Информационно-ценностный подход в обучении чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-ценностный подход в обучении чтению

Совершенствование навыка чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения - это универсальный навык, это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик учится. Народ давно подметил важность этого общеучебного навыка, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из древнейших: «На азбуке осёкся - и цифирь не далась».

Как установили ученые, на успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. Фактор № 1 - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. И как показывают исследования, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учеником. Чтение 120-150 слов минуту - это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.

Диктор телевидения - пример этого. Скорость чтения его составляет в среднем 130 слов в минуту - это и есть оптимальный диапазон для осмысливания материала. При определении психолого-педагогической основы темпа чтения я опиралась на идеи ученых В.А. Сухомлинского, В.Н. Зайцева, М.И. Омороковой, И.А. Рапопорт и других, которые вплотную занимались проблемой становления навыка чтения и определили, что темп чтения должен быть приблизительно равен темпу разговорной речи человека. Холерики, сангвиники говорят быстро и читают быстро, а вот меланхолики говорят медленнее и читают медленнее. Из этого видно, что холерики и сангвиники могут легко научиться читать в быстром темпе, а вот меланхоликам это сделать труднее. Но природа нам, учителям, дала подарок. Флегматиков и меланхоликов всегда примерно в классе 10 %, а это значит 2-3 человека. Значит большинство учащихся могут достичь уровня темпа чтения 120-150 слов.

Но мы, учителя, должны научить ребенка не просто читать, а воспитывать квалификационного, вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг. Поэтому основная цель моей работы - это подготовка квалифицированного читателя, ученика, владеющего всем набором навыков, необходимых для продуктивного чтения. Для достижения цели и решения задач в учебном процессе я опираюсь на технологию А.М. Кушнира «Информационно-ценностный подход в обучении чтению».

С данной технологией. ,я познакомилась в 1988 году работая учителем начальных классов города Закаменска. В 1991 году я защищала дипломную работу по данной теме. В 1993 году мне посчастливилось побывать и поработать в научно - иследовательской лаборатории Алексея Михайловича Кушнира в городе Благовещенск, где состоялся обмен опыта Амурских учителей, которые уже несколько лет работали по данной технологии.

Технология А.М. Кушнира, в основе которой лежит информационно-ценностный подход в обучении чтению, предполагает развитие компетентных навыков учащихся при работе с текстом и книгой. Эффективность этого метода обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и каких бы то ни было отдельных процессов и функций, позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.Чтобы воспитать такого читателя нужно решить следующие задачи:

- сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в основной и средней школе;

- сформировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской книгой;

- развивать у детей способности к полноценному восприятию литературного чтения.

Технический признак технологии - чтение со «звуковым ориентиром» и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе «звуковым ориентиром» служит живой голос учителя или голос, записанный на магнитофон.

Работа по совершенствованию навыка чтения начинается с рассматривания книги. Это ведущий метод подготовки квалифицированного читателя. Хотя наряду с этим методом сохраняет своё значение и метод живого слова в самых различных формах: чтение вслух, наизусть, беседы, рассказы, пересказы, игры, конкурсы, инсценирование и т.д.

С первых дней обучения вводится подвижный план работы с книгой. Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. При составлении плана работы с книгой я опиралась не только на систему работы А.М. Кушнир, но и старалась синтезировать с методическими идеями Н.Н. Светловской, потому что для меня важна реализация идеи - типа правильной читательской деятельности, поэтому в плане работы с книгой я выделила три структурные единицы:

- умение думать до чтения;

- умение думать во время чтения;

- умение думать после чтения.

Работу по «совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход» я осуществляю ступенчато.

Первый шаг к обучению - это подготовка зрительного анализатора, а выражается она в том, что глаза читающего находятся в том месте, которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок глазами и движением указательного пальца одновременно со звучанием движется по строке. И это движение нужно довести до автоматизма.

Следующий шаг - я предлагаю ученику читать шепотом вместе с диктором. В начале этой работы многие дети только успевают произносить с диктором окончания слов, но потом они успевают читать полностью слова. На этом этапе у некоторых детей затруднения, и чтобы не нанести ущерб желанию читать, нужно чтобы ребенок как можно дольше читал шепотом для себя.

К громкому чтению одновременно с диктором переходят постепенно все, но каждый в свой срок и основным остается содержание текста. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают из слабых ситуации неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой ориентир постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении и быть успешными при оценке понимания.

Следующий шаг - это совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональностью. Интонация, культура чтения закладывалась и на предыдущих этапах - эталонным чтением диктора, то есть у детей уже сформировалась ориентация на выразительное чтение.

Однако лишь теперь, когда звучание приблизилось к скорости 120-130 слов в минуту, появляется возможность специально сосредоточить внимание на этом аспекте умения читать. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают вслух вместе с диктором по 2-3 минуты, подражая всем нюансам произношения.

На этом этапе, как правило, завершается формирование мотивационной основы чтения. Уже сложилась установка читать вслух только красиво, ведь из практики урока были совершенно исключены слоговое и механическое чтение.

В это время дети начинают чаще ходить в библиотеку и получать домашнее задание прочесть то или иное произведение и поделиться с товарищами. На уроке я лишь выясняю, кто, по мнению ребят, прочел самую интересную книгу, и поощряю детей за рассказы друг другу о прочитанных книгах.

Далее скорость звучания звукового ориентира должна быть 150-160 слов в минуту, когда ребенок только успевает следить, но проговаривать не успевает. В жизни человек извлекает информацию, в основном, читая про себя. А читать вслух надо только тогда, когда есть благодарные слушатели.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Он требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковые методы.

В настоящее время в нашей школе есть классы оборудованные компьютерами и проекторами, поэтому уроки провожу с «компьютерной поддержкой».

Систему работы по «Совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход» нельзя полностью реализовать без контроля и системы измерения результатов.

Осуществляемый учителем контроль - это важный этап процесса выработки навыка чтения. В руках учителя он является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности ребенка. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»:

Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет, ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы… или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей

Требованиям учебного процесса наиболее соответствует способ подсчета прочитанного в словах за 1 минуту. Замер проводится на незнакомом тексте. Он не должен содержать числительных, количество прилагательных в пределах 8-12% от общего числа слов. Детям с ослабленным воображением можно разрешить вчитываться в текст.

При проверке чтения вслух, а особенно про себя, нужно совмещать контроль скорости чтения (1 минуту) с проверкой понимания, чтобы предупредить опасность бессмысленного чтения.

Контроль понимания текста проводится в виде тестирования. Вопросы для этого я составляю в количестве 10 штук по содержанию текста. Это могут быть высказывания вопросительные, утвердительные, провокационного характера и предусматривающие ответ «да» или «нет». Учащиеся отвечают письменно в специальных блокнотах.

Перед тестированием даю установку - ответ полностью мысленно проговаривать, а в блокноте ставить «да» - «+», «нет» - «-».

Чтобы установить уровень понимания текста, нужно определить количество правильных ответов на вопросы по прочитанному тексту (составляет 10 вопросов).

Если ребенок правильно ответил на 8 вопросов, то К (коэффициент) понимания составляет 0,8 или 80%, если на 10 вопросов - то 1 или 100%.

Критерии измерения результатов понимания текста после одноразового прочтения текста про себя и вслух

«К» понимания в % Уровень

50-60% низкий

70-90% средний

100% высокий

В качестве достаточного адекватного критерия достижений учащихся применяется оценка измерения (вместо оценки состояния), то есть определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. Оценивается только отрыв от собственных достижений. Критерием признания становится индивидуальный отрыв от собственных результатов, а не от достижений других.

Динамика проводится по результатам периодических замеров темпа чтения и понимания: ежемесячная «прибавка» скорости чтения должна составлять не менее 5-20 слов.

Критерии измерения результатов темпа чтения и понимания выпускника начальной школы по 3 уровням (условно)

Уровень Критерии темпа понимания текста

Высокий 120-200 слов в минуту Сознательное,углубленное понимание

Средний 90-120 слов в минуту. Понимание содержание текста.

Низкий 70-90 слов в минуту. Частичное понимание текста.

Результаты:

Темп чтения на конец 3 четверть 3 класса»Б» :

Всего:21 учащихся

80 слов и выше - 12 учащихся (конец 4 класса)

60 слов до 75 - 6 учащихся(конец 3 класса)

50 слов - 2 ученика

30 слов - 1 ученик(пришел во 2 класс с другой школы,не умел читать)

Что дала методика Кушнира мне:

1. Возросла техника чтения учащихся, чтение стало выразительное и осмысленное.

2. Возрос объем чтения на уроке.

3. Выше стала читательская активность.

4. Урок чтения - любимый урок для многих детей.

В условиях информационного общества языковая компетентность выступает условием успешной жизнедеятельности человека. Необходимость перерабатывать огромный объем информации и на протяжении всей жизни обновлять багаж знаний и арсенал навыков - все это предъявляет особые требования к языковым умениям.

Принцип природосообразности, который открыл, лично апробировал и подробно описал Я. А. Каменский, в советской педагогике ограничивался тезисом «обучение должно соответствовать уровню развития ребенка». происходят акты « врастания» ребенка в развитую жизнедеятельность взрослого. «Природосообразная педагогика» -это когда урок - продолжение жизни, а жизнь - продолжение урока. Когда работа учителя- продолжение работы других могущественных педагогов: природы, семьи, жизни во всем многообразии ощущений, переживаний, размышлений, поступков, потерь и достижений. Процесс роста имеет свои ориентиры, среди которых определяющая роль отводится собирательному взрослому, складывающемуся из родителей, бабушек, дедушек, их друзей и учителей. Все эти взрослые, так или иначе взаимодействуя с малышом, создают общее с ним жизненное пространство, в котором природный поведенческий алгоритм ребенка именно в том и состоит, чтобы следовать за взрослыми.

Природосообразное обучение - это обучение, которое гармонично резонирует с внутренней природой ребенка. Это процесс, в котором две участвующие стороны образуют учебное пространство во всех мыслимых вариациях процессов и физических условий.



© 2010-2022