Статья по русскому языку на тему Требования к речи учащихся (1-4 классы)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования к речи учащихся


Курилова Татьяна Петровна, учитель начальных классов

МКОУ Совхозной СОШ Семилукского района

Воронежской области
Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику? Во-первых, это требование содержательности. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять потому, что нередко в школе предлагают детям рассказывать о том, чего они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают по результатам наблюдений, накопив необходимый материал. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребёнка жизнь. Учитель помогает ему подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой (чем уже тема, тем полнее может быть раскрыто её содержание). Приучить детей говорить только содержательно - очень важная задача начальных классов. Во-вторых, это требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Хорошее знание того, о чём школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего - либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. Эти требования касаются содержания и структуры речи. Но имеются требования, относящиеся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений. Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не только передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию. И слова, и их сочетания, и структура предложений, и образы должны быть разнообразны, новы, оригинальны. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа. Ясность речи - это её доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать и возможности, и интересы, и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, не рекомендуется перегружать речь терминами, цитатами, «красивостями». Выбор языковых средств зависит от ситуации, от обстоятельств речи. И выразительность, и ясность речи предполагают также её чистоту, то есть отсутствие лишних слов. Эти слова называются словами - паразитами: ну, значит, понимаешь, так сказать и пр. Чистота речи - это отсутствие грубых, просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов и т.п. Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть её соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование грамматических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - орфоэпическую, произвольную. Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась серьёзная работа лишь над отдельными сторонами речи, например над орфографической грамотностью, и откладывались бы на старшие классы другие аспекты речевого развития. К сожалению, в практике такая ошибка допускается: некоторые учителя не работают над разнообразием речевых средств, применяемых учащимися, над требованием ясности речи, не дооценивают тщательного выбора слов из ряда синонимов, не учат детей исправлять недочёты речи у своих товарищей и совершенствовать собственную речь. Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладению речью: содержательна ли речь? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна ли речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?











© 2010-2022