Технологическая карта урока Языковая специфика авторской сказки. Д. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: литературное чтение

Дата проведения: 16.05.2014г.

Класс: 2 «В»

Учитель: Котлярова Т. П.

Тема урока: Языковая специфика авторской сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: традиционный

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая

Оборудование: презентация к уроку,

карточки со словами действия героев, названием произведения

иллюстрации с изображением зайца, елочки, пенька

Цель: познакомить с авторской сказкой,

-с творчеством Д. Мамина- Сибиряка

-развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением

-учить анализировать текст

-воспитывать отрицательное отношение к хвастовству

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви ко всему живому

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

обучения:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

- Вы любите сказку?
- Что же такое сказка?

Настраиваются на работу

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Кто из героев сказок говорит о себе так?

-Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь,я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку,

И ужа, и стрижа,

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

-А какой в сказках заяц?

-Домой было дано творческое задание: подготовить сообщение о зайце.

-Кто готов?







- А зачем еще зайцу длинные уши? (учитель)

-Да, для того, чтобы хорошо слышать, но не только.

Оказывается, зайцам длинные уши нужны для того, чтобы ими…потеть.

Да-да, потеть! Сидит в летний зной заяц под кустом, а пить ему совсем не хочется. Лишнее тепло уходит через тонкие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов

.


-робкий, трусливый

1 ученик: У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться - он и отбиться может : опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. При опасности может бежать со скоростью 65 км/ч. Заяц умеет путать следы :то

назад скакнет , то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится.

2 ученик: А глаза у зайца не зря «косые» - он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать.

3 ученик:

Обитают зайцы на огромных пространствах Земли. Заячье семейство многочисленное, больше сотни видов. У всех у них короткие хвосты, зато у многих - длинные уши. Все они кормятся только растениями, самое излюбленное лакомство - трава и кора. А для восполнения недостатка солей часто гложут рога, сброшенные оленями, кости, землю или снег.



Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.







Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию

III. Определение темы и цели урока

-.-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой ,а какой узнаете сами.

На партах у вас есть слова. Соберите из них название произведения,

с которым мы сегодня познакомимся.(УУД познавательные (Синтез- составление целого из частей))

_Как в толковом словаре объясняется смысл слова « храбрый»

-Какую информацию можно почерпнуть из названия?(антиципация)


2.Пробленная ситуация

-Об этом мы сейчас узнаем.

-Что для этого нужно? (прочитать)

3.Краткое знакомство с автором



4.Словарная работа

Обратите внимание, какие слова и образные выражения использовал автор.

-Душа в пятки -испытание сильного страха

-Выскочить из собственной кожи -сильно испугаться

-Замертво свалился -упал без признаков жизни

-Приплелись-пришли медленно

-Отведавшие волчьих зубов- побывали в пасти у волка

-Не смел дохнуть -замер от страха

-задал такого стрекоча -быстро убежал

.

- Сказка про храброго зайца .


Жанр-сказка

Авторское произведение Мамин-Сибиряк,

Герой-заяц,

Тема произведения - о зайце

Характер-храбрый

-

Непонятно, почему он храбрый, если зайцы трусливые

-Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился 1852 года в Пермской губернии в семье бедного священника. В доме было много книг, любовь к чтению зародилась с раннего возраста. В 26 лет умерла любимая жена, оставив больную дочь Аленушку. Первое произведение « Аленушкины сказки» он пишет для нее.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

-работа в парах,

-работа с информационным источником


-антиципация

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

-Выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя

IV.Работа над новым материалом.













5. Физкультминутка

-гимнастика для глаз





















6.Обобщение материала.


7.Итог урока.



8.Экспресс-диагностика


9. Рефлексия.

10. Домашнее задание

. 1.Знакомство со сказкой (учитель+ ученик)

Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку.

(-чтение учителем до слов : «Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут»)

Как вы думаете, что будет дальше?

-Слушайте дальше (чтение учащимися до слов «….а он видел и не смел дохнуть.»

-Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Как вы думаете. что же случилось?

-Давайте дочитаем до конца ,оправдались ли предположения (чтение учителем до конца)

2. Анализ произведения

-Понравилась ли вам сказка? Чем ?

- Каким изображён заяц в начале сказки?

Найдите ответ на этот вопрос.

-Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят?

-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки


- Что они говорили?

- Прочитайте, как хвастался заяц.


- Почему же начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?


1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с. 3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

- Почему волк решил съесть именно этого зайца?

- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

- Как вы понимаете это выражение?

- Что показалось волку? Что он подумал о зайце?

- А что казалось зайцу?

- Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка

- Где нашли трусишку другие зайцы?

- Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть?

- Найдите этот отрывок и прочитайте стр. 103.

-Во что стал верить заяц, после этого происшествия?

-Почему в начале сказки все смеялись над зайцем?

-Почему в конце стали его называть храбрым и бесстрашным ?

- Было ли вам жалко зайца?

- В какой момент? Почему?

3 .Эмоциональное состояние героев. - работа по группам

Дидактическая игра «Найди меня» (Раздаточный материал)

- У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки.

1 группа выбирает слова, которые относятся к зайцу,

2 - к другим зайцам,

3 - к волку

заяц

другие зайцы

волк

Действия зайца:

-Крикнул во весь лес

- взобрался на пенёк;

- подпрыгнул кверху;

-упал со страху;

-задал стрекоча;

-выбился из сил

-замертво свалился

-начал верить, что никого не боится

Действия других зайцев:

-Собрались, сбежались, приплелись;

- все слушают; ушам не верят;

- начали кувыркаться;

- не могли прийти в себя;

- закричали в один голос.

- начали выглядывать

Действия волка:

- Ходил; проголодался;

- остановился; понюхал воздух;

- начал подкрадываться;

- близко подошёл;

- бежал в другую сторону

- По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.

- Прочитайте действия зайца и скажите какой он?

- Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они?

- Что можно сказать о волке?

-К кому из героев сказки можно применить поговорку

«У страха глаза велики»


-С какой сказкой познакомились на уроке?

_Зачем писатель придумал сказку?

-_Чему учит эта сказка? КАКОВА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ?

Работа с фигурками зайцев,вырезанных из бумаги.

-Кто считает, что заяц храбрый-прикрепите фигурку на пенек, а кто считает,что заяц на самом деле трус-рядом с елочкой.

-У каждого свое мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Большинство считает его……(смотреть по количеству

-Вам понравился урок?

-Покажите это аплодисментами

-Сочинить свою сказку про зайца.

-


-предположения детей


-маленьким, трусливым

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки

Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит

Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого

-Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!

- Да что тут говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадётся волк, так я его съем.

Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается

-Выполнение заданий


-Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех - хвастун заяц, который хвастался своей храбростью.

-Язык у хвастуна точно примёрз.

Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.

Ему показалось, что кто-то в него выстрелил. А о зайце он подумал, что он какой-то бешенный.

- Волк гонится за ним по пятам вот-вот схватит его.

-Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

-В ямке под кустиком.

-Они его похвалили. Молодец, косой!..)

-Что он действительно никого не боится.

-Не верили ему.

-Они решили, что заяц напугал волка ,волк убежал и поэтому они остались живы.

-Работа в группах







-Хвастливый и трусливый.

-Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые.

-Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый.

-и волку и зайцу-Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его скоими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.

-Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила

-Будь храбрым, поверь в себя, и все у тебя получится. Не надо бояться трудностей.


-Аплодисменты.


Познавательные:

выделять существенную информацию из рассказа ребят,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой

- Осмысленное чтение текста

-Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске,

-совершенствование всех сторон навыка чтения


Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту


Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей



-Формировать умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем или о ком он писал.












Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии, приходить

к общему мнению в совместной деятельности.



Личностные:

применять правила делового сотрудничества

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность




Познавательные: выделять

необходимую информацию, обосновывать выбор.


-Характеристика литературных героев.

.

.

.

.





© 2010-2022