- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока Языковая специфика авторской сказки. Д. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца
Технологическая карта урока Языковая специфика авторской сказки. Д. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котлярова Т.П. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет: литературное чтение
Дата проведения: 16.05.2014г.
Класс: 2 «В»
Учитель: Котлярова Т. П.
Тема урока: Языковая специфика авторской сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: традиционный
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая
Оборудование: презентация к уроку,
карточки со словами действия героев, названием произведения
иллюстрации с изображением зайца, елочки, пенька
Цель: познакомить с авторской сказкой,
-с творчеством Д. Мамина- Сибиряка
-развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением
-учить анализировать текст
-воспитывать отрицательное отношение к хвастовству
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви ко всему живому
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
обучения:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Организационный момент.
- Вы любите сказку?
- Что же такое сказка?
Настраиваются на работу
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Кто из героев сказок говорит о себе так?
-Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь,я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа, и стрижа,
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
-А какой в сказках заяц?
-Домой было дано творческое задание: подготовить сообщение о зайце.
-Кто готов?
- А зачем еще зайцу длинные уши? (учитель)
-Да, для того, чтобы хорошо слышать, но не только.
Оказывается, зайцам длинные уши нужны для того, чтобы ими…потеть.
Да-да, потеть! Сидит в летний зной заяц под кустом, а пить ему совсем не хочется. Лишнее тепло уходит через тонкие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов
.
-робкий, трусливый
1 ученик: У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться - он и отбиться может : опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. При опасности может бежать со скоростью 65 км/ч. Заяц умеет путать следы :то
назад скакнет , то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится.
2 ученик: А глаза у зайца не зря «косые» - он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать.
3 ученик:
Обитают зайцы на огромных пространствах Земли. Заячье семейство многочисленное, больше сотни видов. У всех у них короткие хвосты, зато у многих - длинные уши. Все они кормятся только растениями, самое излюбленное лакомство - трава и кора. А для восполнения недостатка солей часто гложут рога, сброшенные оленями, кости, землю или снег.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Коммуникативные:
проявлять активность в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию
III. Определение темы и цели урока
-.-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой ,а какой узнаете сами.
На партах у вас есть слова. Соберите из них название произведения,
с которым мы сегодня познакомимся.(УУД познавательные (Синтез- составление целого из частей))
_Как в толковом словаре объясняется смысл слова « храбрый»
-Какую информацию можно почерпнуть из названия?(антиципация)
2.Пробленная ситуация
-Об этом мы сейчас узнаем.
-Что для этого нужно? (прочитать)
3.Краткое знакомство с автором
4.Словарная работа
Обратите внимание, какие слова и образные выражения использовал автор.
-Душа в пятки -испытание сильного страха
-Выскочить из собственной кожи -сильно испугаться
-Замертво свалился -упал без признаков жизни
-Приплелись-пришли медленно
-Отведавшие волчьих зубов- побывали в пасти у волка
-Не смел дохнуть -замер от страха
-задал такого стрекоча -быстро убежал
.
- Сказка про храброго зайца .
Жанр-сказка
Авторское произведение Мамин-Сибиряк,
Герой-заяц,
Тема произведения - о зайце
Характер-храбрый
-
Непонятно, почему он храбрый, если зайцы трусливые
-Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился 1852 года в Пермской губернии в семье бедного священника. В доме было много книг, любовь к чтению зародилась с раннего возраста. В 26 лет умерла любимая жена, оставив больную дочь Аленушку. Первое произведение « Аленушкины сказки» он пишет для нее.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
обсуждать проблемные вопросы,
анализировать результаты исследований.
-работа в парах,
-работа с информационным источником
-антиципация
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
-Выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя
IV.Работа над новым материалом.
5. Физкультминутка
-гимнастика для глаз
6.Обобщение материала.
7.Итог урока.
8.Экспресс-диагностика
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание
. 1.Знакомство со сказкой (учитель+ ученик)
Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку.
(-чтение учителем до слов : «Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут»)
Как вы думаете, что будет дальше?
-Слушайте дальше (чтение учащимися до слов «….а он видел и не смел дохнуть.»
-Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Как вы думаете. что же случилось?
-Давайте дочитаем до конца ,оправдались ли предположения (чтение учителем до конца)
2. Анализ произведения
-Понравилась ли вам сказка? Чем ?
- Каким изображён заяц в начале сказки?
Найдите ответ на этот вопрос.
-Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят?
-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?
-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки
- Что они говорили?
- Прочитайте, как хвастался заяц.
- Почему же начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с. 3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
- Почему волк решил съесть именно этого зайца?
- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
- Как вы понимаете это выражение?
- Что показалось волку? Что он подумал о зайце?
- А что казалось зайцу?
- Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка
- Где нашли трусишку другие зайцы?
- Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть?
- Найдите этот отрывок и прочитайте стр. 103.
-Во что стал верить заяц, после этого происшествия?
-Почему в начале сказки все смеялись над зайцем?
-Почему в конце стали его называть храбрым и бесстрашным ?
- Было ли вам жалко зайца?
- В какой момент? Почему?
3 .Эмоциональное состояние героев. - работа по группам
Дидактическая игра «Найди меня» (Раздаточный материал)
- У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки.
1 группа выбирает слова, которые относятся к зайцу,
2 - к другим зайцам,
3 - к волку
заяц
другие зайцы
волк
Действия зайца:
-Крикнул во весь лес
- взобрался на пенёк;
- подпрыгнул кверху;
-упал со страху;
-задал стрекоча;
-выбился из сил
-замертво свалился
-начал верить, что никого не боится
Действия других зайцев:
-Собрались, сбежались, приплелись;
- все слушают; ушам не верят;
- начали кувыркаться;
- не могли прийти в себя;
- закричали в один голос.
- начали выглядывать
Действия волка:
- Ходил; проголодался;
- остановился; понюхал воздух;
- начал подкрадываться;
- близко подошёл;
- бежал в другую сторону
- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.
- Прочитайте действия зайца и скажите какой он?
- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?
- Что можно сказать о волке?
-К кому из героев сказки можно применить поговорку
«У страха глаза велики»
-С какой сказкой познакомились на уроке?
_Зачем писатель придумал сказку?
-_Чему учит эта сказка? КАКОВА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ?
Работа с фигурками зайцев,вырезанных из бумаги.
-Кто считает, что заяц храбрый-прикрепите фигурку на пенек, а кто считает,что заяц на самом деле трус-рядом с елочкой.
-У каждого свое мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Большинство считает его……(смотреть по количеству
-Вам понравился урок?
-Покажите это аплодисментами
-Сочинить свою сказку про зайца.
-
-предположения детей
-маленьким, трусливым
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки
Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит
Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого
-Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?
И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!
- Да что тут говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадётся волк, так я его съем.
Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается
-Выполнение заданий
-Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех - хвастун заяц, который хвастался своей храбростью.
-Язык у хвастуна точно примёрз.
Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.
Ему показалось, что кто-то в него выстрелил. А о зайце он подумал, что он какой-то бешенный.
- Волк гонится за ним по пятам вот-вот схватит его.
-Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
-В ямке под кустиком.
-Они его похвалили. Молодец, косой!..)
-Что он действительно никого не боится.
-Не верили ему.
-Они решили, что заяц напугал волка ,волк убежал и поэтому они остались живы.
-Работа в группах
-Хвастливый и трусливый.
-Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые.
-Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый.
-и волку и зайцу-Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его скоими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.
-Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила
-Будь храбрым, поверь в себя, и все у тебя получится. Не надо бояться трудностей.
-Аплодисменты.
Познавательные:
выделять существенную информацию из рассказа ребят,
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой
- Осмысленное чтение текста
-Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске,
-совершенствование всех сторон навыка чтения
Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту
Познавательные:
анализировать содержание произведения.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные:
проявлять внимание к суждениям товарищей
-Формировать умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем или о ком он писал.
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии, приходить
к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные:
применять правила делового сотрудничества
Личностные:
оценивать собственную и коллективную деятельность
Познавательные: выделять
необходимую информацию, обосновывать выбор.
-Характеристика литературных героев.
.
.
.
.