Развитие фонематического слуха как условие повышения качества образования младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Центр Образования имени М.И. Цветаевой



Выступление

на методическом объединении учителей

начальных классов







Тема. Развитие фонематического слуха как условие повышения качества образования младшего школьника

Учитель: Матросова Лидия Викторовна









Москва, 2014 г.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: - трудности самой орфографии нашего языка; - отсутствия мотивации к орфографической деятельности; - разрозненности изучаемых правил; - невнимания учащихся к слову; - ограниченного словарного запаса младшего школьника; - падения детского интереса к чтению… Однако одной из самых значимых причин можно назвать недооценку учителем периода обучения грамоте и того, что главным условием успешного решения орфографических задач является высокий уровень фонетико-графических умений и навыков, которые формируются в ходе полноценно организованного звуко-буквенного разбора. Фонетические умения - необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся. При наличии в современной школе множества азбук и букварей метод, лежащий в основе систем обучения грамоте, остается единым - звуковой аналитико-синтетический метод, основоположником которого является К.Д. Ушинский. «Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать, но потому, что, достигая успешно своей самостоятельной цели, метода эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, и память, и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению». Многолетний опыт обучения грамоте по этому методу только подтверждает слова великого педагога. В соответствии с этим методом на первом месте всегда стоят «звуковые упражнения, приготовляющие к чтению» (К.Д. Ушинский), которые современных системах обучения грамоте упражнения принято называть звуковым анализом. При звуковом анализе вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся. Из речевого потока выделяются предложения и слова, из слов путем их анализа выделяются звуки. Если ребенок плохо освоил звуко-буквенный анализ, это может быть причиной фонематических ошибок. Они возникают, если в обучении чётко не выделяется собственный предмет фонетики - звучащее слово, если учащиеся не осознают способов звукового анализа и не имеют средств контроля за правильностью своих действий. Следствием такой работы является наличие ошибок на пропуск, замену, искажение и перестановку букв в словах, которые, как показывает анализ контрольных работ, являются частыми не только в 1и 2, но в 4 и 5 классах. На своих уроках по обучению грамоте я использую такой прием организации как составление схемы-модели звучащего слова с последующим выделением отдельного звука и его изучением. Доказывать необходимость использования моделирования в начальном обучении чтению и письму не приходится. Наукой признаётся высокая дидактическая ценность моделирования, что является определённым критерием развития учебной деятельности учащихся. Работая со схемой-моделью звучащего слова, ученик получает возможность «остановить» и зрительно зафиксировать «летучий» звук. Вне зависимости от сложности составляемой схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте назначение их одно - помочь первокласснику зрительно представить себе последовательность звуков в слове, затем выделить из этой последовательности отдельный звук (или звуки), изучить его и обозначить соответствующей буквой. Часто учителя в упражнениях со схемами-моделями звучащего слова наблюдают типичные ошибки. Одна из них заключается в том, что вместо звучащего слова дети анализируют готовую схему-модель, представленную в учебнике. В таких случаях говорить об эффективности данного упражнения не приходится. Дети быстро усваивают специфику условных обозначений и легко анализируют готовую схему, не вслушиваясь в звучащее слово. Очень важно, чтобы звучащее слово, не просто анализировалось и не просто устанавливалась последовательность слогов и звуков, а давалась качественная характеристика каждого звука и сразу каждый звук фиксировался звуковой карточкой , т.е. составлением схемы-модели. Иначе, схема-модель только «украшает» урок, и ученики не ощущают от нее никакой пользы. школы, призванного повысить качество образования младшего школьника. Ученые-методисты и психологи постоянно подчеркивают, что нужен звуковой анализ с одновременным составлением схем-моделей слов. Ученик произносит слово, один за другим «ловит» «летучие» звуки и фиксирует их последовательность на модели, т.е. происходит действие вычленения звука как интонационное выделение (потягивание) каждого звука в полном слове. Например, для анализа слова «рука» ребёнок должен его произнести четыре раза: р-р-рука, ру-у-у-ка, рук-к-ка, рука-а-а. Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведётся с полным словом: один неверно названный звук искажает весь присущий каждому слову «портрет». Составив схему-модель, ученик «прочитывает» (произносит) слово по схеме. Затем предлагаю выделить какой-то один звук, проводится его изучение: артикулирование, характеристика, узнавание в потоке речи. Составление схемы-модели звучащего слова чаще всего происходит под руководством учителя - учитель задает классу вопросы. Отвечая на них, учащиеся строят схему: один ученик на доске, а все остальные в индивидуальных кассах. Умение вычленить звуки в словах и определить их последовательность становится способом действия для ученика, который не только осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия. Проведение звукового анализа часто относится к «нелюбимым» упражнениям учителя. Данная форма работы не всегда выполняет назначение: не все ученики включаются в работу. У кого-то из них всегда остается соблазн не принимать участия в анализе, а перерисовать готовую схему с доски к себе в тетрадь. Трудности испытывают учащиеся с разным уровнем подготовки к обучению грамоте: и те, кто читать только учится, и те, кто уже научился читать до школы. Более того, как правило, те, кто уже читает, затрудняются в звуковом анализе: «буквенная одежда слова» мешает осознаванию состава звучащего слова. Обозначенные недостатки в организации звукового анализа можно устранить, если изменить подходы к обучению. Основную задачу звукового анализа с составлением схемы-модели звучащего слова нельзя сводить только к выделению и изучению нового звука и буквы. Она значительно шире - это формирование речевого слуха первоклассников, развитие их умений различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, а также умений устанавливать последовательность звуков в слове и характер их взаимосвязей. Фонетика, раздел русского языка, который изучает звуки и буквы, является наиболее трудным и сложным в усвоении детьми младшего школьного возраста. Поэтому работу над формированием фонематического слуха я начинаю с 1-го класса уже в букварный период. Как только начинается работа над первыми гласными буквами, ввожу характеристику звуков, их транскрипцию. В связи с этим я использую различные формы и методы. Во-первых, это разные игры: «Эхо», «Узнай звук в слове» (дети определяют хлопками), «Перевертыши», (где дети называют слова, в которых звук не соответствует букве, т.е. написание слова расходится с его произношением).

В этот период на уроках я использую:

  1. Общую и индивидуальные ленты букв, которые заполняются самими детьми по мере изучения букв и звуков;

  2. Сигнальные вееры с гласными и согласными буквами (синий и красный цвет).

  3. Кассы букв и звуков.

  4. Вееры цифр для подсчета количества звуков, букв, слогов.

  5. Памятки для работы.

Приведу пример памятки, которую я даю детям для использования

звуко-буквенного анализа.

Памятка

« Звуко - буквенный разбор слов ( по схеме)».

П Л А Н РАЗБОРА.


  • 1.Сколько слогов в слове.

  • 2. Назвать слоги.

  • 3.Назвать ударный слог.

  • 4. Из чего состоит каждый слог.

  • 5.Сколько звуков в слове.

  • 6. Сколько букв в слове.

  • 7.Сколько гласных звуков.

  • 8. Сколько согласных звуков.


  • О Б Р А З Е Ц УСТНОГО Р А З Б О Р А.

  • В слове К И С К А - 2 слога: 1 -ый слог - КИС, 2- ой -КА.

  • Первый слог ударный - киска. 1-ый слог состоит из слияния

  • мягкого согласного с гласным - ки, к нему примыкает твёрдый согласный звук с . 2-й слог состоит из слияния твёрдого согласного с гласным. Всего в слове киска - 5 звуков и 5 букв.

  • 2 гласных звука и 3 согласных звука.



Работа над звуко-буквенным анализом слов обязательно проводится на каждом уроке обучения грамоте отводится (15 мин.) . Дети сами, опираясь уже на готовую ленту букв, дают характеристику новому звуку: (гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, парный или не парный, шипящий и т.д.) Особую работу я провожу над темой «Йотированные гласные». Само это понятие конечно не вводится, а дети оперируют названием «Особенные гласные». Над такими гласными (е, ё, ю, я) я работаю по два-три урока. Здесь я использую печатные таблицы, где идёт сравнение звуков по положению в слове (в начале слова, после гласной, после Ь и Ъ и после согласного). Здесь считаю уместным проводить: игры « Угадай необычное слово» (где звуков больше, чем букв), проводить тесты (отметь слова, где звуков больше, меньше, чем букв, где одинаковое количество и т.д.). Особое место занимает работа над Ъ и Ь. Важно детям понять, какую роль выполняют эти буквы в русском языке. Здесь же вводится понятие «Мягкий знак - показатель мягкости согласного и разделительный мягкий знак», «Твердый знак - разделительный». На месте этих букв в транскрипции ставится прочерк. Отлично способствует усвоению этих понятий - «зажигание» цветными карандашами звуков в словах . Это выполняется как индивидуально. так и коллективно с цветными магнитиками на доске (гласные- красным цветом, твердые согласные синим, мягкие согласные- зеленым цветом, а буквы, не обозначающие звуков, Ъ и Ь - простым карандашом). Таким образом, в 1 полугодии у ребят бывают хорошо отработанные навыки и знания по теме «Фонетика русского языка». Эта работа способствует лучшему и эффективному усвоению главных тем русского языка в начальной школе: «Безударные гласные в корне», «Парные и непроизносимые согласные в корне слова». Результаты контрольных работ также выявили, что такие фонетические орфограммы как пропуск, замена, искажение и перестановка букв находятся в «тревожной зоне» и составляют 24% от общего числа ошибок. Много ошибок вызывает и такая орфограмма как безударная гласная (33%). Прослеживается прямая связь этих ошибок с неумением младших школьников выполнить фонетический разбор - 64% учащихся допустили ошибки при выполнении этого задания. Следовательно одной из причин получения неудовлетворительных результатов срезов знаний учащихся является недооценивание учителями начальной школы работы по:

  • развитию фонематического слуха;
  • формированию орфографической зоркости.
Именно поэтому основной задачей учителя начальных классов можно считать обеспечение качественной фонетической подготовки своих учеников. Что известно о значении изучения фонетики? Почему обучение грамоте должно опираться на звуковой анализ слова? Какой метод лежит в основе формирования грамотной личности? В чём его сущность? Ответы на эти вопросы ПОСТОЯННО находятся в компетенции учителя начальной школы, призванного повысить качество образования младшего школьника. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки» (зажигают огоньки под орфограммами). Мы с учениками используем для этого ручку с зелёной пастой. Считаю очень важным с первого класса вести такую работу, как письмо с проговариванием; письмо с комментированием. Перед диктантами и сочинениями следует проводить словарную, творческую работы для того, чтобы предупредить ошибки. Для развития орфографической зоркости помогают такие диктанты: «Проверяю себя», «Диктант с обоснованием, диктант с постукиванием во время орфограммы, диктант «Найди слова». В работе использую и такие диктанты: предупредительный, зрительный, объяснительный, выборочный, словарный, самодиктант, творческий диктант по началу, творческий диктант по картине, диктант - перевод, свободный, восстановительный, по памяти и др.

Нельзя забывать о том, что ученики должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого необходимо ежедневно отводить пять минут на повторение. «Систематичность упражнений - есть первая и главная основа их успеха…» К. Д. Ушинский Таким образом, фонетические знания и умения необходимы ученикам для таких видов деятельности как слушание, говорение, чтение и письмо. Благодаря фонематическому слуху, мы различаем слова по их звучанию, улавливаем смысл, который говорящий вкладывает в высказывание (одобрение, негодование, порицание и т.д.), а также усваиваем орфоэпические и орфографические нормы. На фонетику мы опираемся и при обучении лексике и грамматике. Хорошая фонетическая подготовка - основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами. Осмысление учителем понятия «фонематический слух» значимо в плане поиска эффективных приёмов обучения грамоте, орфоэпии, орфографии, развития навыков устной и письменной речи, а также формирования навыков чтения, то есть решения вопроса повышения качества образования младшего школьника.



Литература.

  1. Русский язык: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
  3. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М.: Изд. центр «Академия», 1997.
5. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха. Ж. «Начальная школа» №1, 2005. 6. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Ж. «Начальная школа» №3, 2005.


© 2010-2022