- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь луга. Растения и животные луга (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь луга. Растения и животные луга (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бордзеловская Т.В. |
Дата | 09.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока
Учитель: Бордзеловская Татьяна Викторовна
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема. Жизнь луга. Растения и животные луга.
Цель: формирование у учащихся представлений о луге, растениях и животных луга.
Задачи:
- образовательные: познакомить с разнообразием растительного и животного мира луга;
- развивающие: развивать наблюдательность, память, мышление, внимание, речь, умение анализировать, делать выводы; расширять кругозор, критический подход к получаемой информации;
- воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Оборудование: мультимедиа, экран, атлас Кемеровской области, выставка книг.
Ход урока. I. Организационный момент. - Ребята, а вы знаете, что за праздник сегодня? - 18 апреля по народному календарю Федул Ветренник - тёплый ветер.
- Поговаривали: «Пришёл Федул - тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил».
- До этого дня, согласно народным приметам, ещё вполне вероятны морозы, но после Федула наступает тепло, появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки, оживает природа.
Они бывают естественные и искусственные. Занимают в 2 раза больше места на глобусе, чем суша. Там ловят рыбу, по ним на судах перевозят грузы, пассажиров. Человек использует их для хозяйственных нужд. Являются прекрасным местом для отдыха. (Водоёмы.) - По каким признакам определили? - Прослушайте ещё одно определение. Оно для вас новое. Если вы будете внимательно слушать, я думаю, что вы догадаетесь, о чём идёт речь. Создание проблемной ситуации. Сравнительно ровный участок, покрытый травянистой растительностью. Часто они расположены по берегам рек, озёр. Их можно встретить как на равнинах, так и в горах. На них много цветов. Они - украшение нашей земли. (Луга.)
- Сообщение темы и целей урока.
Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь - цветы вокруг, Да травы по колено. Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов На нём разбросаны букеты. - С чем сравнивает поэт зелёный луг? (С чудным садом). - Почему?
IV. Стадия вызова. «Мозговой штурм» - Итак, что же такое луг? Скажем об этом ещё раз, заглянув в словарь С.И.Ожегова. (Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.) (Ученик читает по словарю). - Поднимите руки, кто из вас был на лугу. - А знаете ли вы, что луга бывают разные?(Луга - заливные, суходольные, лесные). - Попробуйте объяснить эти названия. - Заливные - располагаются около водоёма, их заливает водой. Самые сочные травы растут на заливных лугах. - Суходольные - не заливаемые половодьем луга с сухой почвой. Почва не так богата перегноем, как на заливных лугах. - Как вы думаете, где могут располагаться лесные луга? (Вдоль лесных опушек, в промежутках между лесами). - Подумайте, на каких лугах можно встретить влаголюбивые растения? Почему? (На заливных лугах, потому что они располагаются близко от водоёмов и часто заливаются водой.) - На каких лугах могут встретиться кустарники или даже деревья? Почему вы так решили? (На лесных.)
V. Стадия осмысления. Растения луга. - На лугу растут травянистые растения. Среди них встречаются: кормовые, ядовитые, лекарственные. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевики. - О каком растении пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Здесь у рощицы берёзовой, Где к лугам сбегает рожь, Кашки белой, кашки розовой Кашки алой - не сочтешь. (Клевер). - Что знаете про клевер?
Клевер обычной трехлистной формы - амулет молодости. Трилистник считается талисманом, приносящим удачу. Клевер - четырёхлистник - цветок счастья! Один лепесток для славы, один для богатства, Один для любви и один для здоровья! Четырёхлистный клевер - символ невероятной удачи. В дни, когда пылает лето, А в лучах блестит река Голубой глазок букета Затерялся на лугах. (Василёк). - Что знаете про василёк? Василёк - лекарственное растение. В старину настоем этих цветов лечили глазные болезни. Послушайте легенду о васильке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие одежды. Флора, богиня цветов, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, и превратила его в синий цветок - василёк.
Когда идешь тропинкою, Куда ни глянь, в лугах Белеют чудо - шарики На тонких стебельках. (Одуванчик). - Что знаете про одуванчик?
Одуванчик - очень любопытный цветок. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. С древних времён одуванчик используют в лечебных целях: все части этого полезного растения - и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.
Это прозвище недаром у красивого цветка: Капля сочного нектара и душиста, и сладка! От простуды излечиться Вам поможет … (Медуница) - Что знаете про медуницу?
Древняя легенда гласит: "…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы - чистыми..." Ведь нектар, который дарят цветки медуницы, содержит глюкозу.
?Тонкий стебель у дорожки На конце его сережки Нам он как хороший друг Лечит ранки ног и рук. (Подорожник) - Что знаете про подорожник?
Подорожник - лекарственное растение. Он обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления. Согласно легенде, люди обратили внимание на это растение, став свидетелями того, как при помощи листа подорожника одна змея излечила другую.
- Нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. -Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? -На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий. -По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание. - Сок у лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. - Как вы думаете, почему их так называют? (В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. Поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Лютики задолго до наступления сумерек закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов - куриная слепота.) - Если вы заинтересовались растениями луга и хотите узнать про другие луговые растения, вы можете найти их в атласе Кемеровской области и прочитать про них в книгах, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые книги представлены на выставке книг. VI. Физминутка. «Кузнечики» Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг- скок. Стоп! Сели, Травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко. VII. Стадия осмысления. Животные луга. - Закройте глаза, представьте, что вы на лугу. - Каких животных можно встретить на лугу? (Насекомых, птиц, грызунов). - Где может обитать животное луга? (В траве, в земле). - Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Почему? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков). - Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? Докажите? (Да, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность). - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? Поясните свой ответ. (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений). - Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие). - Почему вы так считаете? (Крупным животным негде прятаться на лугу). Игра «Узнай меня». Рассказывают дети. - Какое насекомое могло бы о себе так сказать?
- «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)
- Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду - землю рою. (Жук)
- Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела)
- Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (Шмель)
- Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. А кто у нас Цокотуха? (Муха)
- Луга не имеют значения для людей. (-)
- На лугах растут ядовитые растения. (+)
- На лугах много насекомых. (+)
- Нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла. (-)
- На лугу растут лекарственные растения. (+)
- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением: Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Можешь ты помочь живому, Иль на гибель всех обречь. Помоги траве родиться, Жить кротам, а речкам течь. Ты на свете самый главный. Значит должен всех беречь! - На следующем уроке мы продолжим беседу о животных луга и над этим стихотворением. - Я довольна вашей работой на уроке.