Конструкт урока «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

Цель: ознакомление учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц.

Задачи: познакомить со звуком [ц] и буквой Цц; древней профессией - кузнец;

Развивать навык отличать звук [ц] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв русского языка; умение читать слоги, слова с новой буквой; речь обучающихся;

Формировать умения слушать, слышать друг друга, вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в парах и группах.

Воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к людям.

Тип урока: освоения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Предметные: выделяют звук [ц] из слов, характеризуют его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначают буквами Ц, ц; распознают в словах новый звук, читают слоги и слова с изученной буквой; называют (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); читают стихотворные тексты; выполняют задания к текстам.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: формулируют учебную задачу под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические - характеризуют звук [ц], букву Ц, знаково-символические - моделируют схемы слов

Коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умение слушать и слышать, вступать в диалог, владеть вербальными и невербальными средствами речи.

Личностные результаты

Проявляют уважение к людям труда, интерес к изучению нового.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Буквы Ц, ц; звук [ц ]; буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); слого-звуковой анализ слова; стихотворный текст

Образовательные ресурсы:

Выставка работ кузнеца, презентация, картинки Тома и Тима, сигнализаторы - красный, зеленый, предметные картинки и схемы слов: цветы, цапля, цирк, разрезные карточки; карточки с загадками для работы в группах; задания для работы в парах; карточки с буквами Ж, Ш, Й,Ч, Ц, лента букв, алфавит







Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

2 мин

-Сегодня у нас на уроке много гостей, которых мы очень рады видеть.

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

-Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Звуков и Букв вместе со своими верными помощниками Томом и Тимом. Но, чтобы совершить новые для нас открытия, нам, как настоящим путешественникам, что для этого понадобится?

-Правильно.

- А ещё наблюдательность, внимание, умение работать в группах, полученные ранее знания тоже будут нужны.

Настрой на урок, на ситуацию, предложенную учителем.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Дети отвечают

Личностные:

-осознание себя как ученика.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать.

II. Актуализация знаний.

5 мин

-Том и Тим предлагают сыграть в игру «Да - нет».

- Если высказывание верное, показываем карточку зеленого цвета - это обозначает «ДА», если высказывание неверное, показываем карточку красного цвета - это обозначает - «НЕТ».

- Приготовьтесь внимательно слушать вопрос, не спешите, подумайте, ответ даем по моей команде.

-Верно ли, что звуки мы произносим и слышим?

- А буквы видим и пишем?

-Верно ли, что все согласные парные?

-Верно ли, что Том дружит с буквами А, О, У, Ы?

- Почему?

-А с какими гласными дружит Тим?

- Молодцы ребята, вы справились с заданием, Том и Тим довольны вашей работой.

Дети сигнализаторами показывают, согласны с утверждением - зеленый, нет - красный.

Отвечают на вопросы.


- Верно - зеленый сигнал

- Неверно - красный сигнал

- Далее ученик отвечает, остальные дети знаками показывают, согласны с ответом одноклассника или нет.

- Верно - зеленый сигнал

- Обозначают твердость предшествующего согласного.

- И , Е, Ё, Ю, Я Обозначают мягкость предшествующего согласного.

Личностные:

-Самооценка.

Познавательные:

-Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

-Умение слушать и слышать.

-Вступать в диалог.

-Владеть вербальными и невербальными средствами речи.

-Умение полно и точно выражать свои мысли.

III. Выявление места и причины затруднения

- Но вот беда, когда они к нам спешили на урок, рассыпали своих верных друзей - буквы: Й, Ж, Ш, Ч, Ц и между ними произошел спор кому принадлежит каждая из букв?

- Давайте поможем им поделить буквы между собой.

- С кем будет дружить буква Ц?

- Почему возникли затруднения?

- Какие задачи стоят перед нами на уроке? - Сформулируйте задачи нашего урока, опираясь на слова-помощники: -познакомиться с … звуком и с новой …; -учиться читать … и … с новой буквой - помочь …. и … узнать с кем будет дружить новая ….


Дети делят буквы, поясняя свой выбор: Том - Ж, Ш (всегда твердый); Тим - Й, Ч (всегда мягкий)

Ответы детей


Цель нашей работы такова: - познакомиться с новым звуком и новой буквой;

- учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой - помочь Тому и Тиму с кем будет дружить новая буква

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- постановка и формулирование проблемы;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

IV. Построение проекта выхода из затруднения


  1. Работа в группах

5 МИН



  1. Проверка выполнения группового задания

5 МИН

Работа с документ камерой


ФИЗ. МИНУТКА-2 МИН

-Ребята в этом нам поможет письмо, которые принесли нам Том и Тим.

-Мы отправляемся в путь. Сейчас вам предстоит работа в группах по следующему плану:

1) Отгадать загадку

2) Составить звуковую схему слова-отгадки.

3) Дать характеристику новому звуку по плану:

гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Загадка для 1 группы:

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Головками кивают

И мёдом угощают.

Загадка для 2 группы:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат

Загадка для 3 группы:В середине - волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали.

- Проверим, верно ли вы составили схему слов-отгадок по плану:

- Прочитайте загадку.

- Назовите отгадку ( выставляется картинка отгадки)

- Сравните составленную схему со схемой на доске (демонстрация схемы слова через документ камеру соответствующая схема учителя идет сравнение)

- Произнесите первый звук

- Какой это звук гласный или согласный?

- Глухой или звонкий?

- Твердый или мягкий?

- Давайте хором произнесем все слова - отгадки.

- Почувствовали ли вы разницу в произношении звука?

- Молодцы

- А сейчас посмотрите мультфильм и постарайтесь запомнить слова, в которых встречается звук [ц].

- Назовите слова, в которых встречается звук [ц] .

Целый день на циферблате

Стрелочки по цифрам скачут.

Тик - так, тик - так.

Даже ночью не спят,

Все бегут, все спешат.

Цок-цок, цок-цок,

Прыг да скок, прыг да скок.

Цифры стрелочки считают

И бегут-бегут вперед!

Цок-цок, цок-цок,

Дети отгадывают загадки.

Выполняют слого-звуковой анализ слов, составляют схемы

Цветы

Цапля

Цирк

Учащиеся дают ответы по плану

- Звук [ц] - согласный, глухой, твердый

Делают вывод, что

- Звук [ц] - согласный, глухой, всегда твердый

Дети слушают

Отвечают на поставленный вопрос

Личностные:

-Самооценка.

-Смыслообразование (интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу).

Регулятивные:

- Постановка учебной задачи.

-Определение последовательности действий.

-Контроль (сличение способа действия и его результата).

-Коррекция.

-Оценка (осознание того, что усвоено).

-Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий).

Познавательные:

-Поиск и выделение необходимой информации.

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Смысловое чтение.

-Знаково-символические действия (моделирование).

-Логические (анализ с целью выделения сущ. и несущ. признаков, доказательство).

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать:

-Вступать в диалог.

-Владеть вербальными и невербальными средствами речи.

-Участие в коллективном обсуждении проблем.

-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Сотрудничество с группой сверстников.

-Понимание возможности различных точек зрения на предмет.

-Уважение к другой точке зрения.

-Учёт разных мнений и умение выразить своё.

-Умение договариваться и находить общее решение.

-Умение убеждать и уступать.

-Способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов.

-Адекватно реагировать на высказывания сверстников.

3. Знакомство с буквой Ц

Картинка с буквами (цэ) Ц

5 мин

Работа с лентой букв и алфавитом

- Кто знает, какой буквой обозначается звук [ц]?

- На что похожа буква (цэ) Ц?

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква це.



- Где на ленте букв живет буква (цэ) Ц?

- Почему на ленте букв буква (цэ) Ц живет в синем, домике на нижней полочке?

- Назовите ее соседей?

- Имеет ли пару буква це по звонкости?

  • - Найдите место буквы Ц в алфавите и назовите ее соседей.

- Ребята, Том и Тим внимательно нас слушали и решили, что теперь мы сможем им помочь.

- Кому принадлежит буква (цэ) Ц?

- Почему?

- Буквой (цэ) Ц

Читает ученик, показывая картинку

Дети слушают.

Находят букву Ц

- на «ленте букв»,

- в алфавите

Отвечают на вопросы

Дети хором: Тому.

- Звук [ц] - согласный, твердый, непарный, глухой, непарный

V. Реализация построенного проекта

5 МИН

1. Чтение слогов
(учебник, с. 51)



  1. Работа со словарем


  1. Чтение слов

(учебник, с. 51)

- Ребята, Том и Тим рады, что вы сумели разрешить их спор и теперь они с удовольствием послушают, как вы будете читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

- Чтобы прочитать букву (цэ) Ц, надо произнести ее звук, причем всегда твердо

- Прочитайте слоги: хором.

- Цепочкой сверху - вниз, снизу - вверх

- Прочитайте слоги, в которых гласные должны обозначать мягкость.

- Как будете читать эти слоги?

- Послушайте загадку. Кто это?

Пламя пышет жаром,

Льется пот с лица,

Звонко бьет по стали

Молот …

- Кого называют кузнецом?

- Где можно узнать точное значение этого слова?

Работа со «Словарем русского языка» С. И. Ожегова с. 304

- Если кто-то из вас заинтересуется, то можно посмотреть Словарь на нашей книжной полке.

- Найдите в учебнике слова

- Давайте прочитаем слова в 1-м столбике хором.

- Когда говорим кузнец, а когда кузнецы?

- Прочитаем слова во 2 -м столбике.

- А вы знаете, что такое кузница?


Дети читают слоги:

-хором;

-цепочкой.

- Кузнеца (картинка)

Слушают

Отвечают на вопросы.


Личностные:

-Самооценка.

-Смыслообразова-

ние (познавательная мотивация, интерес к новому).

Познавательные:

-Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

-Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Смысловое чтение.

-Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

VI. Включение в систему знаний и повторений

7 мин

- Более подробно вы узнаете из рассказа кузнеца, который живет и работает у нас в поселке - Сычева Виктора Игнатьевича

Выступление кузнеца

- Спасибо за ваш интересный рассказ

- Ребята вам понравилось?

- Давайте и мы отблагодарим нашего кузнеца Виктора Игнатьевича и прочитаем стихотворение Лютфи, посвященное древней профессии кузнеца.

.

Слушают

Задают вопросы

Вручается подарок

Дети читают стих.

Личностные:

- проявляют уважение к людям труда.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- вступать в диалог.

VII Рефлексия.

2 мин

-Удалось ли нам разрешить поставленные задачи в начале урока?

- Где нам пригодятся - Вы все сегодня много и хорошо работали на уроке, Тому и Тиму очень понравилось, что вы не только разрешили их спор, но и познакомились с древней профессией кузнеца. - Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, поднимите сигнализаторы: Зелёный - всё получилось, Красный - было трудно на уроке

-Дети, спасибо за работу на уроке!

- Спасибо Виктору Игнатьевичу!

Регулятивные:

-Контроль и оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения).

-Саморегуляция.

Познавательные:

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

-Самооценка.


© 2010-2022