Рефлексивтивный отчет. Тема: «Влияние заданий и вопросов высокого порядка на развитие интеллекта учащихся»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акшолакова Ирина Николаевна Портфолио Отчет В1.1

группа№2 учителя 2(основного) уровня г. Алматы 01.12.2014



Отчёт В1.1


Рефлективный отчёт по первому занятию коучинга.


Тема: «Развитие навыков критического мышления через анализ и синтез».
Раздел 1: Обоснование фокуса Я работаю учителем математики в гимназии №56 города Алматы. У нас большой педагогический коллектив. В нем работают творческие учителя с разным стажем работы. Коллектив нашей школы работает над проблемой «Современный урок: новые подходы в обучении». Для решения данной проблемы, педагоги должны иметь высокий уровень профессиональной компетентности для совершенствования своей практики. Многие учителя знакомы с элементами критического мышления, применяют работу в группах, работу с одарёнными детьми. Результатом такой кропотливой работы является то, что наши дети являются призёрами республиканских, городских олимпиад и международных проектов. В процессе изучения Программы второго уровня я узнала, что такое коучинг - это креативный, активный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации (Руководство для учителя\Методы и подходы в работе учителя, с.232). Во время прохождения практики мне предстояло провести коучинг. Прежде чем запланировать первый коучинг, я провела анкетирование с целью выявить темы, которые вызывают затруднения в работе коллег. При составлении анкеты я использовала следующие вопросы:

  • С какими новыми методами обучения вы знакомы?
  • Что нового вы хотели бы узнать?
  • Какие трудности в преподавании у вас возникают?
  • Как вы преодолеваете эти трудности?
Проанализировав данные анкетирования, я пришла к следующему выводу: у учителей возникли вопросы по критическому мышлению и оцениванию. Так мной была определена тема первого коучинга: «Развитие критического мышления через анализ и синтез». В гимназии имеются классы с углубленным изучением предметов, поэтому данная тема коучинга актуальна, так как направлена на формирование творческого потенциала учителей через критическое мышление. Критическое мышление - дисциплинированный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя/ Обучение критическому мышлению, стр 188) Разрабатывая план первого коучинга, я задалась целью - повышение эффективности учителей с использованием модуля « Обучение критическому мышлению» через анализ и синтез. Для реализации цели были поставлены задачи:
  1. создать взаимодействие в группе.
  2. установить сотрудничество между коучем и учителями.
  3. познакомить с идеями Программы на основе применения стратегии критического мышления и таксономии Блума.

Ожидаемым результатом коучинга является то, что учителя:

  1. Смогут формулировать и различать вопросы на анализ и синтез согласно таксономии Блума.

  2. Получать навыки задавать вопросы.

  3. Знают важность развития критического мышления в процессе обучения.


Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.


На занятие пришло 9 учителей. Я поделила их на 2 группы по цвету стикеров. Занятие было сфокусировано на модуле «Развитие критического мышления» с применением таксономии Блума. В работе коучинга приняли участие учителя разной предметной направленности. Необходимо отметить, что часть учителей прошли курсы по данной программе, другие работают по теме, связанной с развитием мыслительной деятельности учащихся. Участие остальных в коучинге - было желание повысить свой профессиональный уровень. Вначале было предложено посмотреть анимационный фильм «Бревно», для того чтобы настроить на позитивную работу и подвести к теме коучинга. После слушателям я предложила ответить на вопросы: Как вы думаете, в чём смысл фильма? Каким мышлением обладают главные герои? Каждому учителю хотелось высказать своё мнение. После обсуждения участники пришли к следующему: для того, чтобы анализировать информацию, логически думать, задавать вопросы необходимо иметь критическое мышление. Таким образом, слушатели вышли на тему коучинга: «Развитие критического мышления через синтез и анализ». После этого коллегам я представила краткую презентацию, где было отображено понятие критического мышления, принципы таксономии Блума. Далее была организована работа в группах. Участники групп должны были составить и расположить вопросы по пирамиде Блума по категориям: на знание, понимание, применение, оценку, анализ и синтез, из раздаточного материала, приготовленного заранее. Учителя выполнили задания с интересом. Обсуждения проходили оживлённо, так как учителя спорили, приходили к единому мышлению, аргументировали и развивали навыки умения слушать и вести диалог. Далее группы презентовали свои постеры в виде пирамид, на ступеньках которых расположили вопросы.
Рефлексивтивный отчет. Тема: «Влияние заданий и вопросов высокого порядка на развитие интеллекта учащихся».Рефлексивтивный отчет. Тема: «Влияние заданий и вопросов высокого порядка на развитие интеллекта учащихся».

работа в группе: составление вопросов


Учителя пришли к выводу, что очень сложно составлять вопросы на анализ и синтез (классифицируйте, проанализируйте, сравните, найти собственное решение, исследуйте, что вы думаете о…, оцените). Слушатели высказали, что впервые обратили внимание на качество задаваемых вопросов. Так одна из моих коллег призналась, что в дальнейшей своей работе будет более внимательно относиться к вопросам на анализ и синтез. Следующее задание (посмотреть сказку «теремок» и по заготовленным вопросам классифицировать их, используя таксономию Блума) было направлено на развитие педагогов умение задавать вопросы. Данное задание прорабатывали группы и составляли постеры. Защита прошла интересно, каждая группа презентовала своё видение, отвечая на вопросы:

1 группа:

Кто написал эту сказку? Где происходят действия в сказке?

Что случилось в конце сказки?

Расположите в правильной последовательности следующие иллюстрации

Какое отношение имеет тема сказки к вам?

Как повел бы себя медведь в современных условиях?

На сколько частей можно разделить сказку?

Составь картинный план к сказке

Какова главная цель сказки?

Вспомните, какие ситуации из жизни приближены к данной ситуации?

Оцените роль каждого героя

Реалистичен ли такой конец?

2 группа

Назовите главных героев сказки.

Теремок - сказка, потому что …

В какой последовательности герои сказки шли к теремку?

Почему сказка названа "Теремок"?

Какие ситуации могут встретиться в реальной жизни?

Составь и запиши аргументы в защиту медведя

Как менялось настроение героев сказки?

Как бы вы поступили на месте медведя?

Пофантазируйте, что бы произошло, если …

Что изменилось бы в …, если бы ..?

Попробуйте оправдать медведя

Напишите письмо автору с отзывом о сказке

Рефлексивтивный отчет. Тема: «Влияние заданий и вопросов высокого порядка на развитие интеллекта учащихся».Рефлексивтивный отчет. Тема: «Влияние заданий и вопросов высокого порядка на развитие интеллекта учащихся».

работа в группе защита постера


Выполняя это задание, коллеги пришли к тому, что умение составлять и отвечать на вопросы высокого порядка приводит к развитию критического мышления, что позволяет развивать у учащихся мыслительные навыки высокого уровня (синтез, анализ, оценка). Чтобы этого достичь, учителям необходимо знать приёмы развития критического мышления и регулярно применять на своих уроках. Недоработкой, на мой взгляд, является то, что на это задание ушло много времени. Для себя я сделала вывод, что при планировании второго коучинга мне необходимо более детально проработать задания для рационального распределения времени. Итогом занятия является то, что учителя смогли соотнести вопросы по таксономии Блума с пирамидой логических уровней (окружение - что? где?; поведение - что делает?; способности - что может?; убеждения - зачем? Почему?; идентичность - кто я такой?; миссия - во имя чего?). Одна из моих коллег отметила, что пирамиду логических уровней можно применять, когда ты чувствуешь, что зашёл в тупик или чувствуешь неуверенность. Учителям была предложена рефлексия в виде стикеров, по которым было видно, что задачи коучинга были выполнены. Педагоги, понимая сущность критического мышления, пришли к выводу, что необходимо развивать у учащихся навыки критического мышления. Признали, что знакомство с таксономией Блума, позволит более тщательно проводить отбор вопросов для диалога с учащимися, а также необходимо больше узнать и применить на уроках стратегии критического мышления.


этап рефлексии: мнения о коучинге на стикерахРефлексивтивный отчет. Тема: «Влияние заданий и вопросов высокого порядка на развитие интеллекта учащихся».

Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы второго уровня.


На мой взгляд, коучинг занятие прошло удачно. Учителя приняли на себя роль учеников и почувствовали какие трудности может испытывать ребёнок при выполнении трудных задач. Одним из положительных результатов занятия является то, что учителя осознали необходимость изменения своей педагогической деятельности и направить её на решения проблем в процессе обучения. При изучении анкетных данных, полученных на этапе рефлексии, я отметила, что у многих учителей появилась уверенность в необходимости использования новых подходов и некоторые даже изъявили желание пойти на курсы. Изучив комментарии обратной связи:

«Узнала много о критическом мышлении и методах»

«Интересно работать в группах»

«Надо развивать критическое мышление у учащихся, чтобы дети смогли задавать вопросы» «Приобрели хороший опыт, не боялись высказывать свои мнения»

можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута. При дальнейшем планировании коучингов мне необходимо учесть, что подбор материала и заданий должен быть знаком учителям, что позволит рационально использовать время занятия.

Используемая литература:

  1. Руководство для учителя\Методы и подходы в работе учителя, с.232

  2. Руководство для учителя\ обучение критическому мышлению, с. 188

План коучинга занятия №1 по теме: «Развитие критического мышления через анализ и синтез».

Цель: повышение эффективности учителей с использованием модуля

« Обучение критическому мышлению» через анализ и синтез».

Этапы занятия

Время

Действия коуча и слушателей

Приветствие

2 мин

Коуч сообщает тему

Формирование групп

2 мин

Обучаемые делятся на 2 группы по 4 и 5 человек,

по цветам стикеров.

Вводное задание: просмотр фильма «Бревно» (прием «Корзина»)




10 мин

Обсудить в группах и ответить на вопросы:

  1. Как вы думаете, в чём смысл фильма?
  2. Каким мышлением обладают главные герои?
В каждой группе обсуждаются эти вопросы. Затем все идеи складываются в корзину, записанную на стикерах.

Задание №1

Презентация PowerPoint


15 мин

Изучить слайд презентации «Развитие критического мышления через анализ и синтез».

Обсудить их содержание в группах.

Задание №2

Умение задавать и составлять вопросы по таксономии Блума



5 мин


Участниками групп составить и расположить вопросы по пирамиде Блума по категориям: на знание, понимание, применение, оценку, анализ и синтез, из раздаточного материала, приготовленного в виде пирамиды.

итоговая рефлексия

10 мин

Ответить на вопросы в анкете. Дать обратную связь.

5


© 2010-2022