- Преподавателю
- Начальные классы
- Приемы работы по формированию качеств речи в 3 классе (3 класс)
Приемы работы по формированию качеств речи в 3 классе (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Логунова М.Е. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Логунова М.Е.,учитель начальных классов
Научный руководитель: Шеремет О.В.
Приемы работы по формированию качеств речи в 3 классе
Приоритетной целью школьного языкового образования является формирование коммуникативной компетентности школьников на начальном этапе обучения. Культура речи в данном аспекте выступает показателем освоением богатства языка обучаемым. В этой связи речевое развитие учащегося требует грамотного методического руководства, что неоднократно подчеркивалось в трудах ученых-лингводидактов: М.Р.Львова, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, Л.С. Пастуховой, М.Т.Баранова, Р.Р. Девлетова. Целью работы выступает теоретическое и экспериментальное обоснование методических приемов формирования базовых качеств речи учащихся 3 классов. По мнению Б.Н.Головина, под понятие «культура речи» (или «речевая культура») является комплексным и включает совокупность навыков и знаний, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, а также это область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности ее коммуникативных качеств [1, с. 7-8]. В нашем исследовании понятие «культуры речи» будет пониматься как это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.В исследованиях Головина Б.Н. выделены основные компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический, каждый из которых находится в тесной взаимосвязи с другими и требует пристального внимания со стороны как теории, так и методики обучения языку, а на необходимость работы над этими компонентами указывает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и учебные программы по русcкому языку [5]. Поскольку проблема развития речи учащихся является важной и актуальной, традиционно в методике преподавания языков предлагается работа над формированием и развитием основных качеств речи, таких как содержательность, логичность, точность, правильность, чистота. [2, с. 8-9] Данные вопросы рассматривались М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, С.Н. Цейтлин, М.С.Соловейчик, Р.Р. Девлетовым.
Данные положения послужили основой для организации и проведения опытно-экспериментальной работы на уроках русского языка в 3 класах.
По результатам исследования в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры речи учащихся с опорой на работы А. Кабдина, Л.С.Пастуховой, Р.Р. Девлетова был проведен отбор комплекса упражнений и заданий, направленных на развитие базовых коммуникативных качеств культуры речи:
Таблица 1
Примеры упражнений и заданий на формирование качеств речи
Качество речи
Пример формулировки упражнения / заданий
правильность
1. Поставь ударение в словах: Руки - руки; кружки - кружки. 2. Составь из слов предложения. Поставь ударение в подчеркнутых словах. Объясни значение этих слов.1. Замке, рассказ, Миша, о, старинном, любил, очень.
2. Мама еще не вернулась домой, поэтому дверь была на замке.
точность
1. Подумай, как лучше сказать в каждом случае. алые губы - багровые губы; пунцовые щёки - рубиновые щёки.2. Прочитай предложения. Какую ошибку ты заметил? Запиши исправленные предложения в тетрадь.
По дорожке бежал молодой щенок. На поляне красуется красавец клен.
чистота
1. Прочитай слова. Попроси учителя, чтобы он проследил, правильно ли ты их произносишь:
Что, скворечник, лестница, баловать, ломоть, окно.
2. Прочитай словосочетания и скажи, все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно? Как нужно правильно сказать?
У меня много делов; ждут каникулов; ходят без польт.
связность
1. Что ты скажешь в этих ситуациях: - В спортзале ты встретил своего одноклассника в новой спортивной форме. - Тебя пригласили на День рождения. Сделай комплимент имениннику (имениннице). - Бабушка тебя угостила вкусным пирогом.содержательность
1. Составь и запиши диалог на тему «В библиотеке». 2. Дополни диалог: 1.__________________________________________ Спасибо. 2.__________________________________________ Очень приятно слышать. 3.__________________________________________ Ты тоже хорошо выглядишь.
Таким образом, чтобы повысить свою культуру речи, учащиеся должны усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности. А также необходимо работать над качествами речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами а это такие качества речи как правильность, содержательность, сознательность, точность, чистота.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1990. - 280 с.
3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
4. Речевой этикет: русско-украинско- крымскотатарские соответствия: учебное пособие // Г.Ю. Богданович, Т.Ю. Новикова, И.Г. Балашова, Н.В. Буц, Л.С. Селендили, Р.Р. Девлетов. - Киев: Педагогическая мысль, 2012. - 200 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922