Урок русского языка по теме Имя числительное

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку

«Имя числительное»


4 класс


























.











Цели урока: - познакомить учащихся с числительными, их значением, видами, ролью в предложении, связью с другими частями речи, учить отличать числительные от других частей речи; - развивать способность учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения; - развивать познавательные мотивы, инициативу учащихся; - развивать коммуникативные умения: общаться в группе, организовывать совместную деятельность, обмениваться информацией ;
Оборудование:

  • Учебник: С. В. Иванов «Русский язык» 4 кл., 2-я часть, стр. 76-79 («Начальная школа XXI века)
  • Фонограмма: В. Шаинский «Дважды два - четыре».
  • Раздаточный материал: листки экспертизы, стихи, фразеологизмы, ребусы.

Тип урока: знакомство с новым материалом. Форма проведения: урок-исследование. Приёмы работы: проблемное обучение, групповая дискуссия, приёмы здоровьесбережения.























1.Организационный момент - Ребята, сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок русского языка. Мы к нему немного подготовились. На прошлом уроке вы познакомились с новыми словами. Узнали, кто такой эксперт и что такое экспертиза. Давайте вспомним. ЭКСПЕРТ - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого - нибудь вопроса. ЭКСПЕРТИЗА - рассмотрение какого - нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения. Сегодня вы будете самыми настоящими экспертами! Вы разделились на три команды (экспертных бюро). В каждой команде есть капитан. Задача капитана: собирать, обобщать информацию и сообщать результаты работы своей группы.
2. Подготовительный этап На доске записана транскрипция слов. Давайте её прочитаем. [ слатк'ий'], [два], [строиш], [сн'игапат], [п'атый'], [зд'элат'], [п'эрвый'], [ноч'], [c'эм'], [ч'орный'], [шэст'], [кач'аца], [тр'эт'ий'], [м'эсный'], [платоч'ик]. Задание: 1 группа - выписать имена существительные, объяснить орфограммы. 2 группа - выписать имена прилагательные, объяснить орфограммы. 3 группа - выписать глаголы, объяснить орфограммы.
3. Работа над новым материалом На доске остались невыписанные слова. Давайте сделаем буквенную запись этих слов.

два пятый

семь первый

шесть третий - Ребята, посмотрите, перед вами неизвестные слова. Что, как экспертам, вам интересно было бы узнать об этих словах? ( Капитаны фиксируют всю информацию.) Возможные ответы учащихся: к какой части речи относятся эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают, как изменяются, с какими частями речи связаны, какими членами предложения являются и др. - Подумайте, на какие вопросы вы могли бы ответить самостоятельно? ( Учитель на доске фиксирует все ответы учащихся в виде кластеров.) - Ребята, а как мы сможем проверить, верна ли эта информация? Работа с текстом учебника. Откройте учебник на странице 76. Работать с правилом будем так: 1 группа - находит информацию, которая уже известна и отмечает её знаком \/. 2 группа - находит новую информацию и отмечает её знаком +. 3 группа - находит ошибочные предположения и отмечает её знаком -. Капитаны команд сообщают о результатах исследования своей группы. - Давайте занесём полученные сведения в листок экспертизы.

ЛИСТОК ЭКСПЕРТИЗЫ

Части речи НАЗВАНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ: ВОПРОСЫ: ВИДЫ: СВЯЗЬ: ИЗМЕНЕНИЯ: РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
ЭКСПЕРТ: ОЦЕНКА РАБОТЫ:
4. Закрепление полученных знаний - Теперь наша задача - научиться выделять числительные среди других частей речи. Послушайте известную песню В. Шаинского «Дважды два - четыре », выписывайте в тетрадь все числительные, которые вы услышите. ( два, четыре, три, пять, девять, шесть, тридцать шесть, восемь, сорок восемь) - Какие числительные вы выписали? Количественные или порядковые?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Выполняйте движения, а как услышите числительное - хлопайте в ладоши.

Счёт « один » - мы станем смирно

И потянемся теперь.

На счёт «два » - мы улыбнёмся.

На «три » - за руки возьмёмся.

Будем плавно танцевать

На «четыре » и на « пять ».

На счёт « шесть » мы прыгнем выше,

Чтобы стать чуть - чуть повыше.

На счёт «семь » поднимем плечики,

Быстро прыгаем как кузнечики.

В ладоши дружно хлопаем,

Как услышим « восемь » мы.

На счёт « девять » мы присядем,

Покачаем головой.

Вот счёт «десять ». Эй, вставайте

И работу продолжайте.
-Давайте продолжим наше исследование. Задание для 1 группы: установить связь числительных с другими частями речи.

два книга семь яркий пятый прибежать первый весело
Вывод: (учащиеся формулируют самостоятельно).
Задание для 2 группы: определить часть речи подчёркнутых слов в стихотворении.

ЗВОНКИ


Я Володины отметки

Узнаю без дневника

Если брат приходит с тройкой -

Раздаются три звонка.


Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон -

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.


Если он приходит с двойкой,

Слышу я издалека:

Раздаются два коротких,

Нерешительных звонка!


Ну, а если единица -

Он тихонько в дверь стучится.

А. Барто.
Вывод:
Задание для 3 группы: найти в стихотворении числительные, определить, количественными или порядковыми они являются.


М. Погарский.
Вывод: 5. Применение полученных знаний - Ребята, где мы встречаемся с числительными? А ещё числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорки и в устойчивые сочетания слов.

  1. ………раз примерь, ……….. раз отрежь.
  2. За ……….. зайцами погонишься - и ………… не поймаешь.
  3. ………… ум хорошо, а ………. - лучше.
  4. …………… пятниц на неделе.
  5. Знать, как свои ………. пальцев.
  6. Наговорить с ……….. короба.
  7. Идти на все …………… стороны.

- С числительными можно даже ребусы составить. А ну-ка, попробуйте отгадать слова.
ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние,
7 я, 40 а, р 1 а, 5' ка. 6. Подведение итогов -Итак, давайте сделаем обобщение. Что нового вы узнали на уроке? На какие вопросы пока не удалось ответить? Любая экспертиза заканчивается вынесением заключения. Попробуйте составить заключение о числительных в форме синквейна. Возможный вариант:

Числительные

Порядковые и количественные.

Считают, называют, указывают.

Мне понравилось находить числительные.

Интересная часть речи. 7. Домашнее задание 1 группа - найдите и запишите две загадки с числительными. 2 группа - найдите поговорки или устойчивые сочетания слов, в которых встречаются числительные. 3 группа - вспомните названия художественных произведений, где упоминаются числительные. 8. Рефлексия -Ребята, перед вами лежат кружки красного, зелёного и синего цвета. Если урок вам понравился, поднимите кружок красного цвета, если не очень, то зелёного, а если все задания показались скучными и неинтересными, поднимите кружок синего цвета. Зафиксируйте цветом оценку урока в своих листках экспертизы.

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.


ЦЕЛИ:
Способствовать уточнению представления о числительном, как части речи, обобщить знания о, порядковых и количественных числительных, их правописании;
Содействовать воспитанию умения работать в группе, уважительному отношению друг к другу;
создать условия для развития коммуникативных навыков, умения высказывать и доказывать сои суждения.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Приветствие.

Взявшись за руки, передать друг другу тепло и хорошее настроение, пожелать успеха в работе.
Мотивационный этап.
На доске написаны слова:
Казахстан, город, родина, пятнадцать.
- Посмотрите внимательно на доску и исключите лишнее слово (пятнадцать). К какой части речи относится это слово?
Что вы знаете о числительном, расскажите


Мозговая атака.
В виде схемы выбрасывается на доску материал о числительном:
Часть речи
Сколько? Который?
Порядковые
Количественные
Правописание ь знака

слайды

- Что бы вы хотели узнать еще о числительном? Сформулируйте цель урока.
Сегодня мы будем работать в центрах активности. Их у нас 3. Правила работы висят на доске (стене).
Центр «Русского языка».
Центр «Математики».
Центр «Открытий».

Операционный этап.
ЦЕНТР «Русского языка».
1. Открой учебник на стр. 70 Выполни упр№184


*2. Где число, а где предмет? Выпиши имена числительные:
Два, двойка, пара, десять, пятак, пять, семерка, четыре, , сто.

.
1Высота дворца мира и согласия г. Астана построенного в форме пирамиды составляет 62 метра, а высота комплекса Байтерек 97метров.
* 2. Два, десять, пять, четыре, сто.


ЦЕНТР «Математики».

В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью. Проверь себя по ключу. Оцени.
1. Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена? Ответ: в ___________________ часов ________________минут.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое
расстояние она проехала за 2 ___________ часа?
Ответ: ____________________километров.
Ключ.
Большая перемена кончилась в 10 десять часов 30 тридцать
минут, а продолжалась она 20 двадцать минут.
Ответ: в десять часов десять минут.
*2. Машина ехала со скоростью 60 шестьдесят км/ч. Какое
расстояние она проехала за 2 два часа?
Ответ: сто двадцать километров.

Повторение правописания числительных с мягким знаком

слайд

физминутка
ЦЕНТР «Открытий».
Внимательно прочитай, найди соответствия, соединив правый и левый столбик. Ответы прописью запиши в маршрутный лист. Проверь себя по ключу. Оцени.
Знаешь ли ты, что Казахстан по площади занимает 9… место в мире.


По запасам меди Казахстан занимает 3… место в мире.

В декабре Казахстан отмечает …25 лет своей независимости.


Эл - Фараби знал 70… языков.


Ключ.
Казахстан по площади занимает девятое место в мире.
По запасам меди Казахстан занимает третье место в мире.
В декабре Казахстан отмечаетдвадцать пять лет своей независимости.
Эл - Фараби знал семьдесят языков

День конституции мы отмечаем 30 августа.

. РЕФЛЕКСИЯ.
ТЕСТ.
1. Имя числительное - это часть речи, которая обозначает:

а) предмет;
б) количество предметов, число, порядок предметов при счете;
в) признак предмета;

2. Имена числительные делятся на:

а) качественные и относительные;
б) собственные и нарицательные;
в) количественные и порядковые.

3. Правильно записаны порядковые числительные

а) первый, десятый, двадцатый, восмой;

б) пять, шесть, восемь, тридцать;

в) второй, четвёртая, третье, седьмое.

4. Мягкий знак пишется:

а) на конце всех числительных;
б) на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать;


5. Порядковые числительные обозначают:

а) количество предметов;
б) порядок предметов при счете;
в) несколько предметов как одно целое.

6*. Порядковые числительные изменяются:

а) по падежам, родам и числам;
б) по лицам и числам;
в) не изменяются.

ИТОГ

© 2010-2022