- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок для 4 класса по ОРКСЭ на тему Праздники народов России
Урок для 4 класса по ОРКСЭ на тему Праздники народов России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Азисова О.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха», «Курбан-байрам», «Рамадан-байрам», «Сагаалган»; показать ценность достижения культуры для человечества.
- В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»,«Курбан-байрам», «Рамадан-байрам», «Сагаалган»; дать детям эмоционально- полноценное представление о праздновании «религиозных» и других праздников в России;
-
В области формирования УУД:
-
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
-
регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;
понимать цель выполняемых действий
- коммуникативные - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
Системно-деятельностный подход: работа в группах; анализ нового материала, комплексная работа с текстом, с иллюстрациями, карточками и схемами, выполнение заданий в паре
Оборудование: Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор; презентация урока, учебник «Основы светской этики», автор М, Т. Студеникин, « Толковый словарь» В. Даля, Ожегова
Ход урока
-
организвционный момент
Улыбнемся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый
Душа открыта, сердце бьется ровно и спокойно.
Сегодня у нас очередное занятие
И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
Богом нам дана душа - это маленький храм. Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там? Может зависть завелась, притаилась ложь и лень. Или что-нибудь ещё в нем живет не первый день? В храмике своей души ты порядок наведи! Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!
-
Сообщение темы и цели урока.
Работа в группе.
-найдите на столе кроссворд и вопросы к нему.
1. любовь к Родине,преданность ей. (патриотизм)
2. Привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга (дружба)
3. все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаются из поколения в поколение(традиция).
4. правила жизни, установленные государством(закон)
5. совокупность определенных действий, которые диктуются обычаем (обряд).
6. настойчивость, упорство, выдержка в каком-нибудь деле (терпение)
7. система взглядов, основанная на признании существовании бога или богов, а также связанная с этими традициями и обрядами (религия).
8. означает «нрав», «обычай» - нормы и правила поведения (мораль, нравственность) (этика)
- прочитайте ключевое слово кроссворда.
-какие ассоциации возникают у вас при слове праздник? (радость, угощение, подарки, веселье, отдых)
- что такое праздник? Где найдете значение слова? (в словаре) (это нерабочий день, день радости, установленный в честь какого либо события)
- Подумайте, какие праздники отмечают у вас дома?
- Расскажите соседу сидящему напротив вас, какие праздники отмечают в вашей семье?
-какие праздники отмечает ваш собеседник? А в вашей семье?
«Распредели на группы»
На листе праздники: День Победы, День России, 8 марта, серебряная свадьба, праздник Последнего звонка, Пасха, Крещение, Рождество, Курбан-байрам, Рамадан-байрам, День рожденье.
- распределите стрелками праздники на 4 группы.
- подумайте, как назвать эти группы.
(государственные - общие для всей страны
Семейные - все то, что длинное время соблюдается потомками, передается из поколения в поколение
Школьные - праздники, связаные со школьной жизнью
Религиозные - праздники связаные с религией - верой в Бога.)
С какой целью мы изучаем эту тему?
- задумайтесь, какие качества формируют у людей эти праздники? Постарайтесь ответить на этот вопрос в конце урока.
-
Работа по теме
- Многие праздники связаны с той или иной религией - верой в Бога. В России проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные религии. Самые распространенные религии в нашей стране - Христианство, мусульманство ( ислам), буддизм.
- На столах у вас лежат картинки с изображением людей разных народов. Подумайте, к какому народу они относятся.
- Какие народы исповедуют православие: например, русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины.
- А мусульманство? (татары, башкиры, чеченцы, казахи. )
-Буддизм? (буряты, калмыки, тувинцы)
Заполнение таблицы.
- каждая группа будет работать с информацией определенной религии
1,2 стол - работает над христианскими праздниками
3,4стол - над мусульманскими праздниками
5,6 стол - над буддискими
-найдите на столе таблицу. Ваша задача - найти ответы на вопросы. Информацию вы можете найти в учебнике с.132-133, используйте доп.информацию)
-
Христианство
Мусульманство
Буддизм
Народности
рис
рис
рис
Название праздников
Что обозначают
Масленица - праздник весны
Рождество - рождение Иисуса Христа
Пасха - воскрешение Христа
Рамадан-байрам -праздник разговения
Курбан-байрам - праздник жертвоприношения
Новый годСагалган
В честь кого отмечаются?
Пасха - жизнь, смерть, воскрешение Иисуса Христа
В честь пророка Мухаммада(получил первые стихи корана)
Богини Балдэн Лхама
Продолжительность
7 дней, святая неделя или седьмица
3 дня
месяц
Что предшествует празднику?
Пост: 7 дней.
Разрешается есть постную пищу, не содержащую мяса, молока, яиц.
Пост: длится 30 дней. После захода солнца принимают легкую пищу, утром на заре едят 2йраз
Смысл: укрепляет веру, дух.рост, переосмыслобраза жизни
В храмах за 3 дня совершается особый молебен
Что происходит в день праздника?
В храмах проходит служба и крестный ход вокруг церкви
Совершают омовение.
Надевают нарядную одежду
Идут молиться
Навещают родителей, старших
Умерших.
Дарят подарки
Раздают пожертвования бедным и нуждающимся
Убираются, молятся, празднуют
Праздничный стол
Едят куличи, крашеные яйца, пасхи
Чак-чак, перемеч, баурсак,
Все белое
Когда проходит праздник?
Месяц 9 - Рамадан
По лунному календарю - между концом января и серединой марта
Символ праздника
Пасха, яица - символ жизни
Масленица - блины
Баран (курбан байрам)
Празднуют победу над смертью, злом.
игры
Катание яиц
Чоканье яйцом
Вертушка
- на каких традициях основаны религиозные праздники? чем сходны эти праздники?
Соблюдают пост.
Дата празднования подвижная.
Дарит веру в победу добра над злом.
Поминают усопших.
Помогают малоимущим.
Основаны на чистых, светлых порывах души.
-что же необходимо, чтобы представители разных религиозны культур жили в мире и согласии? (дружить и любить друг друга, не устраивать войн и терактов, идти на компромиссы, соблюдать правила, не предавай, не обзывай,понимать и уважать чужую культуру.)
Работа в паре
-спросите своего соседа по плечу чему учат эти праздники?
Закрепление материала
-
В группе 1,3,5: По рисункам-символам определить название праздника
-
В паре: «блок-пакет». Один читает значение, другой - показывает слово. Потом меняетесь ролями.
Праздник - день, особо отмечаемый государством, семьей, обычаем
Мусульмане - люди, верующие в Аллаха
Христианство - религия, основанная на вере в Иисуса Христа и его учении
Рамадан-Байрам - праздник разговения
Курбан-Байрам - праздник жертвоприношения
Пасха - праздник в честь воскрешения Иисуса Христа
Итог - какие качества формируют у людей эти праздники?
Рефлексия
Игра 3,2,1
-возьмите белый лист.
1. Напишите на нем 3 новых понятия, которые вы узнали на уроке.
2. 2 информации которые вас удивили
3. 1 о чём вы хотите поделиться с родителями
- о чем вы расскажете дома?
Домашнее задание
Написать небольшой рассказ о том, как празднуют религиозные праздники у вас дома?