- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку УМК «Гармония», для 4 класса «Что мы знаем о словах»
Урок по русскому языку УМК «Гармония», для 4 класса «Что мы знаем о словах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова О.В. |
Дата | 04.03.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4 классе УМК «Гармония»
Тема урока: Что мы знаем о словах? Цели:
- Систематизировать все изученное о слове;
- Развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;
- Развивать орфографическую зоркость, умение выполнять все освоенные виды разбора;
- Вести наблюдение за тем, как значение слова связано с его строением;
Ход урока. 1. Организационный момент. - Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. 2. Разминка. Сегодня проведем урок-исследование. Слайд 2 - Дополните до правильных ответов. Обобщите их и постарайтесь определить тему исследования. •Прилагательные, существительные, местоимения - это… •Подлежащее, дополнение, обстоятельство - это… •Приставка, суффикс, окончание - это… •Антонимы - это… •Ночь, ночной, ночник, ночлег - это… 3. Определение темы и целей. - Кто может сформулировать тему исследования? (Что мы знаем о словах?) Слайд 3 - Определим цель исследования. (Систематизировать, что мы знаем о словах). - Попытайтесь сформулировать вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе исследования. - Попробуйте выдвинуть гипотезу исследования. - Какие формы работы будем использовать? (беседа, опрос, сбор и обработка информации и литературы)Слайд 4Продуктом исследования будет схема-кластер. 4. Работа по теме 1) - Какая из записей не слово? Почему? Слайд 5 Радуюсь с радост?ю адыр радос?ное радос?но радость (Адыр - сочетание звуко-букв лишено смысла, поэтому оно не слово) - Запишите только слова, решите орфографические задачи. Чем они сходны и чем различаются? Слайд 6 Проверка - Выделите ту часть, которой объясняется сходство в значении всех слов. Все ли слова являются однокоренными? Выделите те части, с которыми связано различие значений слов. Выделите ту часть, которая передает смысл слова.(основа) Какое значение слова заключено в основе.(лексическое). - Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали. - Сделайте вывод, чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от «не слов»? (значением) Заполнение кластера Слайд 7
2) - Вспомним секреты некоторых слов. (работа в группах) 1 группа - Бить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце. Подумай над значением слов. Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов. (Однозначные, многозначные) Проверка Слайд 8 2 группа - Спиши, решая орфографические задачи и допиши антонимы к прилагательным Вещ? старая - Чемодан лё?кий - Человек старый - Задача лё?гкая 3 группа - Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться. Прочитай слова. В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы. 4 группа - Уточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов. Слайд 9 - Только ли значением можно характеризовать слово? (Из каких частей оно состоит) Слайд 10 Проверка (по ходу проверки заполняется кластер) Слайд 11 - Как вы думаете, почему остался незаполненным овал?(будем открывать новые тайны языка) - Зачем необходимо знать значение слов? (богатство языка, пользоваться словами, значение которых знаешь, чтобы не попадать в смешное положение, для правильного выбора буквы безударного в корне) - Проверьте записанные разными учениками слова. Слайд 12 Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец. - В какой части слова были все допущенные ошибки? Какой способ проверки помог их исправить? Какой вывод можно сделать? (частой причиной ошибок бывает невнимание к значению слов) 3)- О каком значении слов мы говорили? Какое еще значение имеют слова? (грамматическое). Слайд 13 В какой части слова оно заключается? (в окончании) - Я задумала слова. Слайд 14 Что о них расскажешь по их окончанию? …л а …ешь …ого ….о (грамматические признаки слов, как частей речи) Слайд 15
Состав слова Звуко-буквенный
Слово разбор
Значение Часть речи
многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные
однозначные ? помогают называют указывают
Член предложения
Главные Второстепенные
подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
Физкультминутка - Продолжаем исследовательскую работу о словах. - На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно. Слайд 16 Какие части речи выделяются в каждой группе? По каким общим признакам различаются части речи? Чем отличаются имена и глаголы, имена сущ. и имена прил.? Чем от всех частей речи отличаются наречия? А чем местоимения? Какие три «работы» могут выполнять слова, являясь разными частями речи? Слайд 17 4) - Проанализируйте слова, как части речи. (самостоятельно) Слайд 18 1 группа. Радуюсь 2 группа. С радостью 3 группа. Радостное 4 группа. Радуюсь. Выполнить звуко-буквенный разбор. (По одному представителю - у доски) (После проверки приходим к выводу, что слово можно характеризовать по буквам и звукам) Слайд 19 5) - Какую роль выполняет слово в предложении? Как слово сделать членом предложения? Слайд 20 Работа с учебником. с. 91 упр. 590 (выполняется задание в задачнике) (Коллективная работа) Слайд 21 (Дополнительное задание) Слайд 22 Дайте характеристику предложениям. Измени 2 предложение так, чтобы в нем появились однородные члены предложения. Найдите словосочетания, в которых слова согласуются друг с другом, одно управляет другим. Найдите еще один вид связи слов в словосочетании. 5. Домашнее задание (по выбору) Слайд 23
- Составить вопросы по теме урока для проведения игры «Ты мне - я тебе»
- Составить тест по теме урока
- Выполнить задание учебника на с.91 упр.591
- Я положительно оцениваю …
- Мне нужно обратить внимание …
- Я хочу поблагодарить …
- Мне было интересно …
- Мне показалось важным …
Карточка 1 Подумай над значением слов: Бить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце. Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов.
Карточка 1 Спиши, решая орфографические задачи, допиши антонимы к прилагательным. Вещ? старая - Чемодан лё?кий - Человек старый - Задача лё?гкая
Карточка 1 Прочитай слова. Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться. В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.
Карточка 1 Уточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Памятка Что мы знаем о словах
Состав слова Звуко-буквенный
Слово разбор
Значение Часть речи
многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные
однозначные ? помогают называют указывают
Член предложения
Главные Второстепенные
подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
Памятка
Что мы знаем о словах
Состав слова Звуко-буквенный
Слово разбор
Значение Часть речи
многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные
однозначные ? помогают называют указывают
Член предложения
Главные Второстепенные
подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение