- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспекты уроков по УМК ПНШ (литературное чтение 4 класс, окружающий мир 3 класс, математика 1 класс)
Конспекты уроков по УМК ПНШ (литературное чтение 4 класс, окружающий мир 3 класс, математика 1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Т.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УМК: «Перспективная начальная школа»
Урок: Литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Иванова Татьяна Владимировна
Тема раздела: «Учимся у писателей, поэтов, художников видеть красоту окружающего мира и красоту человека»
Тема урока: Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!» картина С. Лучишкина «Шар улетел»
Цель: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка. Задачи: Образовательные:
- научить видеть прекрасное и ценить красоту;
- углубить и расширить знания учащихся о писателе и его творчестве;
- сформировать умения и навыки осознанного и выразительного чтения;
- развить фантазию и стремление любить живое;
- пополнить активный словарный запас учащихся.
- развить умение пользоваться словарём;
- работа с картиной;
- развить устную речь учащихся в связи с необходимостью пересказа событий рассказа;
- развить внимание, память, мышление, способности высказывать собственное мнение.
- воспитать духовно-нравственные качества;
- развить способности сопереживать, сочувствовать всему живому;
- воспитать любовь к природе;
- вызвать интерес к творчеству писателя.
- учащиеся должны осознать, что наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру способны открыть его тайну;
- учащиеся смогут проявить свою фантазию, воображение.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- способность ценить мир природы, умение видеть красоту природы и красоту человека, ценность привязанности, любви;
- контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности (каждое высказанное эстетическое суждение имеет право на существование и поэтому не предполагают жёсткой и однозначной оценки в терминах «правильно» или «неправильно»;
- формулировка заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля, выглядит таким образом: «Тебе чья точка зрения ближе: Миши или Кости?», «С кем ты соглашаешься: с Таней или Костей?», поскольку, отвечая на эти вопросы, школьники вынуждены будут совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации в словарях;
- поход в «Музейный дом» в целях поиска и анализа живописного произведения;
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приёмов (сравнения, олицетворения, контраста);
- работа дидактическими иллюстрациями.
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как кооперация (чтение по цепочке или по ролям);
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) -учёт позиции собеседника;
- обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения;
- понимание разных оснований для оценки одного и того же текста (жанровой, этической, эстетической).
- Организационный момент (2 минуты)
Улыбнитесь друг другу, гостям. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это наверное потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Пусть такое же радостное настроение останется у вас не только до конца урока, но и на весь день. Многое зависит от вас, ребята, от вашего старания, внимания, трудолюбия. Психологический настрой учащихся (3 минуты)
- Посмотрите вокруг, что вы видите? Обратите внимание на цветы. Это задание будет несколько необычным: выберите тот цветок, который больше подходит вашему настроению, обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?
- Актуализация знаний ( 3 минуты)
- Скажите, пожалуйста, с произведениями какой главы учебника мы начали знакомство?
- Вспомните, чему мы должны научиться на уроках при изучении художественных произведений этой главы? (Научиться видеть красоту природы и человека, переданную поэтами, писателями, художниками; красота учит нас быть чуткими, внимательными, отзывчивыми по отношению друг к другу; наблюдательными, заинтересованными).
- Красота делает сердце добрее. Произнесите медленно слово КРАСОТА. Какие звуковые ассоциации возникают?
- Перечитайте ещё раз тему урока. Евдокия Васильевна предлагает нам в рамках темы познакомиться с произведением писателя: слайд- открывается портрет.
- Знаком ли вам автор? (рассказ о нём)
- Хотите больше узнать об этом человеке?
- Где мы можем прочитать о писателях? (страница 118- 119 в учебнике по Русскому языку часть 2). Самостоятельное чтение.
- Какие сведения о писателе были новыми?
- Какие рассказы мы уже читали?
- Соглашаетесь ли вы с выводом в конце статьи?
- Посмотрите на экран, какие книги он написал. Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать, если они вас заинтересуют.
- А хотите узнать, о чём сегодня будем читать произведение?
- Вставьте пропущенное слово в отрывок из стихотворения (значит произведение, которое будем сегодня читать на уроке о лесе).
- В тексте встречаются такие слова и выражения:
- разварная картошка;
- разинул рот;
- здоров как бык.
- Как понимаете их? (учащиеся объясняют)
- Петя Захаров признался: «я не понимаю что такое глоть». Ребята, а вы знаете? (Так старики в старину в некоторых деревнях называли «горло»)
- Миша сказал, что это суеверие.
- Что такое суеверие? Давайте уточним это слово в словаре. Какой словарь нам нужен? (Самостоятельная работа с Толковым словарём)
- А что по этому поводу сказала Евдокия Васильевна? Найдите в учебнике (работа по вопросам учебника страница 131).
- Назовите те сказки, где лес и деревья были союзниками и помощниками героев ( «Гуси -лебеди», «Иван- царевич и серый волк», «Крошечка- Ховрошечка»).
- С чем связано подобное отношение к лесу? (Лес- волшебный мир, дерево- Мировое дерево, центр мира или тотемное растение, прародитель человека).
- Согласны ли вы с Евдокией Васильевной, что герой рассказа- не суеверный человек, а тот, кто хочет приобщиться к народной культуре?
Вывод: Из этого небольшого рассказа видно, что к лесу писатель относится с любовью, как и к живому существу, а народные приметы являются для него ещё одним способом общения с миром природы.
- А кто может подтвердить, что писатель в городе тоскует по лесу? Что ему не хватает общения с природой?
- Зачем писатель повторяет, что он совершенно здоров?
- Вам не кажется, что это звучит как жалоба?
- На что же он жалуется? (ему не хватает общения с природой)
ФИЗМИНУТКА: Листья осенние тихо кружатся. (кружатся на носочках, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают) И под ногами шуршат, шелестят. (движение руками вправо, влево) Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся)
Работа с картиной:
- А сейчас поход в «Музейный дом»
- Куда же мы отправляемся и с какой картиной знакомимся? (картина Сергея Лучишкина «Шар улетел»)
- Скажите, это портрет, пейзаж или натюрморт? Обоснуйте свой ответ- выбор.
- Закройте шар и фигурку девочка полоской бумаги. Какое впечатление производит на вас городской пейзаж? И почему он производит такое впечатление? Как расположены дома? Какие деревья?
- Возьмите лупы. Откройте изображение девочки и шара.
- Какие впечатления возникли у вас?
- Картина ожила? Стала более «человечной»? Или ощущения тоски и одиночества усилились?
- Какой приём использует художник? (контраст)
- В чём он выражается? (цвета, размеры)
- А если человек в лесу, то что он собой там представляет? (Человек является лишь частью природы)
- С каким произведение перекликается эта картина? (В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»)
- Наш урок подошёл к концу. У кого оправдались надежды на сегодняшний урок?
- Дополните предложения по следующему плану:
- Мне понравилось на уроке…
- Меня удивило…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что…
- Что бы пожелали друг другу?
- Выберите то задание, которое вы хотели бы выполнить, связанное с темой у рока.
- И закончить наш урок я бы хотела тем, чтобы вы дополнили букет на доске своими цветами, получился яркий, красочный, большой букет, т.е. КРАСОТА! Любите природу, наслаждайтесь её красотой, берегите её богатства и она отблагодарит вас за это обязательно! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!
УМК: «Перспективная начальная школа»
Урок: Окружающий мир
Класс: 3
Учитель: Иванова Татьяна Владимировна
Тема урока: Луг и его обитатели
Цель: Формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с разнообразием животных и растений луга, объяснить возможность их совместного проживания (обитания);
- показать связи между обитателями луга.
- Развивающие:
- развить познавательную активность, интерес детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитать любовь к природе, бережное отношение к родине, интерес к предмету (эмоционально-ценностное отношение к миру).
- по источнику знаний: словесный, наглядный, практический;
- по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный;
- по дидактическим целям: изучение нового материала;
- по форме организации: индивидуальные и коллективные (работа в парах и группах).
- ценностно-смысловая ориентация учащихся.
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач: соблюдать нормы информационной избирательности (работа с учебником, словарями, энциклопедиями и др. ).
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьникам);
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать;
- овладение навыками, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ход урока 1.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришли к нам на урок. Давайте их поприветствуем! (…) Молодцы! Только что звонок раздался. Впереди нас ждут дела. Тихо сели, спинки ровно, И работа началась. Все мы в ожидании Проверки домашнего задания. 2.Актуализация опорных знаний.
- Фронтальный опрос:
- Почему лес называют природным сообществом?
- Какие ярусы есть в лесу?
- Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?
- Что такое лесная подстилка?
- Назовите лесных жителей нашего края.
- Графический диктант:
- В лесу растут только деревья. (-)
- Лес называют природным сообществом, потому что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. (+)
- Берёза - короед - дятел - правильная цепь питания. (+)
- В лесной подстилке живут ежи, кроты, землеройки. (-)
- В лесу растения разной высоты растут ярусами. (+)
- Средний ярус леса-это мхи и лишайники. (-)
- Черника и брусника очень требовательны к солнечному свету, поэтому занимают верхний ярус леса. (-)
- Животные помогают распространению семян и плодов. (+)
- Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые, потребляют растения. (+)
- Верхний ярус леса образуют деревья : дуб, липа, берёза, сосна, ель. (+)
- Рассмотрите план местности села Мирного на странице 29 в 1части учебника. Обратите внимание на то, что реку Татьянку, словно ковром, окружили её луга.
- Луга бывают заливные и суходольные. По берегам рек луга - заливные. Как вы думаете, почему они так называются? (Заливные, потому что река заливает их во время весеннего таяния снега). А суходольные? ( Луга, которые находятся вдали от рек, на лесных опушках, на окраинах леса. Они не заливаются весенними водами, а влагу получают от выпадающих осадков). Показ слайдов
- Если посмотреть на луг, то на первый взгляд он кажется малообитаемым, лишь сплошной ковёр из растений, но на самом деле это не так. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.
- Сейчас вы послушаете стихотворение и скажите, какие растения можно встретить на лугу. (Валя читает стихотворение).
- Какие растения можно встретить на лугу? (учащиеся отвечают).
- А что их всех объединяет? (Это травы, они любят тепло и свет, поэтому растут на открытой местности).
- Рассмотрите иллюстрацию с растениями луга. Как они растут? (Они растут так же ярусами, как деревья в лесу),
- Прочитайте текст на странице 51 (2 часть).
- Скажите, какие растения расположились в верхнем ярусе? (Светолюбивые растения с высокими стеблями: василёк луговой, колокольчик, тысячелистник).
- Какие растения занимают второй ярус? (Клевер и мятник). Их стебли значительно ниже и они могут развиваться и в тени.
- Какие растения в нижнем ярусе? (Мхи)
- Как растения, находясь в разных ярусах, уживаются друг с другом?
- Как вы думаете, почему на лугах не растут деревья или встречаются на лугах очень редко? (Учащиеся высказывают мнения, а если затрудняются, читают последний абзац на странице 50)
- Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные? Какими они должны быть? (Они должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле)
- «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)
- Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду - землю рою. (Жук. На лугу можно встретить жука-могильщика и жука-навозника)
- Сок из цветков я наберу и в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела)
- Я трижды меняю облик: когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка)
- Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (Шмель)
- Как можно назвать всех этих животных. (Насекомые) Насекомые - это самы е многочисленные жители луга.
- Кто ещё, кроме насекомых, обитают на лугу? ( Мыши-полёвки - они живут в норах, там они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя)
- Среди травы можно увидеть быстробегущую птицу - коростель, луговую курочку - перепела, а так же хищных луговых птиц - канюк, пустельга, лунь.
- А как они питаются на лугу? (Мышами-полёвками и мелкими птицами)
- А кто живёт в луговой почве? (Муравьи, черви и почвенные микробы)
- А крупные животные живут на лугах или они только пасутся на них?
- Богат ли растительный и животный мир лугов? (Да)
- А как животные существа: растения, животные, грибы и бактерии живут на лугу? (Они живут совместно, сообща. Их жизнь тесно связана между собой и их существование зависит друг от друга)
- Луг можно назвать природным сообществом? (Да)
- Составьте 2-3 цепи питания, которые образуются на лугу.
- Вспомните, с кого должна начинаться цепь питания? ( С растения: каждая группа представляет свои составленные цепи питания и объясняют)
- Составив цепи питания, в чём мы ещё раз убедились? (Что луг - это природное сообщество и в нём всё взаимосвязано)
13.Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык. Лети - воет, Сядет - землю роет. (Жук)
- А как нужно вести себя на лугу? (Высказывания детей)
- С какими природным сообществам мы познакомились сегодня на уроке?
- Почему луг называется природным сообществом?
- Интересна ли вам была эта тема?
- Если интересна, то чем?
- Какое настроение было у вас на уроке?
- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки!!!
УМК: «Перспективная начальная школа»
Урок: Математика
Класс: 1
Учитель: Иванова Татьяна Владимировна
Тема урока: Поразрядное вычитание единиц
Цель: Познакомить учащихся со способом поразрядного вычитания единиц.
Задачи:
-
Образовательные:
-
учить детей выполнять поразрядное вычитание единиц;
-
закреплять умения читать математические выражения разными способами;
-
закреплять знания состава чисел;
-
учить отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
-
Развивающие:
-
развивать математическую речь, вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, умение решать задачи.
-
Воспитательные:
-
воспитывать культуру учебного труда, умение преодолевать трудности.
Оборудование: Герои сказки «Колобок», счётный материал.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Самоопределение к деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны раскрывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Практическая работа
- Герой какой русской народной сказки очень любил путешествовать?
Знают взрослые и дети: Жил да был на белом свете В доброй сказке колобок, Колобок - румяный бок. Он по коробу скребён, На сметане был мешён, Да и в печке печён.
- Из каких геометрических фигур состоит колобок?
Положила бабка его на окошко, Колобок спрыгнул, да и покатился… Много неожиданностей он встретил на своём пути.
- Рассмотрите маршрут движения колобка.
- Какие геометрические фигуры спрятались на дорожке?
- Пока мы внимательно изучали движения колобка, он укатился в дремучий лес.
Вдруг у старой ёлки Колобок заметил волка: - Я с утра не ел совсем, Вот сейчас тебя я съем! - Нет, ты, серый, не спеши, Заданья лучше выполни!
Колобок
Учащиеся называют геометрические фигуры
Кривая, отрезок, ломаная, луч. 2.Актуализация опорных знаний.
- Назовите число, в котором 1 десяток и 4 единицы, 1 десяток и 7 единиц, 1 десяток и 2 единицы, 1 десяток и 5 единиц.
- Назовите число, которое предшествует числу 12, 15, 16, 18,20.
- Назовите число, которое при счёте следует за числом: 11, 9, 13, 16, 7, 12.
- Назовите значение суммы чисел 10 и 6, 10 и 4, 10 и 3, 10 и 2, 10 и 1.
- Чему равна разность чисел: 11 и 1, 13 и 3, 16 и 6, 15 и 5.
- Какое действие противоположно сложению?
Учащиеся дают полные ответы математической речью.
Вычитание 3.Открытие детьми «нового знания» Работа по учебнику: страница 69 номер 1.
- Как Маша представила число 17?
- Когда Маша из 7 единиц вычла 5 единиц, сколько единиц осталось?
- После этого Маша сложила с числом 10 эти 2 единицы и получила число 12.
- Попробуйте вычислить значение разности 18-4, действуя, как Маша.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
10+7
2 единицы
Выполняют с объяснением в тетради. 4.Первичное закрепление. Учебник: страница 69 номер 2 15-2 18-5 19-3 16-1 13-2 16-4
13, 13, 16, 15, 11, 12. 5.Включение нового знания в систему знания. Учебник: страница 69 номер 3. Оцените свою работу с помощью шкалы
Задумался медведь, а колобок покатился дальше и встретил зайца: -Колобок, не спеши, Задачку лучше ты реши. Учебник: страница 69 номер 4.
Составляют и записывают в тетради всевозможные разности
Придумывают задачу по рисунку.
6.Итог урока
-
С каким способом вычисления познакомились на уроке?
-
Как вы оцениваете работу всего класса?
-
Нужно ли нам ещё поработать над новой темой?
Домашнее задание: Тетрадь страница 97 номер 2 и 3
-
Отметьте свой уровень понимания темы сегодняшнего урока.
?
-
Какой фигуры не хватает?
-
Кого напоминает эта фигура?
-
Колобок благодарит вас за работу и желает вам успехов в дальнейшей учёбе!!!!!
Да. Предложения детей.
Работают со шкалой.
Круга.
Колобка.