- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку 3 класс «Изложение»
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Изложение»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова О.П. |
Дата | 28.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение.
Алгоритм работы над изложением для учащихся.
- Внимательно слушай название текста и сам текст. При первом чтении постарайся понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей.
- При повторном чтении можешь записать ключевые слова, яркие образы, сравнения.
- Составь план текста.
- Попробуй одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У тебя должен получиться маленький текст.
- Следующее действие расширение «маленького текста»: здесь помогут записанные тобой ключевые слова, интересные образы и сравнения.
- В результате предварительной работы у тебя получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом.
- Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и ещё раз проверь.
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н.Сладкову) Цели урока: 1. Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста-рассуждения. УУД: Формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-рассуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи. Задачи урока: 1. Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста. 2. Работать над развитием речи учащихся. 3. Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты. 4. Развивать орфографическую зоркость учащихся. 5. Прививать любовь к родной природе. 6. Прививать любовь к чтению, развивать любознательность. Ход урока. 1. Организационный момент. Кого называют санитарами леса? (Волка. Дятла) Отгадайте загадку: Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел) Что вы знаете про дятлов? (Дятла можно увидеть на стволах деревьев в лесу и парке. Дятел весь пестрый - белый с черным, а на голове красная «шапочка». Дятел невелик ростом - всего лишь покрупнее скворца.) Что часто встречается в стволе дерева после работы дятла? (Дупло.) Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, причем обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают новые жильцы, но не дятлы. Кто же? (Белки. Другие птицы.) Об остальных обитателях «квартир» вы узнаете сегодня на уроке. 2. Постановка темы урока. Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения? (Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.) Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова. /Учитель показывает портрет писателя./ Какие произведения этого писателя вы уже читали? («Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц») /У доски выставка книг Н.Сладкова./ Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы - необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев... Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть. Наш текст называется «Какие бывают дупла?» 3. Знакомство с текстом. /Отпечатанные тексты лежат на партах./ Текст читает учитель. Какие бывают дупла? Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок. Какие слова были непонятны? (Днюет, сыч) Кто знает или может объяснить значение данных слов? (Сыч - это ночная хищная птица, похожая на сову.) Ночует - проводит ночь, а днюет - проводит день. /Учитель показывает иллюстрации сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши./ 4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию. О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.) Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.) К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.) Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.) Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.) Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.) Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.) Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.) Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.) Обратите внимание - вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли. Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.) 5. Деление текста на части и составление плана. Поделен ли данный текст на части? (Нет.) На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.) Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев. Как будете писать каждую часть? (С красной строки.) О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.) /Учитель фиксирует ответы детей на доске./ О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.) Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.) Определите тему. (Дупла-ночлежки.) Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.) А кто в них проводит день? (Сыч.) Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.) Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.) Определите его тему. (Дупла-кладовые.) Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.) Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.) Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.) Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.) Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.) Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.) О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.) Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный. Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть - доказательство.) /На доске появился план изложения./ План: 1. Вступление. 2. Основная часть: 1) дупла-ночлежки; 2) дупла-кладовые; 3) дупла-спальни. 3.Заключение. Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.) 6. Физкультминутка. «Зарядка бельчат» В лесной глуши на елке Жили-были два бельчонка. Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. Вставали рано поутру, Изображали кенгуру: За уши лапками хватались И вправо-влево наклонялись. Дружно хлопали в ладошки И тянулись, словно кошки. Ножками топали, Глазками хлопали, Головками крутили, Друг за другом вслед ходили. «Есть в лесу три полочки» Есть в лесу три полочки: /Хлопают в ладоши./ Ели - елки - елочки. /Руки вверх - в стороны - вниз./ Лежат на елях небеса, /Руки вверх./ На елках - птичьи голоса, /Руки в стороны./ Внизу на елочках - роса. /Руки вниз, присели./ 7. Языковой разбор текста. (Анализ текста) Прочитайте первое предложение. (Каждое дупло в лесу - загадка.) Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.) Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.) Какое слово указывает на место, где происходит событие? (В лесу.) Какую роль в предложении играет слово «загадка»? (Чтобы нам было стало интересно.) Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.) Найдите синоним к слову «умелый». (Опытный.) Каким словом можно заменить слово «следопыт»? (Любитель природы.) На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.) Прочитайте третье предложение. (Бывают дупла-ночлежки.) Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.) Почему автор дупла называет ночлежками? (Там животные ночуют.) А кто в них проводит день? (Сыч.) Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми? (В них животные делают запасы корма.) Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.) А почему дупла названы спальнями? (Спальня - это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.) Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.) Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.) Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».) Как вы думаете, почему? (Обычно тезис совпадает с выводом. Вывод - это доказанный тезис.) Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.) Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.) Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов. А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.) Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации. Как вы думаете, почему в этом тексте использовалась именно цепная связь предложений? (Объектом рассуждения является дупло. В каждом предложении сообщается что-то новое про дупло. Каждый раз уточняется о том, кто живет в дупле.) /Единый временной план текста не обсуждается, так как не изучалась тема «Изменение глаголов по временам»./ 8. Орфографическая подготовка. Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм. /Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы./ (в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят (по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает л...туч...я вни... мыш... (по)ложит г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест кл...довые спяч...ку (не) пьет По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.) Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски. / Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее./ На какое правило даны слова во втором столбике? (Парные согласные.) Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке». На какое правило встретились слова в третьем столбике? (Правописание слов с шипящими согласными.) Вставьте там, где нужно пропущенные буквы. / Дети продолжают работать «по цепочке» у доски./ Какое правило объединяет слова четвертого столбика? ( Правописание глаголов.) Объясните, как пишутся данные глаголы. /Дети «по цепочке» выходят к доске./ Какие вопросы у вас еще возникли? /В конце работы слова закрываются./ 9. Запись текста изложения. - Прочитайте текст еще раз про себя. -Закройте листочки с текстом. Запишите его. /Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика. 10. Домашнее задание. Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель...» 11. Итог урока. - Ребята, чему учились сегодня на уроке русского языка? (Учились писать изложение.) - С каким типом текста работали? (Работали с текстом-рассуждением.) - Урок окончен. Спасибо за работу.
9