- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лукьяненко С.А. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В настоящее время всё чаще говорят о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких - то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Я считаю, что система обучения должна меняться ещё в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Так, в последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Например, развивающее обучение Эльконина и Давыдова, система Занкова. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно - ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания в начальных классах. Да, современные дети это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Информация к ним поступает отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Речь идёт о формировании у младших школьников информационной компетенции, то есть необходимо подготовить человека, приспособленного к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Поэтому, я убеждена, что сегодня задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информатизации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. Но нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребёнка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность? Как мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний? Как научить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике? Что нужно развивать в школьнике, чтобы он успешно действовал в жизненных обстоятельствах? Инновационный поиск новых средств обучения привёл педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. В условиях всё ещё существующей классно - урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс. Апробация метода проектов в нашей школе показала, что эта технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её. Проекты многолики и многогранны. Бытует мнение, что чуть ли не любое хорошее дело называют проектом. Но это всё, же не так. У проектов есть своя философия, своя методология, своя практика. Вот об этом как раз сейчас и пойдёт речь. Несомненно, проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение. Однозначно, основной целью проектной деятельности является оптимальное развитие личности каждого ученика, формирование у учащихся соответствующих качеств мышления. Задачи:
- формирование у младших школьников научного мировоззрения;
- развитие абстрактного мышления и речи;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- уважение к культуре и истории своей страны;
- учить взаимодействию и взаимовыручке в коллективе;
- развивать исследовательские и творческие способности учеников, умение планировать свою работу;
- актуализировать знания, умения и навыки ребёнка;
- формирование познавательных мотивов учения, желания учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества;
- развивать взаимодействия между родителями и детьми, родителями и школой.
- исследовательские;
- социальные;
- оценочные;
- информационные;
- презентационные;
- рефлексивные;
- менеджерские.
- формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно;
- способствует личностному развитию школьника;
- способствует укреплению морально-волевой сферы ребёнка;
- способствует интеллектуальному росту ребёнка, учит мыслить от абстрактного к конкретному;
- осуществляет связь с реальной жизнью ребёнка, с реальной ситуацией (в школе, посёлке, городе);
- усиливает положительную мотивацию;
- приучает школьника к реальному самообразованию.
- Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром.
- Актуализирует субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе.
- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
- Выводит процесс обучения и воспитания ищ стен школы в окружающий мир.
- Реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
- Ведёт учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.
По типу деятельности По предметному содержанию По количеству участников По продолжи-тельности 1.Творческий 2.Исследовательский 3.Ролево-игровой 4.Практико-ориенти - рованный 5.Информационный 1.Моно-проект 2.Межпредметный проект 1.Личностные 2.Парные 1.Мини проекты (1 урок) 2.Краткосроч-ные (4-6 уроков) 3.Средней продолжитель-ности (недельные) 4.Долгосрочные (от зо дней до нескольких месяцев)
Структура работы над проектом имеет чётко разграниченные этапы, по которым как по ступенькам школьник вместе с учителем поднимается от идеи к результату. Итак, рассмотрим этапы учебного проектирования. I.Предварительная подготовка учителя (организационный этап):
- Определить тему проекта.
- Продумать ключевые понятия.
- Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
- Представить возможные итоговые работы.
- Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
- Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
- Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
- Вопросы выносятся на доску.
- Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
- Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
- Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
- Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
- Правильно будет вывесить график отчёта по этапам.
- Задание на дом: определить конечный результат работы группы (презентация, конференция, альбом, коллекция, рисунок, плакат, описание модели, макет, наглядное пособие, газета, самодельная книжка и т.д.)
- Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
- Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.
- Ещё раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
- Оглашается последовательность выступлений групп.
- После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в возможном улучшении.
Название этапа
Сроки
Педагог
Учащиеся 1.Подготовительный (погружение в проект)
Формулирует:
1)проблему проекта;
2)сюжетную ситуацию;
3)цель и задачи. Осуществляют: 1)личностное присвоение проблемы; 2)вживание в ситуацию; 3)принятие, уточнение и конкретизация целей и задач. 2.Проектировочный
Организует деятельность - предполагает: 1)организовать группы; 2)распределить амплуа в группах; 3)спланировать деятельность по решению задач проекта; 4)возможные формы презентации результатов. Осуществляют: 1)разбивку на группы; 2)распределение ролей в группе; 3)планирование работы; 4)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. 3.Практический
Координация работы (косвенное руководство).
Не участвует, но:
1)консультирует учащихся по необходимости;
2)ненавязчиво контролирует;
3)даёт новые знания, когда у учащихся возникает необходимость;
4)репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Работают активно и самостоятельно (проводят исследование): 1)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; 2)консультируются по необходимости; 3)добывают недостающие знания; 4)подготавливают презентации, отчёты, коллажи, схемы, рисунки и др. 4.Заключительный
(презентация)
Принимает отчёт: 1)обобщает результаты; 2)подводит итоги исследования; 3)оценивание усилий учащихся, креативности мышления, умения обосновывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения и т.д.; 4)акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе и на общий результат.
Демонстрируют: 1)понимание проблемы, целей, задач; 2)умение планировать и осуществлять работу; 3)найденный способ решения проблемы; 4)рефлексию деятельности и результата; 5)дают самооценку, взаимооценку деятельности и её результативности.
Итак, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и зависит это не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Из опыта работы хочется ещё посоветовать первое время использовать памятку, способствующую направлению, коррекции деятельности младших школьников в процессе исследования.
Памятка начинающему исследователю
-
Выбери тему исследования.
-
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
-
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
-
Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
-
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
-
Сделай выводы.
-
Оформи результаты своей работы.
-
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
- учащиеся отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими друзьями»;
- 68% учащихся отмечают, что проект был им интересен потому, что выполнялся самостоятельно;
- 70% стали выше оценивать свои возможности;
- 23% учащихся стали увереннее себя чувствовать в коллективе;
- 17% повысили качество своих знаний;
- 45% выделяют самым интересным исследовательский этап;
- 32% - этап обработки материала;
- 19% - презентацию.
- На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» младшие школьники отвечают: распределять правильно время, анализировать собственные действия, доводить начатое дело до конца, достигать поставленной цели, рассматривать проблему с разных точек зрения.
- склонность учащихся начальных классов к «подражанию», обусловленная возрастными особенностями;
- проблемы, значимые для учащихся данной возрастной категории, имеют, как правило, элементарные решения, соответственно, выполняемые проекты обычно непродолжительны;
- возможность учителя начальных классов регулировать объём домашних заданий практически по всем предметам учебного плана;
- информированность учителя начальных классов о проблемах учащихся в связи с работой в одном классе (преподавание 7-8 предметов, классное руководство).
- освещение стратегии внедрения метода проектов в учебно-воспитательный процесс на педагогическом совете;
- проведение ряда внутришкольных семинаров, раскрывающих сущность проектной деятельности, подходы к её организации и оценки;
- освещение стратегии внедрения метода проектов в учебно-воспитательный процесс на совете школы;
- просветительская работа на классных родительских собраниях;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с организацией и оценкой проектной деятельности учащихся;
- объяснение механизма организации проектной деятельности;
- знакомство с сущностью и типологией проектов на классных часах;
- мотивирование на проектную деятельность через создание на уроках проблемных ситуаций.