Статья Формирование УУД в нач. школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Над концепцией развития универсальных учебных действий работали такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов. Под универсальными учебными действия (УУД) понимают обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в стандартах второго поколения. В качестве некоторых примеров универсальных учебных действий можно привести умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера, умение общаться в коллективе, давать происходящему адекватную оценку.

В составе видов универсальных учебных действий, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

- Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

-Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

-Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

-Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

Исходя из потребностей родителей и обучающихся, запросов общества универсальные учебные действия необходимо формировать, начиная с первого класса. Для этого применимы следующие методы:

  • Деятельностный метод

  • Метод постановки проблемы и ее решение

  • Групповые и парные методы работы

  • Метод самооценивания

Одним из важных методов в работе с первоклассниками по формированию универсальных учебных действий является деятельностный метод. С нашей точки зрения, демократичное общение на уроках - это возможность безболезненной психологической адаптации первоклассника к школе. Поэтому мы, в общении с учениками, опираясь на идеи сотрудничества, предполагающие в каждом первокласснике уникальную личность, стараемся давать ребенку ощущение личной значимости, возможность совершать на каждом уроке личностно значимые открытия. Учебники для первоклассников УМК « Перспективная начальная школа» написаны таким образом, чтобы помочь учителю с самых первых дней организовать на своих уроках такое доверительное общение. Они написаны в соответствии с принципами адаптивности, психологической комфортности и развития, а также с учетом реализации деятельностного метода. Все тексты учебников обращены непосредственно к детям; работая с ними, они ощущают себя вцентре игровой ситуации с персонажами, которые присутствуют на его страницах, и друг с другом, и с учителем, осознают ценность своего участия врешении самых разных задач. С первых уроков мы предлагаем детям задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяют ученику познавать себя, определять свою внутреннюю позицию. Давать самооценку, формировать навыки самоконтроля и саморегуляции. Все содержание уроков в первом классе строятся в виде системы готовых диалогов, вступая в которые и отвечая на вопросы, поставленные учителем, дети с высокой степенью самостоятельности открывают для себя новые знания, учатся действовать, ставить цели, критически оценивать и при необходимости корректировать свои действия. С первых дней пребывания ребенка в школе мы начинаем работу по формированию у него адекватной самооценки и, как следствие хорошего самочувствия и эмоционального благополучия. Известно, что дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, общительны, стремятся к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует высокая степень самостоятельности. Одновременно с работой по психологической адаптации детей и в тесной взаимосвязи с ней мы, проводим работу по освоению ими организационных навыков и умений, необходимых для учебы в школе: основных правил поведения на уроке. Навыков индивидуальной, парной и коллективной работы, элементарных приемов обратной связи с учителем. Ведь именно умение работать в группе, умение слышать, понимать и уважать мнение тех, с кем работаешь, умение правильно организовывать свою деятельность, адекватно вести себя вести себя в процессе обучения, не вызывая негативной оценки окружающих, - все это важнейшие составляющие на пули к успешной адаптации ребенка в школе. И такая работа также реализуется нами, используя деятельностный метод. Приведем несколько примеров: 1. Знакомство с правилом «Хочешь говорить - подними руку». Первое же задание этого урока сопровождается инструкцией, которая начинается со слова «расскажи». Оно приглашает всех детей к свободной беседе. При этом ситуация разворачивается обычно так: после нескольких неуверенных одиночных ответов все дети начинают говорить одновременно, не слушая и перебивая друг друга. В этот момент учителю очень удобно приостановить обмен мнениями и выяснить у детей, смогли ли они услышать ответы одноклассников, а затем попросить сформулировать главное правило ответов на уроке: « Хочешь говорить - подними руку». 2.3накомство с правилом « Работа выполнена». Правило «Работа выполнена» вводится после выполнения первого же задания в рабочей тетради (дети обводят по клеточкам и раскрашивают рисунок). Учитель предупреждает их о том, что все работают по-разному: Кто-то быстрее, а кто-то медленнее, а учителю нужно знать, кто уже закончил работу и просит сообщить об окончании работы. Кто-то поднимет руку, кто-то будет выкрикивать с места и тогда учитель просит подумать о том, как жестами можно показать свою готовность учителю. Формулируется новое правило: « Выполнил работу, не мешай работать другим» и т.д.

Научить учеников ставить и решать проблемы нам помогает метод постановки проблемы и ее решение. В соответствии с данным методом на уроке введения нового материала мы прорабатываем два звена:

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Этот метод, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных.

Важно с первого класса научить школьников самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; иметь мотивацию на успех. Для решения этой задачи мы используем метод самооценивания. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данный метод направлен, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию учеников. В качестве основы для формирования коммуникативных УУДмы, начиная спервого класса, используем методы групповой и парной работы. Важно с первых дней научить ребенка работать в коллективе, уметьдонести свою позицию до других, понять другие позиции, уметь договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Таким образом, используя деятельностный метод, методы групповой и парной работы, постановка и решение проблемы , метод самооценивания уже к середине первого класса позволяют успешно адаптироваться к школьной жизни всем детям и положить начало формированиию универсальных учебных действий.



© 2010-2022