Русский языкНесклоняемые имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цель: - ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; -уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи - учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); -учить определять падеж несклоняемых существительных; -обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; -развивать информационно-коммуникативную компетентность; -способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; - воспитывать интерес к языку.

Ход урока
I.Оргмомент
II.Актуализация опорных знаний( Слайд 1) Слово учителя: -Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках? Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие - как страшный, мучительный сон. -А когда уроки проходят быстро, интересно? -Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
III.Сообщение темы и целей урока -Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных». -Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение» (Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы) Примерные вопросы для игры: - Что называется склонением? -Сколько склонений в русском языке? -Как мы определяем склонение существительных? -Сколько всего разносклоняемых существительных? - Почему они так называются? -Расскажи, как склоняются разносклоняемые существительные. -Просклоняй существительное «имя». (Слайд 2)
IV.Работа по теме. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков - Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайды 3,4,5) Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее - я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать - будут польта выдавать! - Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) - Все значения слов вам понятны? (Слайды 6,7) кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка, какаду - птица отряда попугаев с хохолком на голове, кашне - шейный шарф, пенсне - род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, манто - широкое дамское платье. фойе - помещение в театре, кино и т. п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- Работа в группах -А теперь поработайте редакторами. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. -Создайте другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки) (Слайд 8)
- Поисковая деятельность учащихся и решение первой учебной проблемы: -Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер. - Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим. (Слайд 9) А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас? Б) Вынашивает своего детеныша в сумке. В) Крупный попугай с пестрым хохолком. Г) Самая маленькая птица на земном шаре. Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг? (Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк») (Слайд 10) -Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений) -Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных. (Слайд 11) (Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.) В клетке рядом с какаду (Т. п.) живут волнистые попугайчики. Мы с удовольствием прокатились на пони.(П. п.) Без шимпанзе (Р. п.) в зоопарке было бы скучно.) -Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.
V.Закрепление изученного -Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение. - Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова -Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И. п., ед. ч.), столами (Р. п., мн. ч.), столу (Д. п., ед. ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие. -Все эти слова иноязычные, в основном - французские, в которых ударение - на последнем слоге. Депо - ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных. -Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии : Коваленко, Устименко. -Слова Черных, Руденко, Живаго - относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии. -А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ - сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) - это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются. -Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять.


Физминутка для глаз
Рефлексия. ( Рисование солнышка носом). -Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, нарисуем солнышко, только мы нарисуем его носом. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Нарисуем круг, а теперь - лучи, закрашиваем круг. А чтобы солнце улыбалось, нарисуем глаза, носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам. Теперь под «рисунком» расписываемся.
VI. Обобщение и систематизация знаний -Игра «Как аукнется, так и откликнется» Склонение слов какаду и кашпо. -Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот- склоняют слово кашпо. - Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова) - Эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки? Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.
-Работа в группах Задание по карточкам: Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж. В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________. Вывод: - Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные. -Чаще всего такие слова иностранного происхождения , чтобы узнать их значение, обращаются к словарям иностранных слов.
- Работа в паре 1.Найти третье « лишнее» а) какао, пальто, повидло б) бра, трава, халва в) интервью, ручью, тишью 2.Какую букву нужно вставить? а)по ради… б)без пальт… в)на пианин… г) о кин… 3.Укажите несклоняемое существительное: 1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия
Работа в группах :решить кроссворд

По горизонтали:

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4,Шейный шарф.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)







3

4





























2


5
























1
1



























2















3














4















5





































VII Подведение итогов урока -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? -Как называются такие имена существительные? -Как определить падеж несклоняемых имён существительных? -В каком словаре можно узнать значение слова? -Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают? - Давайте послушаем «Песенку - итог» Аркадия Хайта.
Чтобы грамотными стать и писать отлично, Никогда нельзя менять в падежах различных Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро, Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать и в гостях, и дома, Если только не менять окончанье слова Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто, Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру. - Всем спасибо, до свидания!
VIII.Домашнего задание: с 52 упр.59,выучить правило

© 2010-2022