Задачи с избыточными данными 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

ТЕМА «Задачи с избыточными данными»

3 класс УМК «Занков»

Цели урока:
Образовательные:
- распознавать задачу с избыточными данными, отбирать данные, достаточные для ее решения;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
УУД:
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.

Тип урока: открытие новых знаний ( УОНЗ)

Методы: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: ноутбук, экран, учебник «Математика» 3 класс (авт. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская).

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: листы для самооценки, карточки с домашним заданием.

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

I.Организационный этап.

-Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы вам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Подарите друг другу улыбки, подарите улыбки гостям. Я хочу, чтобы в такой доброй и приятной атмосфере проходил наш сегодняшний урок.

- Ребята, внимание на экран.

-Назовите, пожалуйста, общий признак, по которому можно объединить данные картинки.

- А кто из вас готов помочь бездомным животным на уроке математики поднимите левую руку?

- Хорошо, тогда за дело.

Обмениваются улыбками.








Выявляют общий признак. Высказывают свои мнения.




Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слайд №1.







Слайд №2

На картинках изображены животные, которые остались без дома, без хозяев. Они нуждаются в помощи и являются бездомными.


I.I.Минутка чистописания.

- Начнём с минутки чистописания и покажем четвероногим друзьям, как старательно и добросовестно мы можем выполнять работу. А какое число мы запишем, подскажут наши герои.

-Птички вам помогут найти единички, Чтобы сотни вам узнать - собачек надо посчитать, ну а бездомные котятки - это десятки. Над написанием, какого числа вам придётся потрудиться?

-Запишите это число, обратите внимание на правильное написание цифр.

Записывают дату.

Считают животных.Определяют число.

Регулятивные:

-прогнозирование предстоящей работы;

- развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-развитие умения строить речевое высказывание;

- развиваем умение слушать и понимать других

Личностные:

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Слайд №3


251

I.II.Устный счёт.

- А сейчас настало время посчитать. Устно считаем - животных из беды выручаем, ответ в тетради писать не забываем.

  • Увеличьте сумму цифр данного числа на 100.

  • Количество сотен увеличьте на 5.

  • Уменьшите данное число на 200.

  • Увеличьте десятки на 6.

  • Найдите, сумму 1- го и 3- его числа.

  • Уменьшите на 416.

- Вооружились зелёными чернилами.

- Какой ряд чисел получился?

- Кто без ошибок справился с данным заданием, может на листе для самооценки, напротив устного счёта, поставить 1 балл. - Молодцы, мы животным помогли.

Устно считают и записывают ряд чисел. В процессе устного счёта учащиеся повторяют разряды, увеличение и уменьшение в несколько раз, на несколько единиц.

Самопроверка. (исправляют зелёными чернилами)

Заносят результат в лист самооценки.

Регулятивные:

-прогнозирование предстоящей работы;

- развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-развитие умения строить речевое высказывание;

- развиваем умение слушать и понимать других

Личностные:

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


108

608

408

468

516

100

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ой, ребята, а где же они у нас оказались. Какой - то домик, друзья наши меньшие вокруг.

-Давайте узнаем, как называется это место. А для этого решим задачу, открыв учебник на странице соответствующей вашему последнему числу, № 194.

- Прочитайте задачу. Где же оказались животные?

А кто знает, что такое приют для животных?

- Давайте, мы сейчас решим задачу и накормим наших героев.

-О ком говорится в задаче?

-Что сказано о кошках?

-Что сказано о собаках?

-Что сказано о попугаях?

-Что сказано о количестве корма для животных?

-Что нужно узнать в задаче?

-Как вы думаете, в виде чего удобнее сделать краткую запись?

Кол-во животных

Кол-во корма

Кошки

6 животных

12 кг

Собаки

7 животных

?, на 16 кг Б.

Попугаи

3 животных

?

43 кг

-Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Как узнать, сколько корма купили для собак?

-А теперь как одним действием узнать количество корма, который купили для попугаев?

-Какой ответ будет в задаче?

-Молодцы.

-Ребята, сравните условие задачи и наше устное решение, все ли числовые данные мы использовали при решении задачи?

-Значит, эти данные были какими?

-Ребята, а как вы думаете, как можно назвать задачу, в которой есть лишние данные?

-Молодцы, ребята. Помогая животным, мы с вами познакомились ещё с одним видом задач - задачами с избыточными данными.

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель урока?

Открывают учебник на странице 100.

Решение задачи, проблемная ситуация - в задаче лишние данные. Самостоятельно делают вывод, что задачи могут иметь лишние данные.


Высказывают свои мнения и доказывают.

Один ученик заполняет заготовленный шаблон таблицы у доски.





Формулируют тему урока и цель.

Коммуникативные:

-развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Слайд № 4

Понятие «приют». Это место, куда помещают бездомных животных. Их там лечат, кормят, ухаживают до тех пор, пока не найдутся новые хозяева.

О кошках, собаках и попугаях.

6 кошек

7 собак

3 попугая

Для кошек купили 12 кг корма, для собак на 16 кг больше, чем для кошек. И всего для животных было куплено 43 кг корма.

Сколько кг корма купили для попугаев?



Нет, не знаем, сколько корма купили для собак.

12+16= 28 (кг) - корма купили для собак

43-12-28= 3 (кг) - корма купили для попугаев

Ответ: 3 кг корма купили для попугаев

Нет, не использовали при решении количество животных.

Эти числовые данные были лишними.

Задача с лишними или избыточными данными.

Слайд №5

III. Актуализация знаний

-Попробуем преобразовать задачу, убрав лишние данные. Какие данные являются избыточными?

-Итак, наша задача преобразована. Обсудите в парах вид краткой записи, запишите краткую запись и решение задачи в тетрадь.

- Оцените свою работу. За краткую запись и решение по 1 баллу.

Работа в парах.

Одна пара решает у доски.

Регулятивные:

-развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-развитие умения извлекать нужную информацию из текста задачи.

Коммуникативные:

-развитие умения работать в паре.

6 кошек, 7 собак и 3 попугая.

Физминутка

-Кто знает физминутку про животных?

Встают из-за парт, вместе с одноклассником выполняют физминутку.


Например, «Хомка».

IV. Закрепление изученного. Повторение геометрического материала.

-Ребята, как вы думаете, а смогут ли все наши животные разместиться приюте, всем ли хватит места. Посмотрите, на № 197, какую форму имеет приют. Необходимо узнать площадь данной геометрической фигуры. Каким способом можно найти площадь? Постарайтесь найти несколько вариантов.

Каждая группа будет находить площадь своим способом.

-А какой результат должен получиться?

( Результат должен быть одинаковым)

-Итак, приступаем к работе. Выполняем необходимые измерения и находим площадь фигуры.

1 способ

S1= 3см●6 см S1 =18 кв.см

S2= 3см●4см S2 =12 кв.см

S3= 3см●2 см S3 =6 кв.см

S = 18кв.см+12кв.см+6 кв.см S=36кв.см

2 способ

S1= 3см●6 см S1 =18 кв.см

S2= 3см●4 см S2 =12 кв.см

S3= 3см●2см S3 =6 кв.см

S = 18кв.см+12кв.см+6 кв.см S=36 кв.см

3 способ

S1= 9см●6см S1 =54 кв.см

S2= 3см●2 см S2 =6 кв.см

S3= 6см●2см S6 =12 кв.см

S = 54кв.см-6кв.см-12кв.см S=36 кв.см

4 способ

S=9cм●4см

S=36 кв.см

- Оцените, свою работу, если ваш ответ равен 36 кв.см, то можете себе поставить 1 балл.

- Ребята, а как вы думаете, может ли на самом деле быть площадь питомника 36 кв.см.

- А в каких величинах площадь питомника была бы логичнее?

Работа в группах.

Регулятивные:

-развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-развитие умения использовать знания о нахождении площади фигуры.

Коммуникативные:

-развитие умения работать в группе.


1. Данную геометрическую фигуру можно разделить на прямоугольники по горизонтали .

2. Данную геометрическую фигуру можно разделить на прямоугольники по вертикали.

3. Данную геометрическую фигуру можно достроить до прямоугольника.

4.У данной фигуры можно перенести одну часть, достроив её до прямоугольника.






Не может.

В кв.см .

V.Закрепление изученного. Решение сложных уравнений.

-Ребята, но в приюте для животных кроме четвероногих друзей ещё кто-то обитает. А чтобы узнать, кто это, нужно записи из № 196 разобрать.

- Как называются такие равенства?

-Как вы думайте, корни данных уравнений могут быть одинаковыми?

-Как вы думаете, каким способом будем решать данное уравнение.

-У доски решит первое уравнение …., 1 ряд-2-ое, 2 ряд -3- тье, 3 ряд - 4 -ое.

Выполним проверку.

-Если корень вашего уравнения равен 156, то можете в листах самооценки поставить 1 балл.

Коммуникативные:

-развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Это сложные уравнения.

Во всех уравнениях одинаковая скобка, то есть первое слагаемое. Вторые слагаемые уменьшаются на 32, и значения сумм тоже уменьшаются на 32. Значит, корни уравнений будут одинаковыми.

Скобка - это первое слагаемое. Оно не известно. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое.

VI.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

-Дома вы поработаете по карточкам, которые я для вас приготовила. Откройте дневники, запишем домашнее задание.

Регулятивные:

-развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

-Какую мы ставили цель нашего урока?

-Как вы думаете, достигли мы цели?

-Оцените свою работу на уроке, максимально вы могли заработать 5 баллов.

-Теперь мы можем увидеть, кто ещё непременно живет в приюте для животных.

Доброта

Забота

Ласка

Любовь

-Ребята, а кто же должен обладать этими качествами?

-Я думаю, что сегодня на уроке математики вы не только решали, считали, но ещё и показали свою доброту и милосердие. Я думаю, что вы будете добрыми, заботливыми, внимательными в жизни и не бросите в беде котенка или щенка, которые нуждаются в вашей помощи.

-Спасибо за урок.

Делают вывод.

Оценивают свою деятельность по пятибалльной шкале.

Коммуникативные:

-развитие умения строить речевые высказывания.

Регулятивные:

-развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Слайд №6

Человек. Мы должны оберегать друзей наших меньших и заботиться о них.


Слайд №7











Приложение 1

Домашняя работа

I вариант

№ 1.

  1. Прочитайте задачу и подчеркните лишние данные:
Бабушка разлила 92 кг варенья в 3 бочонка, 4 бидончика и 6 банок. В бочонках было 48 кг варенья, в банках в 4 раза меньше, чем в бочонках. Сколько кг варенья было в бидончиках?
  1. Поставьте к условию задачи такой вопрос, чтобы лишним оказалось только количество бочонков, а все остальные данные были нужны для её решения.
  2. Запишите кратко новую задачу и решите её.

№ 2. Найди корень уравнения.

(а + 183) + 377 = 671,

_________________________________________________________________

Домашняя работа

I I вариант

№ 1.

  1. Прочитайте задачу и подчеркните лишние данные:
На 6 халатов, 7 блузок и 5 пальто пришили 93 пуговицы. На все халаты пошло 42 пуговицы, на блузки в 2 раза меньше, чем на халаты. Сколько пуговиц пошло на пальто?
  1. Поставьте к условию задачи такой вопрос, чтобы лишним оказалось только количество блузок, а все остальные данные были нужны для её решения.
  2. Запишите кратко новую задачу и решите её.

№ 2. Найди корень уравнения.

(а + 182) + 376 = 669,

Самоанализ урока математики

Почечуевой Наталья Викторовны

в 3А классе по ФГОС


Тема урока: Задачи с избыточными данными
Цели урока:
Образовательные:
- распознавать задачу с избыточными данными, отбирать данные, достаточные для ее решения;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: ноутбук, экран, учебник «Математика» 3 класс (авт. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская).

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: листы для самооценки, карточки с домашним заданием.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Преобразование задач».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

4



© 2010-2022