- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка народоведения «Бильги – знание»
Рабочая программа кружка народоведения «Бильги – знание»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куртсеитова Л.Р. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснокаменская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
«Утверждаю»
Директор школы
________________ Н.Н.Коломоец
Приказ №____________
От «____» _____________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
для 1-2 класса
кружок народоведения «Бильги - знание»
Учитель: Куртсеитова Ление Рисуловна
«Рассмотрено»
Протокол № ___ заседания МО учителей начальных классов МКОУ «Краснокаменской СОШ»
«____»___________2015г.
____________Л.А. Мачулина
«Согласовано»
«_____»______2015г.
Зам. директора по УВР
_____________ Т.Н.Смирнова
2015г.
ПРОГРАММА кружка «БИЛЬГИ - ЗНАНИЕ»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы для общеобразовательных учебных заведений, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Крым «Аксиология крымских татар (курс «Народоведение») / Автор-составитель Сеит-Джелиль А. Ш. - Симферополь: КРП «Издательство Крымучпедгиз», 2007».
Программа призвана сформировать устойчивый интерес и положительное отношение к истории и культуре крымскотатарского народа в едином контексте уважения к истории и культуре всех народов, проживающих в Республике Крым.
Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации с народом должно быть обеспечено на всех этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществлять предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению кружок «Бильги -Знание».
Задачами кружка являются закрепить у учащихся умения и навыки: выступать перед школьниками и гостями; работать с различными источниками информации; определять основную мысль и идею; анализировать, сравнивать; развивать у учащихся артистичность, выразительное чтение.
Общая характеристика
Программой «Аксиология крымских татар» для общеобразовательных учебных заведений, курса «народоведения» предусмотрено ознакомление всех учащихся общеобразовательных учреждений Республики Крым с историей крымскотатарского народа, его культурой, бытом, традициями. Существенной особенностью программы является знакомство учащихся с основами крымскотатарского языка и литературы.
Крым - уникальный перекрёсток всех времен и народов. Это в некой миниатюре модель всего мира, диктующая нам правила равноправного сосуществования, религиозной терпимости, сочувствие к пережитым историческим испытаниям, благожелательное отношение к особенностям быта разных народов. Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения. Есть общий и понятный всем язык культуры - главный язык занятий народоведения. Обучение и воспитание на принципах толерантности, взаимоуважения является одним из основных принципов развития образования в мультикультурном обществе.
Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, бережное отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми.
Описание места в учебном плане
Из внеурочной деятельности отведены по 1 часу в неделю (34 занятия - 2 класс, 33 занятия - 1 класс) на изучение курса «Народоведение».
Планируемые результаты
В результате изучения данного спецкурса учащиеся должны знать основные традиции, обычаи, исторические события в жизни крымскотатарского народа, понимать и употреблять различные формы приветствия, обращения, просьбы, благодарности.
Учащиеся должны знать:
- основные традиции, обычаи крымских татар;
- наизусть несколько стихотворений;
- уметь определять основную мысль и идею сравнивать, анализировать;
- работать с различными источниками информации;
- приобрести навыки выступения перед школьниками и гостями.
Итогами занятий спецкурса являются:
1. Участие учащихся в школьных и внешкольных конкурсах.
2. Экскурсия в Кебир джами, как архитектурный памятник 14 века? Посещение Крымскотатарского музея искусств, Ханского дворца и Мемориального музея Исмаила Гаспринского.
3. Выпуск стендов и стенгазет к знаменательным датам, народным праздникам.
4. Экскурсия в этнографический музей
Содержание курса
При прохождении занятий (экскурсия, поисковая работа и др.) планируется проводить комбинированно, то есть используя на каждом из них тематику культурологического (народоведение, этика, фольклор, эстетика), коммуникативного (чтение, говорение) блоков. Тематика данных блоков для различных классов предусмотрена в программе кружка.
В процессе обучения у детей развивается память, умение анализировать, обобщать, выступать перед аудиторией.
Тематический план 1 класс
№
Тема, раздел программы
Кол-во часов
Вводное занятие
1ч.
Понятие фольклор
4ч
Игровой фольклор.
12ч
Народные обычаи и традиции.
10ч
Экскурсия
6ч.
Всего
33ч
Тематический план 2 класс
№
Тема, раздел программы
Кол-во часов
Народоведение
5ч.
Эстетика
4ч.
Экскурсия
2ч.
Фольклор
6ч.
Чтение
5ч.
Экскурсия
2ч.
Говорение
5ч.
Экскурсия
5ч.
Всего
34 ч
Рекомендуемая литература:
1. Хайрутдинов М.А. Мудрость веков (традиционное мусульманское воспитание). - Симферополь, 2000
2. Хайруддинов М. А., Усейнов С. Этикет крымских татар. - Симферополь, 2001
3. Кокиева А., Салядинов К.У., Межмединова Г.А., Харахады А.М. Къырымтатар эдебияты. Умумтасииль мектебининъ 8-инджи сыныфы ичюн. - Симферополь, 2005.
4. Аудио и видео диски об обычаях, традициях и культуре крымскотатарского народа (KRIMEAN TATARI)
5. Диски с песнями различных жанров (Лирических, исторических, макъамов, чин и мане (частушки)) в исполнении народных и эстрадных певцов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Тема, раздел программы
Количество
часов
Дата
план
факт
Вводные занятия.
Вводные занятия. О правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
1
Понятие фольклор
Понятие о фольклоре.
1
Народ - создатель фольклора. Жанры народного творчества.
1
Собиратели крымскотатарского фольклора.
1
Изучение фольклора в Крыму
1
Игровой фольклор
Игровой фольклор.
1
Считалки.
1
Подвижные игры. Их назначение. Использование в современном быту.
4
Песенно-плясовые игры.
1
Особенности песенно-плясовых игр.
2
Использование народных игр на народных гуляньях.
3
Народные обычаи и традиции.
Обзор литературы о народных обычаях.
2
Народные обычаи и традиции.
3
Инсценированное представление народных обычаев. Подготовка и проведение мероприятия.
5
Экскурсия.
28
29
Народные умельцы
2
30
31
Музей народного искусства
2
32
33
Итоговое занятие. Участие детей в школьных мероприятиях.
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
-
№
Тема, раздел программы
Количество
часов
Дата
план
факт
I Вводная часть «Народоведение» 5ч.
1.1.
Элементы язычества в быту крымских татар. (Народные приметы, пожелания, поверья, верованья, гадание, символика ).
1
1.2
Мир религии крымского народа. Религиозный календарь.
1
1.3.
Народный календарь. Календарные обряды. Этническая специфика обрядов крымских татар.
1
1.4.
Семейная, свадебная обрядность. Их содержательная структура, локальный колорит.
1
1.5
Итоговое занятие
1
II Эстетика 4ч.
4
2.1.
Древнейшие памятники архитектуры и скульптуры.
1
2.2.
Народные мелодии и напевы (макъамы)
1
2.3.
Средневековье: обзор исторических реалий.
1
2.4.
Введение в дворцовую литературу.
1
III Экскурсия 2ч.
2
3.1
Посещение Кебир джами, как архитектурного памятника.
2
IV Фольклор 6 ч.
4.1
Исторические песни (не менее 3-х различного характера)
1
4.2
Частушки Чины.
1
4.3
Предания об Алиме («Къулакъсыз Алим»).
1
4.4
Легенда «Еди къую»
1
4.5
Эпосы: «Чора батыр», «Эдиге», «Кёр огълу» (обзорно).
1
4.6
Итоговое занятие. Конкурс рисунков
1
V Чтение 5ч.
5.1.
Волшебный мир поэзии ХVII -XVIII вв. (А. Умер, А. Ариф. Джефхерий) Избранные страницы.
1
5.2.
Номан. Челебиджихан. «Ант эткенмен»
1
5.3
Ю.Болат. «Туфанда къалгъан къой сюрюси»
1
5.4.
Асан Чергеев. «Такъдир»
1
5.5
Э.Умеров. «Афат».
1
VI Экскурсия 2ч.
6.1.(2)
Посещение крымскотатарского музея искусств.
2
VII Говорение 5 ч.
7.1
Темы бесед На каникулах. Рассказ о поездке.
1
7.2
Диалог по телефону (на разные темы)
1
7.3
Объявления. Анонс. Телепередача.
1
7.4
Рецепт блюда (ингредиенты). Рецепт любимого блюда.
1
7.5
Режим дня. Свободное время. Хобби.(Диалоги)
VIII. Экскурсия 5ч
8.1
Поездка в Бахчисарай. Посещение Ханского дворца, Мемориального музея И.Гаспринского.