Программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

для учащихся 2 классов
специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.

(68 часов)

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 2 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития. (4 часа)

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики,
графомоторных навыков. (28 часов)

1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

(6 часов)

Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (4 часа)

Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики (9 часов)

Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков (9 часов)

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.

РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов. (30 часов)

1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов (9 часов)

Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. (5 часов)

Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. (4 часа)

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.

5 МОДУЛЬ.Эмоциональный мир. (7 часов)

Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.

РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное.(2 часа)

Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика учащихся(4 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

ИТОГО: 68 ЧАСОВ

Учащиеся 2 класса должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • быстро и точно передвигаться в пространстве;

  • анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);

  • последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

  • выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;

  • конструировать несложные предметы без опоры на образец;

  • выделять предмет из группы;

  • определять картинку к заданному эталону;

  • определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

  • выполнять пальчиковые упражнения;

  • различать основные цвета, знать оттенки цветов;

  • классифицировать фигуры по нескольким признакам;

  • ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;

  • распознавать основные эмоции;

  • составлять предмет из частей;

  • знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;

  • выполнять графические работы под диктовку педагога;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс


урока

Темы занятий

К-во час.

Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

4:

1

Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

1 ч.

2

Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений.
Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

3

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

1 ч.

4

Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.

1 ч.

Раздел 2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ:

28:

1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

6 ч.

5,6

Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). "Приключения Незнайки и его друзей".

2 ч.

7,8

Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание (2 - 3 сек.) "Приключения Незнайки и его друзей". Приключения продолжаются.

2 ч.

9,10

Практическое освоение этапов правильного дыхания (3-4 сек.). Соединение дыхания с простыми движениями.

2 ч.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.

4 ч.

11,12

Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".

2 ч.

13,14

Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Незнайка мечтает".

2 ч.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

9 ч:

15

Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"*

1 ч.

16,17

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным соревнованиям"*

2 ч.

18

Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные соревнования Незнайки и его друзей"

1 ч.

19,20

Развитие умения контролировать сменяемость действий.

2 ч.

21,22

Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

2 ч.

23

Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры коротышек".

1 ч.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

9 ч:

24

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей".

1 ч.

25

Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.

1 ч.

26

Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится".

1 ч.

27

Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки.

1 ч.

28,29

Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в цветочном городе".

2 ч.

30

Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

1 ч.

31,32

Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт".

2 ч.

3. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

30:

1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

9 :

33

Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Психотренинг "День рождения Незнайки".

1 ч.

34

Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город котортышек"

1 ч.

35

Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Незнайки и его друзей".

1 ч.

36

Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город".

1 ч.

37

Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ.

1 ч.

38

Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

1 ч.

39

АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".

1 ч.

40

Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."

1 ч.

41

Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса, ручья".

1 ч.

2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

5:

42

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и его друзья".

1 ч.

43

Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Незнайка ищет клад".

1 ч.

44

Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом корабле".

1 ч.

45,46

Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

2 ч.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.

5 ч:

47, 48

Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже.

2 ч.

49, 50

Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

2 ч.

51

Дни недели.

1 ч.

52

Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

1 ч.

4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.

4 ч:

53, 54

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.

2 ч.

55, 56

Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек"

2 ч.

5 МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.

7 ч:

57

Страх/испуг. Тренинг "Кого и чего я боюсь"

1 ч.

58

Грусть/Печаль. Тренинг "Что такое грусть".

1 ч.

59

Радость. Игротренинг "Я и моя радость".

1 ч.

60

Злость. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

61

Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

62

Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.

1 ч.

63, 64

Удивление. Игротренинг с использованием ИКТ.

2 ч.

4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

4:

65

Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1 ч.

66

Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

1 ч.

67,68

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

2 ч.

68 ч.



© 2010-2022