Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание безударных гласных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Русский язык (2 класс)

Технологическая карта

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание безударных гласных»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Учитель: Андреева Е.Г.

Тема

Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание безударных гласных»

Цели


Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательные цели: Актуализировать знания о проверяемой и непроверяемой безударной гласной, повторить и систематизировать знания по теме; закрепить изученные способы действий, учиться выделять в тексте слова с проверяемой безударной гласной и совершенствовать навык подбора проверочных слов. Развивать умение находить в слове букву, обозначающую безударный звук; проверять безударную гласную, используя алгоритм; писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение; комментировать собственные действия при выполнении задания.

Основное содержание темы Термины и понятия Освоение написания слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением.

Безударная гласная: непроверяемая, проверяемая; перенос, слог, ударение.

Планируемые результаты

-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие и умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

Тема «Краски осени» (словарная коробочка).

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

презентация к уроку, карточки для парной и групповой работы.
Этап урока

Ход урока
УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

«Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению».

«Покажи своё лицо»

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту. Удачи!

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Коммуникативные:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность. (Целеполагание)

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

Всем известно мы - способные ученики!

Любая тема нам по плечу,

С проблемой справимся с любой.

Проблему урока представят мальчики.

Дима написал записку своему другу Артуру: «Артур, привет! Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, - сказал товарищам Дима. - Артур принесет».

Пришел Артур, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Дети: «Фу, а мы- то думали, что ты придёшь с мячом и мы сыграем в футбол»

Ребята, почему вы расстроились?

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Почему так получилось? (Ребята не поняли друг друга).

- Как правильно записать это слово? С мячом - мяч

С мечом - меч

Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока. ( Правописание безударных гласных)

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Безударные гласные»


Чему мы будем учиться на уроке?

Регулятивные:

ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные:анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

III.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности ;систематизировать и обобщить знания .






































































































IV. Этап включения изученного в систему знаний Стимулировать интерес и воображение при оформлении письма ученикам сказочной «Лесной школы».


Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при оформлении письма ученикам «Лесной школы». Работа в группах.

  1. Карта знаний.
У каждой группы на парте карточки. Попробуйте составить Карту наших знаний по теме Безударные гласные


( дети в группе составляют карту знаний по теме)

Безударные гласные Проверяемые непроверяемые Ставим под ударение запоминаем обращаемся к словарю Проверка. На доске. (одна из групп демонстрирует свою карту с объяснением)

2.У каждой группы на столе лежат карточки со словами.

Карточки для групп Слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными. 1гр-с…рока, …дежда, к…тёнок, в…дичка, М…сква, гр…чи, ш…ги. 2гр-яг…да, ч…совщик, зв…зда, к…пуста, ов…щи, стр…ла, ш…рфы 3гр-л…сты, п…суда, м…шина, к…рмушка, з…ма, вр…чи, м…рковь 4гр-р…бота, х…роший, б…гуны. Х…дить, т…варищ, ск…ла, пч…ла


Ваша задача, используя алгоритм проверки безударной гласной, выбрать только те слова. В которых пропущена проверяемая безударная гласная. (дети отбирают слова и прикрепляют на доску) Как вы рассуждали?

Алгоритм проверки безударной гласной в слове Для того чтобы проверить безударную гласную на письме, надо: • поставить в слове ударение; • подобрать проверочное слово: - родственное слово, в котором безударный гласный является ударным; • изменить форму слова так, чтобы гласная была под ударением; • написать слово правильно; • подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. Проверка.

Один ученик выходит к доске, громко называет слова по порядку, класс показывает с помощью сигналов -веерочков нужную безударную гласную и хором проговаривают проверочное слово.

Как вы проверяли безударную гласную?

Дети рассказывают правила проверки:

Если буква гласная

вызвала сомнение

ты её немедленно

ставь под ударение.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать г(о,а)ра, тр(о,а)ва

И слова м(о,а)ря, д(е,и)ла?

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье:

Горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье.

Чтоб развеять все сомненья!

Физминутка


  1. Вторая половина нашей карты знаний пустует. Почему? (нужно найти слова с непроверяемой безударной гласной)

Каждая группа среди своих слов находит слова с непроверяемыми безударными гласными и продолжают заполнять карту знаний примерами.

На доске появляется таблица

Проверяемая

непроверяемая

к…тёнок

в…дичка

гр…чи,

ш…ги

ч…совщик зв…зда стр…ла, ш…рфы

л…сты

к…рмушка

з…мА

вр…чи

с…рока, …дежда, М…сква

яг…да

к…пуста, ов…щи

п…суда, м…шина р…бота, х…роший т…варищ

Дети переходят к работе в парах.

Раз! Два! Три! Своё место за партой займи! Запишите в тетрадь слова второго столбика, вставляя пропущенную буквы. А теперь поменяйтесь тетрадкой со своим соседом. Проверьте работу соседа, можно пользоваться словарём. Оцените работу соседа с помощью смайликов. Зелёный смайлик(Ошибок нет.Молодец! Жёлтый смайлик(одна ошибка, надо быть внимательней) Красный (Плохо понял тему, не справился)

Проверим слова второго столбика

Слуху вы не доверяйте

Удареньем безударную проверяйте.

А непроверяемую гласную За-по-ми-най-те! Интеллектуально- преобразовательная деятельность.


Информативный вариант Напишите ученикам «Лесной школы» письмо и расскажите, как правильно писать слова с безударной гласной. Здравствуйте, ученики «Лесной школы»! Я, ученик второго класса, готов рассказать вам, как правильно писать слова с ____________ в слове. Для того чтобы правильно написать слово с ________ , надо подобрать такое ________ слово, чтобы безударная гласная стала ________ . Например: л__сная - лес; ст__ит - стой. Также можно проверить безударную гласную, если изменить ________ слова. Например: на г__ре - горы. Дорогие ученики «Лесной школы», советую вам правила не только ________ , но и постоянно их использовать, когда ________ слова с ________ в предложениях. До свидания!

Здравствуйте, ученики «Лесной школы»!

Я, ученик второго класса, готов рассказать вам, как правильно писать слова с безударной гласной. Для того чтобы правильно написать слово с безударной гласной, надо подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: л__сная - лес; ст__ит - стой.

Также можно проверить безударную гласную, если изменить форму слова. Например: на г__ре - горы.

Дорогие ученики «Лесной школы», советую вам правила не только читать, но и постоянно их использовать, когда пишете слова с безударной гласной в предложениях.

До свидания!

Давайте поможем ученикам лесной школы подобрать слова с проверяемой безударной гласной. Кто больше? ( дети придуманные слова записывают в тетрадь)

Тест «Проверь себя» (презентация с использованием средств обратной связи)

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Познавательные:

Формирование способности к новому способу действия

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся. Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал





Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации
































































Ключевые умения

Регулятивные умения:

соотносить учебные действия с известным правилом, выполнять учебное действие в соответствии с планом.



Предметные умения:

- писать слово с безударной гласной, подбирая провероч_



Личностные умения:

- проявлять творческое отноше!ние к процессу создания письма к ученикам сказочной «Лесной школы» с объяснением алгорит!ма написания слов с безударной гласной.

Познавательные умения:


- использовать приобретённые знания знания о безударной гласной в практической деятельности при оформлении письма ученикам «Лесной школы».

Коммуникативные умения:

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Представлять результат своей деятельности, согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве.



V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель:самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

Ребята, перед тем как закончить наш урок, давайте вспомним тему и цель нашего урока, как вы думаете, была ли достигнута цель сегодняшнего урока? А в жизни пригодятся вам знания по этой теме? А где?

Зелёная - Я умею проверять безударные гласные.

ЖЁЛТУЮ - Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.

красная - Я сегодня не смог, но обязательно выучу новое правило и научусь.

Вы очень хорошо сегодня потрудились на уроке, и каждой группе я подготовила комплименты. Составьте их из букв и прочитайте. Спасибо за хорошую работу на уроке.

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности.

© 2010-2022