Программа по РСВ и ФП

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов:

  1. Развитие слухового восприятия;
  2. Обучение произношению.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
  • формирование навыков восприятия и воспроизведение речи, осуществляемое в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха слабослышащих школьников в ходе все учебно-воспитательного процесса;
  • практическое овладение речевыми навыками;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Задачи программы:
  • формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи;
  • развитие остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи и ее коммуникативной функции.
  • обогащение, пополнение, расширение словарного запаса учащихся и его активизация.
  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

п/п

Нормативные документы

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

      Обязательный минимум содержания основного общего образования по развитию слухового восприятия

        Программы для общеобразовательных учреждений:

          Региональный компонент стандарта общего образования.

            Школьный компонент стандарта общего образования.

            Формой организации учебного процесса является индивидуальное занятие

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов:

            1. Развитие слухового восприятия;
            2. Обучение произношению.

            Развитие слухового восприятия Во II классе продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи с ЗУА и без нее, а так же над произношением. Программные требование по развитию слухового восприятия школьников составлено с учетом снижения слуха, уровня речевого развития, а так же года обучения учащихся. В программе определено примерное оптимальное расстояние, на котором ученики с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальными слуховыми аппаратами. В процессе тренировки должно измеряться оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал. Следует отметить, что развитие восприятия речи на слух без слуховых аппаратов имеет ограниченные пределы, особенно у учащихся с III степенью тугоухости. Речевой материал для слуховой тренировки, который учитель использует с учетом индивидуальных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха, должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а так же связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки. В связи с коррекцией произношения и грамматического оформления речи в случае необходимости могут предъявляться для восприятия на слух такие элементы, как слоги и фонемы (с последующим восприятием целого слова). Особое внимание учитель уделяет обучению восприятия на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. В программе указан примерный объем предлагаемых для восприятия на слух текстов. В связи с постепенным усложнением структуры предложений указанный объем и в старших классах на превышает 20-25 предложений. Тексты, как и другой речевой материал должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учениками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятия речи по телефону и с различных информационных носителей. Условий, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны каждым годом приближаться к естественным. Поэтому учителя должны проводить занятия не только в помещении, изолированном от посторонних шумов, но и в обычных условиях. Восприятие речевого материала на слух должно проходить вне ситуативности. Обучение восприятию речи разговорной громкости без индивидуальных слуховых аппаратов отводится на более одной трети времени, выделяемого на занятии на слуховую тренировку. Наряду с этим учащиеся, которым доступно восприятие шепотной речи, на занятии в течение 2-3 мин. тренируются в восприятии речевого материала, произносимого шепотом.

            Обучение произношению Обучение произношению во II классе предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных мероприятиях с воспитателями. В ходе учебно-воспитательного процесса произношение корригируется на основе слухо-зрительного восприятия образца речи педагога и подражания ему. Особое внимание во II классе следует обратить на дифференциацию часто смешиваемых в произношении слабослышащих учащихся носовых и ротовых звуков (м-п, м-б, н-т, н-д), свистящих, шипящих и аффрикатов (с-ш, з-ж, с-ц, ш-щ), звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф), слитных и щелевых (ц-с, ч-ш), слитных и смычных (ц-е, ч-т). Наряду с этим проводится работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи. При работе над произношение учащихся VIII класса, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильно членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т. д.). Форма занятия индивидуальная совмещенная с занятиями по развитию слухового восприятия, так же в случае необходимости (при грубых нарушения произношения) в течение 4-5 мин. Проводится работа по автоматизации произношения на речевом материале, подобранном по фонетическому принципу.





            Программное содержание Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевого материала:

            • Связанного с учебной деятельностью учащихся.
            • Восприятие на слух фраз обиходно-разговорного характера.
            • Восприятие на слух текстов по темам: «Здравствуй, школа!», «Уроки Экологии», «Уроки Ушинского», «Грамматические сказки», и т. д.
            • Восприятие на слух речевого материала, произносимого разными дикторами на одинаковом расстоянии.
            • Восприятие на слух (с индивидуальными аппаратами) речевой информации, содержащейся в аудиозаписи.
            • Слухо-зрительное восприятие речевого материла популярных детских и молодежных передач по телевидению.

            Содержание программного обучения Первое полугодие Восприятие на слух речевого материала:

            • обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью;
            • связанного с изучением общеобразовательных предметов Восприятие на слух текстов (до 15-=17 предложений) и заданий к ним.
            Второе полугодие Восприятие на слух речевого материала:
            • обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью;
            • связанного с изучением общеобразовательных предметов.
            Восприятие на слух текстов (до 15-20 предложений): Основные требования к умениям учащихся Учащиеся к концу II класса должны уметь:
            • воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами речевой материал независимо от того, какой диктор его произносит, на одинаковом расстоянии: не менее 12 м (I степень тугоухости), 9-12 м (II степень тугоухости) 6,5-7 м (III степень тугоухости) - в условиях относительной изоляции от шума;
            • воспринимать на слух без аппарата речь учителя и товарищей разговорной громкости на одинаковом расстоянии не менее 7 м (I степень тугоухости), 4 м (II степень тугоухости), 0,4-0,5 м (III степень тугоухости);
            • воспринимать шепотную речь (I, II степень тугоухости) на оптимальном расстоянии;
            • воспринимать слухо-зрительно с индивидуальными аппаратами ревой материал популярных детских программ и молодежных передач.

            Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия

            во 2 специальном (коррекционном) классе II вида II отделения


            № недели

            Лексическая тема

            Тема урока

            Кол-во часов

            Произношение

            Содержание работы

            Сроки проведения

            Тема

            Кол-во часов

            I четверть

            I неделя


            Диагностика

            2 Диагностика

            1

            1. Проверка произношения (составление профиля произношения на начало года)

            2. Проверка внятности речи (по Нейману) - x=100xh/mxn

            3. Проверка слухового восприятия.


            II неделя

            Школа

            Правила поведения в школе


            Звуки А, О


            1. Опознавание, различение слов, фраз из теста

            2. Совершенствование произношения.

            1. Постановка звука

            2. Автоматизация

            3. Дифференциация звуков.

            1. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста

            2. Автоматизация звуков М, Н


            III неделя

            Правила успеваемости и режим дня школьника

            2

            Звуки У, Э

            1

            1. Восприятие опознание, различение речевых единиц из слухового словаря.

            2. Совершенствование произношения:

            3. Работа над речевым дыханием

            4. Автоматизация звуков У, Э


            IV неделя

            Природа осенью

            2

            Звуки И, П

            1

            1. Опознавание, различение слов, фраз из теста

            2. Совершенствование произношения

            3. Работа над речевым дыханием

            4. Автоматизация звуков И, П


            V неделя

            Осень

            Деревья

            2

            Звуки Т, К

            1

            1. Восприятие текста

            2. Совершенствование произношения

            3. Работа над речевым дыханием

            4. Автоматизация звуков Т, К


            VI неделя

            Осень в городе, в саду, в лесу

            2

            Звуки М, Н

            1

            1. Опознавание, различение слов, фраз из теста

            2. Совершенствование произношения.

            1. Постановка звука

            2. Автоматизация

            3. Дифференциация звуков.

            1. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста

            2. Автоматизация звуков М, Н


            VII неделя

            Труд людей осенью

            2

            Звуки Л, Ф

            1

            1. Восприятие текста

            2. Совершенствование произношения

            1. Постановка звука

            2. Автоматизация

            3. Дифференциация

            1. Работа над речевым дыханием.

            2. Автоматизация звуков Л, Ф


            VIII неделя

            Птицы

            2

            Звуки В Й

            1

            1. Опознавание, различение слов, фраз из теста

            2. Совершенствование произношения

            3. Работа над речевым дыханием

            4. Автоматизация звуков В, И


            IX неделя

            Мой город

            2

            Звуки Я, Ё

            1

            1. Восприятие текста.

            2. Опознавание, различение речевых единиц из текста.

            3. Совершенствование произношения:

            4. Работа над силой голоса, логическим ударением.

            5. Автоматизация звуков Я, Е


            X неделя

            Мой дом

            2

            Звуки Ю, Е

            1

            1. Опознавание, различение речевых единиц из текста

            2. Работа над деформированным текстом

            3. Совершенствование произношения:

            4. Работа над речевым дыханием. Правильно воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения. Работа над силой голоса

            5. Автоматизация звуков Ю, Е


            XI неделя

            Моя семья

            2

            Звуки С, Ш

            1

            1. Восприятие текста.

            2. Опознавание, различение речевых единиц из текста.

            3. Совершенствование произношения:

            1. постановка звуков

            2. автоматизация звуков в разнообразных позициях

            3. дифференциация звуков

            1. Работа над силой голоса, логическим ударением.

            2. Постановка и автоматизация звуков С, Ш


            XII неделя

            Русские народные промыслы

            2

            Звуки Х, З

            1

            1. Восприятие речевых единиц из «Слухового словаря»

            2. Работа над деформированным текстом

            3. Совершенствование произношения:

            1. Постановка звуков

            2. Автоматизация звуков

            3. Дифференциация звуков

            1. Работа над силой голоса.

            2. Постановка и автоматизация звуков Х, З


            XIII неделя

            Природа зимой

            2

            Звуки Ж, Р

            1

            1. Восприятие, опознавание, различение речевых единиц из слухового словаря.

            2. Опознавание, различение слов, фраз из теста

            3. Совершенствование произношения

            4. Слуховой диктант

            5. Работа над речевым дыханием Постановка и автоматизация звуков Ж, Р


            XIV неделя

            Зима

            Природа зимой

            2

            Звуки Б, Д

            1

            1. Восприятие текста.

            2. Опознавание, различение слов, фраз из теста

            3. Работа над речевым дыханием.

            4. Постановка и автоматизация звуков Б, Д


            XV неделя

            Зима в городе, в лесу

            2


            1

            1. Опознавание речевых единиц;

            2. Совершенствование произношения:

            3. Работа над силой голоса, логическим ударением. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста


            XVI неделя

            Новый год

            2


            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;

            2. Совершенствование произношения:

            1. Автоматизация звуков

            2. Дифференциация звуков в разных позициях.

            1. Работа над силой и высотой голоса.

            2. Слуховой диктант


            II полугодие

            XVII неделя

            Зима

            Зимние забавы

            2


            1

            1. Восприятие текста.

            2. Опознавание, различение речевых единиц из текста.

            3. Совершенствование произношения:

            1. автоматизация звуков в разнообразных позициях

            2. дифференциация звуков

            1. Работа над силой голоса, логическим ударением. Воспроизведение всех видов интонаций при ведении диалога.


            XVIII неделя

            Звери наших лесов

            2


            1

            1. Опознавание, различение речевых единиц из текста

            2. Работа над деформированным текстом

            3. Совершенствование произношения:

            1. автоматизация звуков

            2. дифференциация звуков

            1. Работа над речевым дыханием. Правильно воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения. Работа над силой голоса.


            XIX неделя

            Зимующие птицы

            2


            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;

            2. Совершенствование произношения:

            1. Автоматизация звуков

            2. Дифференциация звуков в разных позициях.

            1. Работа над силой и высотой голоса


            XX неделя

            Животные Севера

            2


            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;

            2. Совершенствование произношения:

            3. Работа над силой и высотой голоса.

            4. Слуховой диктант


            XXI неделя

            Зима

            Животные жарких стран

            2


            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;

            2. Совершенствование произношения:

            1. Автоматизация звуков в речи

            2. Дифференциация звуков

            1. Работа над силой и высотой голоса.


            XXII неделя

            Профессии

            2


            1

            1. Опознавание, различение речевых единиц.

            2. Совершенствование произношения:

            1. Автоматизация звуков

            2. Дифференциация в разных позициях.

            1. Работа над речевым дыханием


            XXIII неделя

            Весна

            2


            1

            1. Восприятие текста

            2. Опознавание, различение слов, фраз из текста.

            3. Совершенствование произношения.

            1. Дифференциация звуков

            1. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста


            XXIV неделя

            Природа весной.

            2


            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;

            2. Опознавание речевых единиц;

            3. Совершенствование произношения

            4. Работа над силой и высотой голоса.

            5. Слуховой диктант


            XXV неделя

            Весна

            Весна в городе, в саду, в лесу

            2


            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;

            2. Совершенствование произношения:

            1. Постановка звука

            2. Автоматизация звуков

            3. Дифференциация звуков в разных позициях.


            XXVI неделя

            Труд людей весной

            2


            1

            1. Восприятие текста.

            2. Воспроизведение, опознавание, различение слов, фраз из теста

            3. Совершенствование произношения.

            1. Постановка звука

            2. Автоматизации звуков в речи

            3. Дифференциация звуков

            1. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста


            XXVII неделя

            Жизнь животные весной

            2


            1

            1. Опознавание речевых единиц из текста;

            2. Совершенствование произношения:

            1. Постановка звука

            2. Автоматизация звуков.

            3. Дифференциация звуков в разных позициях.

            1. Работа над силой голоса, логическим ударением.


            XXVIII неделя

            День космонавтики

            2

            1

            1. Опознавание речевых единиц из текста;

            2. Работа над деформированным текстом;

            3. Совершенствование произношения:

            1. Постановка звуков

            2. Автоматизация звуков в речи

            3. Дифференциация звуков в разных позициях.

            1. Работа над силой и высотой голоса.

            Соблюдение логического ударения


            XXIX неделя

            Цветы

            2

            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;

            2. Опознавание речевых единиц;

            3. Совершенствование произношения

            4. Работа над силой и высотой голоса.


            XXX неделя

            Весна

            Транспорт. Правила дорожного

            2

            1

            1. Восприятие речевых единиц из слухового словаря;
            2. Совершенствование произношения:
            1. Постановка звука
            2. Автоматизация звуков
            3. Дифференциация звуков в разных позициях.
            1. Работа над силой и высотой голоса.
            2. Слуховой диктант


            XXXI неделя

            День Победы

            2

            1

            1. Восприятие текста.

            2. Совершенствование произношения:

            1. постановка звуков

            2. автоматизация звуков в разнообразных позициях

            3. дифференциация звуков

            1. Работа над силой голоса, логическим ударением.


            XXXII неделя

            Мои права и обязанности

            2

            1

            1. Работа над деформированным текстом

            2. Опознавание, различение речевых единиц из текста.

            3. Совершенствование произношения:

            1. Постановка звуков

            2. Автоматизация звуков

            3. Дифференциация звуков

            1. Работа над силой голоса.


            XXXIII неделя

            Насекомые



            1. Восприятие текста.

            2. Совершенствование произношения:

            1. постановка звуков

            2. автоматизация звуков в разнообразных позициях

            3. дифференциация звуков

            1. Работа над силой голоса, логическим ударением.


            XXXIV

            неделя

            Диагностика

            Диагностика

            2

            1

            1. Проверка произношения (составление профиля произношения на конец года)

            2. Проверка внятности речи (по Нейману) - x=100xh/mxn

            3. Проверка слухового восприятия.




            © 2010-2022