развития умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных.

Задачи:

  • повторить, какова роль имени существительного в речи, постоянные и непостоянные признаки имен существительных;

  • обогащать словарный запас детей, воспитывать внимательное отношение к слову;

  • повторить лексико-грамматические признаки имени существительного;

  • научить различать лексико-грамматические признаки имени существительного;
  • научить ставить учебную задачу и сравнивать с ней полученные результаты;
  • научить строить устные высказывания и слушать друг друга;
  • научить обобщать информацию и делать выводы;
  • создать условия для формирования умения работать в группе;
  • создать условия для формирования УУД:

Познавательные УУД:

  • Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

  • Ориентироваться в учебнике.

  • Находить ответы на вопросы в учебнике, в словарях.

Регулятивные УУД

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы

с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

  • Развивать умения выражать свои эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

Коммуникативные УУД

  • Развивать умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в группе.





Ход урока



Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности

Приветствие детей, сбор и раздача тетрадей.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Запись числа и вида работы в тетрадях.

- Сколько слов мы записали?

- А сколько частей речи? Назовите их.

- Слов какой части речи больше?

-Вспомним все, что нам известно об имени существительном, поработаем в группах: учебник стр. 99,

1 группа - 1 вопрос

2 группа - 2 вопрос

3 группа - 3 вопрос


- о каком грамматическом признаке имен существительных не сказали?

-что вам известно про число и. сущ.?

-род, одушевленность это какие признаки имен существительных? А число?

4

3: имя существительное, имя прилагательное, числительное.

1 группа: имена существительные обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? так названо, потому что обозначает то, что существует

2 группа: имена сущ. Бывают одушевленными и неодушевленными. Одушевленные называют живые предметы и отвечают на вопрос кто? + примеры Неодушевленные - неживые предметы, вопрос что? + примеры

3 группа: имена сущ. Имеют род. Они могут быть мужского, женского и среднего рода

+ примеры

- о числе

-имена сущ. Изменяются по числам. Но есть сущ., которые могут быть только в ед. или только во мн. числе.

- постоянные и непостоянный

3.Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

- Что повторяем сегодня на уроке?

- Так какую цель мы перед собой поставим на нашем уроке?

- постоянные и непостоянные признаки имен существительных

-научится определять постоянные и непостоянные признаки имен существительных

4. Постановка проблемы. Работа по теме урока

- Откройте учебник на стр. 98 упр. 104. Прочитаем текст упражнения.

- О чем текст? Что в нем описывается? Легко ли охотиться осенью по мнению В. Бианки? Почему нет?

- Найдите предложение, в котором содержится ответ на мой вопрос и запишите его в тетрадь с красной строки.

- Нужна ли запятая в этом предложении? Где и почему?

- Посмотрите, рядом с некоторыми словами стоит цифра 3. Объясните, что это значит. А что значит «разобрать слово как часть речи»?

-Укажем грамматические признаки слов, рядом с которыми стоит цифра 3.

По 1 ребенку на доске.

- Как вы думаете, вы сможете установить род любого имени существительного?

-Определите род имени существительного «сень».

-Какой сразу возникает вопрос?

-Какой вывод можем сделать? Когда мы легко можем определить род имен существительных?

-Как же быть? Что может помочь?

-Какие словари?

Показ толкового и орфографического словарей

- Чему еще будем учиться сегодня?

-В ваших учебниках есть и толковый, и орфографический словари. Как вы думаете, в каком стоит искать слово «сень» и почему?

-Найдите слово в толковом словаре, прочитайте его значение.

- Но мы пытались определить род этого слова. А в этом нам может помочь толковый словарь? Посмотрите внимательно на сокращения возле слова. Может быть, самые внимательные и найдут там подсказку.

-Молодцы! Как же, используя словарь, определять род имен существительных, которые плохо вам знакомы?

-Какая помета стоит в словарной статье для обозначения рода?

-Используя толковый словарь, выполните задания на карточках (определить лексическое значение и род существительных вуаль, дебют, коростель, просинь, пустошь, твердь, турне, фойе и заполнить таблицу)

Дети читают.

- об охоте осенью

- Высохший лист гремит под ногами, дичь тебя далеко слышит и видит сквозь поредевший кустарник.

-это сложное предложение, нужна запятая перед словом «дичь».

- разобрать слово как часть речи

-указать грамматические признаки слова

Лист - сущ., м.р., неодуш., в ед.ч..

Дичь - сущ., ж.р., одуш., в ед. ч..

Ответы детей

-что такое «сень»?

- род имен существительных легко определить только тогда, когда мы знаем, о чем идет речь, имеем представление о предмете.

-словари

-определять значение и род малознакомых существительных

- в толковом, потому что нам непонятно или не совсем понятно значение этот слова.

-рядом со словом стоит буква «ж», это значит, что слово женского рода.

-рядом со словом буквы «м» - мужской род, «ж» - средний род, «ср» - средний род

Индивидуальная работа на карточках

5. Итог урока (рефлексия)

- Какова была цель урока?

- Повторили ли мы постоянные и непостоянные признаки имен существительных?

- Какая информация была новой на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

- Мы сегодня хорошо поработали. Оцените урок. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?

- Повторить постоянные и непостоянные признаки имен существительных, научиться их определять

-Род имен существительных можно уточнить в словарях

Дети оценивают свою работу.

6. Домашнее задание

- Дома вы потренируетесь определять значение имен существительных по контексту, то есть по содержанию предложения, и поработаете на карточках

Запись в дневник

Список использованной литературы

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. «Русский язык» учебник в 2 частях, часть 1. Баласс, 2013

  2. Рик Т. «Здравствуйте, имя существительное!» М.: РИО «Самовар», 1996



СЛОВО


ЗНАЧЕНИЕ


РОД


Вуаль

Дебют

Коростель

Просинь

Пустошь

Твердь

Турне

Фойе


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Фамилия, имя ____________________________________________________________________



  1. Прочитай предложения. Постарайся понять смысл выделенных слов по содержанию предложения. Заполни таблицу.



  • Отвыкший от русской зимы, он зяб и кутался, закрывая шею и уши широким швейцарским кашне.

  • Посреди сада стоял заколоченный двухэтажный флигель, приготовленный под снос.

  • От маленького бра, висевшего на стене, исходил теплый уютный свет.

  • Я выбрала новый тюль на окно в спальню.

  • Голосуя, люди опускают свой избирательный бюллетень в специальные ящики.

  • Все фамилии записаны в новом табеле.

  • Вылов дальневосточной иваси перестал осуществляться промышленным способом.

  • Я люблю капусту, но вот тушеную кольраби терпеть не могу.

  • Деревянная лохань от старости покрылась трещинами, но няня все равно продолжала стирать в ней бельё.


СЛОВО


ЗНАЧЕНИЕ слова (можно записать синоним)


РОД


Кашне

Флигель

Бра

Тюль

Бюллетень

Табель

Иваси

Кольраби

Лохань


2.Выпиши из предложений 10 любых существительных и укажи в скобках их род и число _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022