- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по адаптации первоклассников
Программа по адаптации первоклассников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хилязева Г.Р. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
Программа
по адаптации первоклассников.
Составила : учитель начальных классов
Хилязева Г.Р.
Пояснительная записка. Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?
- Хроническая неуспешность.
- Уход от деятельности.
- Негативистская демонстративность.
- Вербализм.
- Ребенок ленится - Это очень частые жалобы.
- сниженная потребность познавательных мотивов;
- мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок к примеру совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность. Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, какповышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта , сохранения и укрепления здоровья. В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период. Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с учащимися, с учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности.
Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
I. Организация режима школьной жизни первоклассников. 1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников. Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что способствует физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года. 1. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки 2. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса в сентябре-октябре проводится по 3 урока, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут. 3. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). II. Создание предметно-пространственной среды. 1. Для первого класса отведена учебная комната 2. Мебель соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178 - 02. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. III. Организация оздоровительно-профилактической работы. 1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
- медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
- (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
- диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
- проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы .
- профилактика простудных заболеваний
- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- Физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- подвижные игры на переменах;
- ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
- внеклассные спортивные мероприятия;
- Организация горячего питания на перемене.
- выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
- Организация психологической помощи первоклассникам.. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.
- задания разной степени трудности;
- предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
- изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;
- ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы, коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
- родительские собрания;
- совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни
- адекватную самооценку своего положения ребенком;
- правильные методы воспитания в семье;
- отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
- благоприятный статус в группе сверстников и т.д.
- неправильные методы воспитания в семье;
- функциональную неготовность к обучению в школе;
- неудовлетворенность в общении со взрослыми;
- неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
Определение уровня адаптации детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения. Уровень социально-психологической адаптации определяется психологом школы в виде анкетирования с родителями .
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников. Форма дезадаптации Причины Коррекционные мероприятия Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям Неспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение. Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Кряжева Н. Л. Развитие Эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-208с. 2. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2002. - 136с. 3. Лэндрэт Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./предисл. А. Я.Варга.-М.:Международная педагогическая академия, 1994.-368с. 4. Матвеева О. «Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе». Школьный психолог №6,2004г. 5. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов ВУЗов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-512с. 6.Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. Научно-практический сборник. Под ред. Чумичева Р. М. - Москва - Ставрополь: Илекса, Ставропольсервисшкола,2001. 7.Чистякова М. И. Психогимнастика. - М: Просвещение, 1995.-120с. 8.Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 88 с. 9.Настольня книга учителя начальных классов и психолога. Государственные стандарты второго поколения. /Гафиатулина Н. Х., Роженко А. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 283 с. - Начальная школа/. 10. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория ипрактика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь,2011. - 384 стр., илл. 11. «Школьный психолог» газета №39 за 2003г. (Н. Семаго, М. Семаго Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения). 12. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М «Совершенство», 1998.