Доклад на тему: Как добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

Тема: « Как добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма».

Кого из учителей не волнует тема формирования навыков грамотного письма? Ведь учителя призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться успеха, результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с первого по четвёртый класс в определённой системе.

С чего же следует начать?

Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, а затем ударные и безударные звуки. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Второй этап в этой работе - это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма,- это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

А теперь о некоторых методических приёмах, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять.

1.В первом классе при обучении грамоте необходимо сделать каждому ученику карточку для звукового анализа. Это картонная полоска 12-15 см в длину и 3-4 см в ширину, на которой наклеено из цветной бумаги 6-7 поперечных полосок различного цвета ( красный, синий, жёлтый, зелёный и т.д.). С помощью этой карточки дети должны показывать количество звуков в словах.

2.Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Это набор прямоугольников и квадратов различных по цвету, таких, как в Азбуке. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к любому заданному слову.

3.Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику может выдать «волшебный» квадрат (квадрат со стороной 5см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся правильно им пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Дети учатся контролировать себя.

4. При изучении какой- либо темы, например « Глухие и звонкие согласные», учитель ежедневно даёт задание подчеркнуть в конце или середине слова звонкую или глухую согласную, заостряя таким образом внимание ученика на изучаемых орфограммах.

5. При изучении темы « Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. Это упражнение можно продолжить. После того, как учащиеся написали пять слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написаны десять слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение можно использовать при изучении любой темы.

6. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра « Огоньки». На доске записано предложение. Ученики « зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

7. Необходимо во всех классах вести такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.

8. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

9. Перед диктантом, изложением, сочинением следует проводить такую работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на доске. Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях и сочинениях.

10. После проведения диктанта я выписываю в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день выписываю их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором и индивидуально, а затем провожу составленный из этих слов диктант на 3- 5 минут. На следующий урок я снова выписываю те слова, в которых были допущены ошибки. Дети анализируют их устно, затем даю новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

11. Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.

12. Диктант (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой- либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

13. Диктант « Найди слова». Учитель диктует предложения и даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить.

Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из 2- 3 предложений. Работая, учитель переходит к изучению всё новых слов. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко- буквенного анализа, самоконтроль.



© 2010-2022