Конспект урока по русскому языку (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку.

3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»,

автор С.В. Иванов.

ФИО учителя: Кафарева Юлия Викторовна.

Урок № 77 Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода» Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели урока: Образовательные: - познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»; - выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся; - составление алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце существительных. - формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма. Развивающие: - развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Воспитывающие: - воспитывать активную личность; - воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно. Планируемые результаты: Личностные планируемые результаты (ЛР): формирование ученической компетентности, развитие устной и письменной речи учащихся; формирование интереса к изучению языка. Предметные планируемые результаты (ПР): познакомить детей с понятием «род имён существительных» и с приёмами его определения. Метапредметные планируемые результаты (МПР): Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку. Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, высказывать и обосновывать свою точку зрения; Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Техническое оборудование: компьютер, экран, интерактивная доска, учебник «Русский язык», часть 1,С.В. Иванов.- М.: Вентана - Граф. 2008.


Технологическая карта урока № Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
1.





2.





3.

















4.













































5.

































6.






7.





8.







9.










10.










11.








12.

13. Оргмомент На уроке я сижу, не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.
Чистописание ть, рья.




Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).













Постановка проблемы.












































Открытие детьми нового материала.































Возвращение к обозначенной проблеме.




Работа с учебником (правило).



Составление алгоритма.






Первичное закрепление.









Физминутка










Закрепление








Домашнее задание
Рефлексия.














№1
































































№2

















































































№3
№4




Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.

Выполняет показ на доске написания сочетаний.




Прочитайте слова (запись на доске). Объясните пропущенные орфограммы: Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я. По какому признаку можно разделить слова на две группы? (В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй группы - разделительный мягкий знак). Выполните самостоятельную работу на персональном компьютере. Контролирую
выполнение самостоятельной работы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. Предлагаю вам слово дочь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце). Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу). Аналогичная работы со словом рожь. (Дети делают вывод, что звук [Ш] - шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе). Возникает проблемная ситуация. Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака "?". Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак). Фиксация проблемной ситуации на доске Дочь Глушь Сформулируйте цель урока.
Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и "шаг за шагом" выполняйте работу. Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы). Карточка 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 7. Сделайте вывод, используя ЦОР.
Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит "открытие" нового знания - мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода). Формулирование темы урока детьми.
Почему же в словах дочь и рожь на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается). Какова роль мягкого знака?
Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий - алгоритм). (В ходе обсуждения "шаг за шагом" на доске появляется совместно выработанный алгоритм).
Работа со словосочетаниями. Запись на доске: красивая брош (?) золотая рож (?) серебристый ландыш (?) новая вещ (?) Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.


Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной. Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания используя ЦОР.






по выбору с. 139, упр.3, 4, выучить алгоритм
Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)? Оценивание: поставьте баллы себе и каждому в группе - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения - розовую. 3. Если не разобрались в теме - голубую. Настраиваются на работу.




Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию
Дети выполняют самостоятельную работу на компьютерах












Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока. (Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).






























Дети делают вывод, используя ЦОР Формулируют тему урока.
















Проговаривают правило: (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце).


Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом.

Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске.
Озвучивают алгоритм, повторяют новую роли мягкого знака.


Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, Комментируют и проговаривают "шаги" алгоритма).
Выполняют упражнение на внимание.








Выполняют самостоятельную работу на персональном компьютере используя ЦОР
Записывают д/з в дневник
Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя. 1 мин





2мин





3 мин
















5мин













































6мин

































3мин






5мин





5мин







3мин










1 мин










8мин








1мин

2мин























Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1.






2.




3.







4.





ЦОР Русский язык «Роль «ь»



ЦОР Русский язык «Нужен ли «ь»
ЦОР Русский язык «Распредели слова «ь» и без «ь»


Русский язык «Когда пишем «ь» №193669 ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы Карточка ресурса
ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы
ЦОР Интерактивное задание: Распредели слова: с "Ь" и без "Ь" Практическое задание
ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/978305ed-830e-4f90-b220-de9e561d5d47/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_087%5D.html
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html



files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9243dabd-2745-4fa1-b53d-ce837c37b584/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_089%5D.html




9



© 2010-2022