План-конспект занятия по внеурочной деятельности на тему Волшебные слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Курс « Юный грамотей» Тема занятия: «Волшебные слова»

Цель:

1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.

2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.

3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения. Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2.


Актуализация знаний

(4-5 минут)

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

«Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

4.

5.


Первичное закрепление

(4-5 минут)

6.


Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

7.


Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)



8. Рефлексия деятельности.




9. (Итог урока 2-3 минуты)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече…


И во Франции и в Дании
На прощанье говорят …

Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
- Но представьте! - зря от Вити,
Ждал я слово …

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …

Зазеленеет старый пень
Когда услышит …

Когда вас бранят за шалости,
Говорим …

- Что ж, можно начинать.

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)

- Что встретилось нам сразу у входа?

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ученик читает стихотворение «Добрые слова».

Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Ученик читает стихотворение «Доброго пути».

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Ученик читает стихотворение «Простите».

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Извини, пожалуйста, прости и разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы -

Таблицы умножения

Есть еще таблица,

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «Пожалуйста» -

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «Пожалуйста» -

Волшебные слова!

Настанет друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить пристанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи

Навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли -

Он принял - и вежливым стал.

IV. Беседа о вежливости

- Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.)

1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»

- А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа - от слов «ведать», «знать». Вежа - человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

- А что же происходит в наши дни?

V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса

- А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)

- Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым -

не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

2 совет

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома - пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

3 совет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

4 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

- Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.

VI. Беседа о дружбе, о друзьях

- Куда же теперь мы пойдем?

Работа со словами «дружба», «друг».

- Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень - часть слова: «друг», это однокоренные слова.)

- Послушайте, что рассказал поэт о том , как возникло само слово «друг».

(Учитель читает стихотворение.)

Когда еще никто не знал ни слова -

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг».

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

- Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.

Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

- Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

- Вы правы.

- Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?

VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»

- Всю свою жизнь, с самого детства , человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта - признак силы души, её величая.

Как вы знаете, сказки, пословицы - это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?

(«Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)

Доброе слово - что дождь в засуху. (На доске.)

Доброе слово дороже богатства.

На добрый привет - добрый ответ.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)

- На свете очень много важных и нужных слов, но , по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?

- Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.

- Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».

- Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.

Ответы детей(здравствуйте).

(до свидания).

(извините).

(спасибо).

(добрый день).

(простите, пожалуйста).

( Скамейка Волшебных слов.)Слушание рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

- Здравствуй! - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что, мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему- нибудь.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать, и что обещал - забывать.

А если, я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

1 ученик:


2 ученик:


1 ученик:

2 ученик:

3 ученик:





(Дети читают.)



(Обсуждение совета учащимися.)


(Обсуждение совета учащимися.)

(Обсуждение совета по вопросам.)

(Обсуждение совета учащимися.)

(Мы пойдем под арку Дружбы.)



(Звучит песня о дружбе.)

(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)

(В башне Мира и Добра.)

Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

УУД (метапредметные)

Регулятивные:


  • принимать и сохранять информационные знания;
  • планировать своё действие в соответствии с ними;
  • осуществлять внутренний контроль по результату;
Познавательные: используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении.


© 2010-2022