• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку на тему Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж (4 класс) + самоанализ

Конспект урока по русскому языку на тему Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж (4 класс) + самоанализ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Краснознаменская школа»









Конспект открытого урока

на тему:


Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.


4 класс


Учитель начальных классов - Малова К. Т




















2016 год Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Задачи: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного; расширять словарный запас детей; воспитывать внимательное отношение к людям, прививать культуру общения. Формируемые УУД:

  • познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
  • коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, слова для физкультминутки, опорные схемы. Ход урока
  1. Организационный момент. (1 мин.)
Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам поиграть в снежки, а в конце урока слепить из них снеговика. Для этого нам предстоит выполнить много интересных заданий и упражнений. (За каждое выполненное упражнение на доску вывешивается снежки, из которых формируется снеговик). II. Актуализация знаний. (4 мин.)
  1. Минутка чистописания.
Запишите сегодняшнюю дату. Классная работа. Ий ый ой ое ее ого его - Что напоминает первая строка? (окончания имен прилагательных в именительном падеже мужского и среднего рода единственного числа) - Что можно сказать о типе соединения буквосочетаний? (верхнее и среднее) - Как определить правильно падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного определить падеж прилагательного или задать падежный вопрос для имени прилагательного) - Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного? (проверить окончание по окончанию падежного вопроса имени прилагательного или вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в данном падеже и роде). - Придумайте словосочетания с данными окончаниями имени прилагательного. Запишите. III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин.) - Обратите внимание на буквосочетания на второй строке. О чём вам напомнили эти сочетания букв? (такое окончание у имён прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода) - Поставьте записанные словосочетания в форму родительного падежа. - Кто может записать словосочетания в родительном падеже? Что для этого нужно знать? (Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.) - Сформулируйте тему урока. (Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода). - Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, научиться правильно их писать.) IV. Первичное закрепление полученных знаний. (10 мин.)
  1. Работа по учебнику (стр. 19-20).
Упражнение 33. - Рассмотрите схему. - На какой вопрос отвечают имена прилагательные в родительном падеже? - Назовите имена прилагательные. Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в родительном падеже? - Какой согласный звук произносится в окончании прилагательного в форме родительного падежа? А какой буквой он обозначается на письме? - Если основа слова в начальной форме прилагательного заканчивается на твердый согласный мы пишем окончание ого, если на мягкий - окончание его. Упражнение 36. (устно) - Прочитайте. Когда так говорят? - Выделите в словах изученные орфограммы. - Докажите, что имена прилагательные употреблены в форме родительного падежа. - Определите тему диалога, где можно употребить любое из данных словосочетаний. Составьте небольшой диалог в паре с соседом.
  1. Словарная работа.
- Сегодня в наш орфографический словарь мы добавляем слово аппетит. Это слово к нам пришло из латинского языка, и означает «желание есть, ощущение голода». Его написание мы должны запомнить. - Запишите слово в словарь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые необходимо запомнить. - Подберите к слову однокоренные слова (Аппетитный, аппетитно, аппетитненький). - Из упражнения 36 выпишите предложение я этим словом, добавив к нему имя существительное. - Какая орфограмма появилась в этом предложении? (Обращение.) - Как на письме выделяется обращение? (Запятыми) V. Первичная проверка понимания. (7 мин.) 1. Работа по учебнику Упражнение 37 - Прочитайте. Запишите сочетания слов, ставя имена прилагательные в форме родительного падежа. Выделите окончания имен прилагательных. - Устно составьте предложения с любым сочетание слов. - Слова сосновый, зимний, пушистый разобрать по частям слова. (дубовый, умный, душистый) VI. Физкультминутка. "Собери в корзинку" (3 мин.) Найдите в классе слова - имена прилагательные в родительном падеже, прикрепите на доску. Докажите, что нашли правильно. Снежный, снежного, пушистый, пушистого, северного, северными, зелёного, светлого, солнечный, солнечного, летний, летнему, зимнего, зимнему, красивые, красивыми, красивого, летнего. VII. Первичное закрепление. (10 мин.)
  1. Упражнение «Придумай прилагательное».
Подберите подходящие по смыслу прилагательные. Напишите словосочетания в тетрадь, укажите падеж.

1 вариант

До ____ ого дерева

от _____ ого снега

из _____ ого леса

с ______ его утра

из ______ его молока

до _____ его дома

2 вариант

С высок__ здания

возле стар__ дерева

до нов___ города

около лев__ берега

у весенн__ ручья

с ясн__ неба


  1. Выборочный диктант
- Выпишите словосочетания «прил. + сущ.» в родительном падеже. Выделите окончания имён прилагательных. 1) На башнях древнего Кремля всё ярче звёзды светят. 2) Природа сонно нежится в лучах весеннего солнышка.3) У маленьких детей щёки раскраснелись от сильного мороза.4) Вокруг нового ученика собрались шумные дети.
  1. Работа с карточками «Каждому своё».
1 уровень. Вставь пропущенные окончания. Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора. 2 уровень. Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже. На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (любимой мамы), вышел из (тёплый дом). 3 уровень Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки. Около старая дерева, из спелое яблока, белой снега, около большими дома, без тёплые варежки. VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.) Упражнение 35 (стр. 19) - Прочитайте текст. - Какова его основная мысль? - Вам необходимо списать, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания имен прилагательных. Указать падеж имен прилагательных с пропущенными окончаниями. - Устно разобрать слова глубокого и смысла как часть речи, пользуясь памяткой на стр. 146. IX. Рефлексия. (3 мин.) - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что мы повторили? - За что вы можете себя похвалить?
























Самоанализ урока русского языка В 4-а классе обучается 15 человек: 5 мальчиков и 10 девочек. 1 ребенок обучается на дому по адаптированной программе 8 вида. Состав класса неоднороден. Высокий и достаточный уровень знаний, умеренная и стабильная работоспособность, быстрый продуктивный темп учебной деятельности, высокий и стойкий интерес к учебным заданиям характерен для 7 человек - 50% . Эти ребята легко и быстро усваивают материал. Средний уровень знаний, стабильная работоспособность, умеренный темп учебной деятельности, выраженный и непостоянный интерес к учебным заданиям у 28 % учащихся (4 человек). Низкий уровень знаний, неустойчивая работоспособность, медленный темп учебной деятельности, слабый интерес к учебным заданиям - 3 человек (22 %). Эти ребята не всегда в полном объеме усваивают материал, даже после длительной тренировки. На данном уроке присутствовало 10 человек. Тема «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж». Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Задачи: Обучающая: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного; Развивающая: расширять словарный запас детей; Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к людям, прививать культуру общения. Формируемые УУД:

  • познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
  • коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: усвоение новых знаний. Методы работы:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (работа с опорной схемой);

  • практические (работа в тетради)

Формы работы: фронтальная, групповая (в паре), индивидуальная, дифференцированная.

Средства: учебник «Русский язык», 2 часть Канакина В.П., Горецкий В.Г., индивидуальные карточки, слова для физкультминутки, опорные схемы.

Реализация цели осуществлялась через содержание урока, в котором выделяю следующие этапы:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний (минутка чистописания, повторение падежных окончаний именительного падежа мужского и среднего рода имен прилагательных).

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (постановка проблемного вопроса, формулирование обучающимися темы и задач урока при помощи учителя).

  4. Первичное усвоение новых знаний (объяснение учителем алгоритма определения падежа и правописания окончаний родительного падежа мужского и среднего рода имен прилагательных, составление диалога на заданную тему, словарная работа).

  5. Первичная проверка понимания (работа по учебнику, изменение окончаний имен прилагательных в словосочетаниях).

  6. Первичное закрепление (индивидуальная работа по карточкам разного уровня с взаимопроверкой, выборочный диктант).

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  8. Рефлексия (подведение итогов урока).

На уроке реализованы принципы обучения:
  • принцип деятельности: учащиеся участвовали усвоении новых знаний, что способствовало успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • принцип целостности: формирование у учащихся обобщенного системного представления о падежах имени прилагательного.
  • принцип психологической комфортности: создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Для достижения цели урока была организована фронтальная, групповая (парная), индивидуальная работа. Применение фронтальной и индивидуальной работы способствовало проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать мнение других, выбирать верное решение. Также, индивидуальная работа была построена с учетом дифференциации учебных заданий. Использование групповой (парной) работы позволяет решить следующие задачи:
  • возрастает глубина, понимание материала, познавательная активность;
  • меняется характер взаимоотношений между обучающимися;
  • учащиеся приобретают умение строить свое поведение с учетом позиций другого человека.
Организация контроля осуществлялась через формы:
  • словесная характеристика;
  • взаимопровека.
Самооценка и взаимопроверка приучает детей объективно оценивать результаты деятельности товарища и свои возможные достижения. Считаю, что содержание урока, методы, формы способствовали достижению следующих результатов урока: Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию. Метапредметные: познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Предметные: определять родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных, правильно писать безударные окончания родительного падежа мужского и среднего рода имен прилагательных, составлять диалоги на заданную тему. Все этапы были последовательны и направлены на достижение хорошего результата. В целом я считаю, что все поставленные цели и задачи на уроке были выполнены.

© 2010-2022