Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»МБОУ «Гимназия №3» Чистопольского муниципального района РТ










Мастер-класс

«Технология

деятельностного метода обучения»









учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Смирнова Елена Александровна
















11 мая 2015 года

Тема мастер-класса «Технология деятельностного метода обучения»


Цель: обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках в начальной школе.

Задачи: 1. познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;


2. раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с технологией деятельностного метода обучения, разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон;


3. показать практическую значимость использования данной технологии для достижений требования Стандарта, убедить участников мастер-класса в целесообразности использования деятельностного метода обучения в практической деятельности на уроках.


Предполагаемый результат: участники мастер-класса углубляют знания о технологии деятельностного метода обучения, расширяют знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Оборудование: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

















Ход мастер-класса


  1. Введение.
Основная цель: организовать презентацию о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках в начальной школе.


Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «умение учиться». На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Л.С. Выготский говорил: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Парадигмой современного образования становится системно - деятельностный подход к обучению. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом обучения.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. "Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося".

Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов - технология деятельностного метода обучения.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо");
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");
3) устанавливаются тематические рамки ("могу").

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я" с образом "Я - идеальный ученик", осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Данная структура урока графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.

Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого".

Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина XXI века.


  1. Постановка задачи мастер - класса.
Основная цель: актуализировать знания и сформулировать конкретную педагогическую проблему, решение которой будет демонстрироваться с помощью деятельностного метода .


- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с технологией деятельностного метода обучения, разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон;


- показать практическую значимость использования данной технологии для достижений требования Стандарта, убедить участников мастер-класса в целесообразности использования деятельностного метода обучения в практической деятельности на уроках.



  1. Практическая часть.
Основная цель: продемонстрировать решение поставленной задачи в форме имитационной игры.

Задание для педагогов для восстановления последовательности шагов деятельностного метода обучения

(урок открытия новых знаний) Предлагаю немного освежить ваши знания. Определите, пожалуйста, последовательность этапов урока открытия нового знания. (1 минута) на экране.

___ Реализация построенного проекта.

___ Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

___ Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

___ Выявление места и причины затруднения.

___ Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

___ Актуализация и пробное учебное действие.

___ Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

___ Включение в систему знаний и повторение.

___ Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Структура урока введения нового знания, предложенная Людмилой Георгиевной Петерсон. (Последовательность шагов «деятельностного метода обучения», разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.)

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
  • Актуализация и пробное учебное действие
  • Выявление места и причины затруднения
  • Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)


  1. Моделирование.
Основная цель: организовать самостоятельную работу слушателей.

Предлагаю рассмотреть структуру урока открытия нового знания на основе урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».
Этапы урока с комментариями

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Настраивает на учебную деятельность.

- Какой у нас номер урока?

- Этот урок относится к разделу правописание. Над чем мы работаем в разделе «Правописание?»

Настраиваются на учебную деятельность.

Проверяют свою готовность к уроку, вспоминают номер урока, определяют направление своей работы в разделе «правописание»

-прошлый урок был 53, значит сейчас - 54.

- В разделе «Правописание» мы учимся грамотно писать, применять правила русского языка. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает задание

-Какие части слова вы знаете?

- Каким способом образуются слова? Приведите примеры.

Выполните пробное действие: вставьте пропущенные буквы (Приложение 1)

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Выполняют пробное учебное действие


На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Фиксирует затруднения учащихся, задает уточняющие вопросы.

Определяют место и причину затруднения (индивидуальная работа).

Не знают когда пишется суффикс -ик- и -ек-, не могут объяснить правильный выбор суффикса

3. Выявление места и причины затруднения.


На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью: 1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

  1. Реализация построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Направляет работу учащихся, наблюдает.

Раздает карточки «Давай подумаем»

Рубрика «Давай подумаем»

Работа в парах (четверках). Анализируют и обсуждают материал, делают вывод, сравнивают свой вывод с правилом, фиксируют правило в знаковой форме (Приложение 2) На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает задание, наблюдает, корректирует работу детей.

Сейчас вы будете работать в паре. Вспомните правила работы в паре.

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова: 1 вариант с суффиксом -ик-, 2 вариант с суффиксом -ек-. Объясняем выбор буквы по очереди друг другу.

Вы можете пользоваться моделью или алгоритмом работы в учебнике с.123

Выполняют задание в парах (Приложение 3)

Доказывают выбор буквы, определяют кто должен записать слово, пишут каждый в свою тетрадь только необходимое. Проверяют количество слов. При затруднении обращаются к составленной модели или к алгоритму проверки в учебнике.


На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает задание и готовит эталон для самопроверки.

Выполните тест. Проверьте свою работу по эталону. Оцените себя, кто понял правило и знает как его применять (не допустил ни одной ошибки) поставьте «+», у кого еще есть затруднения, кто не всегда может подобрать проверочное слове, кто не понял нашу тему поставьте «?».

Самостоятельная работа.

Дети самостоятельно выполняют тест (Приложение 4), затем проверяют по образцу.

Определяют правильность выбора суффикса, умение пользоваться алгоритмом, определяют, в чем ошибки, оценивают свою работу При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает задания на выбор, корректирует работу, дает консультацию.

Рабочая тетрадь упр.1 или 2, учебник упр.1 или 2.

Выбирают задание и самостоятельно выполняют На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Рассмотрим урок Математики во 2 классе.

Тема урока: «Окружность». Цели урока:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания, практические навыки построения окружности, логическое мышление, речь.
  2. Сформировать понятия: «окружность», «цент окружности», «радиус»
  3. Продолжить формирование ключевых компетенций: коммуникативной, социальной.
  4. Воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: Для учителя: демонстрационный циркуль, карточки со словами, лента, картинки с изображением предметов, магниты Для учащихся: циркуль, линейка, карандаш

Ход урока. I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. - Улыбнитесь друг другу, пожмите друг другу руку и пожелайте удачи! Наш девиз: Маленькие удачи- Путь к большой победе! II. Повторение изученного. - Ребята, мы с вами сегодня будем исследовать новую геометрическую фигуру. Но для того, того чтобы начать изучать что-то новое, что мы должны вспомнить? (Те знания, которые нам пригодятся для открытия нового.)
Цели и задачи урока Поставим задачи…, которые нам предстоит решить в ходе урока. Что мы должны узнать о новой геометрической фигуре? 1. Определение фигуры. 2. Из чего состоит (её элементы и свойства). 3. Инструмент для построения. 4. Научиться строить фигуру. Поработаем в парах. - Проверим знания «Таблицы умножения» ( работа по сарбонкам). Игра «Найди лишнюю фигуру». - Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры)





- Какая фигура может быть лишней и почему? (Круг. Потому, что у него нет углов и сторон).
III. Изучение нового материала. ИССЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖНОСТИ. 1 этап. (Понятия окружность, круг.) - Посмотрите на доску. Что вы можете сказать о геометрических фигурах? Выскажете свои предположения. (Это два круга.) - Они одинаковые или чем то отличатся? (Один круг заполнен внутри, а другой - это только граница круга). Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения» - То, чем заполнена эта фигура внутри - называется область. -А этот ободок её граница. - Могут ли эти фигуры существовать друг без друга?(???) - Можно ли сказать, что это разные геометрические фигуры? (???) - Какие предметы быта похожи на круг? (Блин, тарелка…) - А какие предметы похожи на границу круга? (Обруч,баранка….) -Значит, напрашивается вывод. Это две разные фигуры…
-А теперь проведем эксперимент. Возьмем границу и прикрепим ее рядом. Какая геометрическая фигура у нас получилась? -Эту фигуру называют окружностью. На доске 2 разные фигуры: круг и окружность. -Чем окружность является для круга? (границей) -Какое определение дадим окружности? (Окружность- это граница круга.) -Послушаем стихотворение (см. приложение) У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность, Она идет по краю круга И называется … окружность. -Мы выяснили, что круг и окружность - разные геометрические фигуры. Что общего? (Есть границы, кривые замкнутые линии.) -В чем их различие? (У круга есть область, у окружности - нет.) -Итак, с какими геометрическими фигурами мы познакомились? ( Круг и окружность.) 2 этап. (Работа с циркулем.) -Ребята, а теперь откройте тетради и начертите фломастером окружность любого размера. - Хорошо… но какие-то кривые у вас получились окружности. Легко вам было построить окружность? Молодцы, вы правильно догадались, что для построения окружности нужен специальный предмет - циркуль. Слово «циркуль» в переводе с латинского означает «круг». При работе с циркулем нужно соблюдать правила. Кто их назовет? -А теперь посмотрите, как правильно чертить окружность. Сначала ставим точку - это центр окружности, обозначим его буквой О. Раздвигаем ножки циркуля. Ставим иглу в центр, а грифелем проводим окружность.
-А сейчас проведем практическую работу. (Показываю на SMART доске. См. приложение) В тетрадях начертите окружности. 1 вариант чертит самую большую окружность, которая может поместиться на странице, 2 вариант - маленькую. Обозначьте центр окружности. -Как получили большую окружность, а как - маленькую? (Раздвинули ножки циркуля или сдвинули.) -Возьмите простой карандаш, поставьте 3 точки - одну на окружности, обозначьте ее буквой А, вторую - внутри окружности, обозначьте ее буквой В, третью - вне окружности, обозначьте буквой - С. Кто выполнит задание на доске? 3.Физкультминутка.
4.Продолжение исследования окружности. 3 этап (равноудаленность) - Что вы можете сказать об этой фигуре? (прямоугольник, у него четыре прямых угла, противоположные стороны равны….)




- Как можно назвать одним словом всё, что вы перечислили. (Свойства прямоугольника). - А сейчас нам предстоит узнать свойства окружности. Для этого исследуем окружность.





Сейчас выйдет группа экспериментаторов. - Постройте прямую линию… - Постройте кривую линию… - Постройте замкнутую линию… Что мы построили: круг или окружность? (Окружность.)(см. приложение) -Каждый из вас - точка на этой окружности. Вызовем еще одного человека. Он будет точкой - центром окружности. Слушаем вопрос: От какой точки окружности центр будет дальше всего, ближе всего? -На каком же расстоянии находятся все точки окружности от центра? (На одинаковом.) -Давайте еще раз проверим это. Я приготовила ленточку. Как с ее помощью измерить расстояние от центра до точек окружности? (См. приложение). -Изменялась ли длина ленточки? (Нет.) ( -Занимайте свои рабочие места? - Расстояние между какими точками мы измеряли? (Точками окружности и центром.) -Менялось ли это расстояние? (Нет.) -Какой вывод мы должны сделать? -Все точки окружности равноудалены от центра. -Ребята, к какой из этих фигур можем применить этот вывод? (Ко 2-ой) -Почему? (Ее точки равноудалены от центра.) -Это свойство окружности. 4 этап. (радиус) -Найдите на своей окружности точку А и соедините ее с центром. Что у вас получилось? (Отрезок.) -Этот отрезок, называется радиус. Какие точки соединил радиус? (Точку окружности и центр.) -Сколько радиусов можно провести в окружности? (Много.) -Проведем еще 1 радиус. Кто покажет на доске? -Предположите, как с латинского переводится слово радиус? (Спица колеса.) 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, 1. Работа по учебнику. -Откройте учебники на стр. 49, выполните №4 сами. Взаимопроверка. 2.Тест "Выбери правильный ответ" 1. Окружность - это: А. Замкнутая кривая линия. Б. Ломаная линия с центром в точке О. В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности. 2. Радиус окружности - это: А. Отрезок, соединяющий две точки окружности. Б. Прямая, проходящая через центр. В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности. 3. Все радиусы одной окружности: А. Являются лучами. Б. Равны между собой. В. Имеют разную длину
5.Итог урока. -Что узнали сегодня на уроке? (Что такое окружность, радиус и т.д.) -Чему научились? (Чертить с помощью циркуля.) -Для чего мы учились чертить окружности? -На уроках технологии нам понадобится умение чертить окружности для изготовления поделок. Рефлексия. Сегодня на уроке: • я узнал : • я научился: • порадовался тому, что:

Рассмотрим пример фрагмента урока математике в 1 классе,

на котором реализуется деятельностный метод обучения.
Тема: Правило проверки решения уравнения. Цели урока:

  • научить выполнять проверку решения уравнений;
  • закрепить навык определения целого и части, умение решать уравнения всех изученных типов, работать над самостоятельным комментированием, навыки решения текстовых задач, быстрого и стабильного счёта в пределах 9;
  • развивать речь, логическое мышление, память, внимание, математические способности.
На этапе актуализации знаний в ходе успешного выполнения задания на установления взаимосвязи между частью и целым, решением нескольких уравнений, учащимся задаётся проблемный вопрос, ответ на который с ходу невозможен (используется мотивирующий приём постановки учебной проблемы - «актуальность»). - За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:
2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6 х = 6 + 2 х = 6 - 2 х = 6 - 2 х = 8 х = 4 х = 3
- Почему сразу не можем ответить? - Назовите тему урока. На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:
  • проверить правильность, определяя части, целое;
  • проверка вычисления;
  • догадка - подставить число вместо х.
Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки: Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.


  1. Рефлексия.
Основная цель: соотнести поставленную цель и результат мастер - класса, получить обратную связь от участников мастер - класса. Уважаемые коллеги! На заключительном этапе мастер-класса я предлагаю оценить результаты нашей совместной деятельности. Давайте подведём итог наше работы и составим СИНКВЕЙН. Мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения»
Мой синквейн.
  1. Подход.
  2. Деятельностный, эффективный.
  3. Находить, наблюдать, искать.
  4. Хочу уметь применять на уроках!
  5. Результативно!
© 2010-2022