- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему: Разнообразие веществ ( 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему: Разнообразие веществ ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пивкина Ю.В. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- Индивидуальные задания
-
1 Ч I 4* II
- Фронтальный ШфОГ
- Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
(Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.) Поспушлйтс рлсскп ! о великом русском ученом М.В. Ло- MOIUHOIU' ( t.ip.uirr подгш ошшшшй ученик выступает с докладом.)
Ш» Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял - он водой побежал. (Снег;)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)
-
Работа по теме урока 1. Беседа
Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль.
- Что вы знаете о соли?
- Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство.
(Сладкий вкус.) В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы. В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах. Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом - мачете - срезают тростинку за тростинкой - и в котел. Выварят на огне - получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы - похожим словом «сахар». Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который в наших краях не растет, а из сахарной свеклы. Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы - с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу. Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну а чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.
Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.
Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!
- Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.
- Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
- Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал - это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
- Практическая работа
(V'linriii. дппп К1пкч> н*1 группы но четыре человека. Каждая нолу'мгI k;i.mw пиЬудь голо (картофель, яблоко, хлеб, рисовая н.итц груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет I к) своему усмотрению.)
- С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
- Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)
- Расскажите о полученных результатах.
- Работа по учебнику
- Прочитайте в учебнике текст на с. 43-44.
- Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)
- В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне - лимонная, в яблоке - яблочная, в листьях щавеля - щавелевая, в прокисшем молоке - молочная.)
- Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
- Какие кислоты вы знаете?
- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)
- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
-
Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей - это
загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте во влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.
Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.
- Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы потопаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем И побежим кругом.
- Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради Ml (с. 16).
- Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
- Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
- Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
- Где содержится поваренная соль? {В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)
- Запишите эти сведения в таблицу.
- Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №2 (с. 16).
- Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. {Глюкоза - разновидность сахара.)
- Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
-
Рефлексия
- Работа в группах
- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.
- Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как шпорптш, i;i уши пс оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной и * милидой крапины нарит отличные щи. Ведь крапива появляется 1К11п,иц% чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.
А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст.
Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах-слезы.
- Игра «Определи на ощупь»
- Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал.
(Учитель проводит игру.)
- Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
-
Подведение итогов урока
- С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
-
Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
- Что новое вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41-45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.