Рабочая программа кружка народоведения «Бильги – знание»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснокаменская средняя общеобразовательная школа»

муниципального образования городской округ Ялта

Республики Крым

«Утверждаю»

Директор школы

________________ Н.Н.Коломоец

Приказ №____________

От «____» _____________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

для 1-2 класса

кружок народоведения «Бильги - знание»

Учитель: Куртсеитова Ление Рисуловна

«Рассмотрено»

Протокол № ___ заседания МО учителей начальных классов МКОУ «Краснокаменской СОШ»

«____»___________2015г.

____________Л.А. Мачулина

«Согласовано»

«_____»______2015г.

Зам. директора по УВР

_____________ Т.Н.Смирнова


2015г.

ПРОГРАММА кружка «БИЛЬГИ - ЗНАНИЕ»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы для общеобразовательных учебных заведений, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Крым «Аксиология крымских татар (курс «Народоведение») / Автор-составитель Сеит-Джелиль А. Ш. - Симферополь: КРП «Издательство Крымучпедгиз», 2007».

Программа призвана сформировать устойчивый интерес и положительное отношение к истории и культуре крымскотатарского народа в едином контексте уважения к истории и культуре всех народов, проживающих в Республике Крым.

Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации с народом должно быть обеспечено на всех этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществлять предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению кружок «Бильги -Знание».

Задачами кружка являются закрепить у учащихся умения и навыки: выступать перед школьниками и гостями; работать с различными источниками информации; определять основную мысль и идею; анализировать, сравнивать; развивать у учащихся артистичность, выразительное чтение.

Общая характеристика

Программой «Аксиология крымских татар» для общеобразовательных учебных заведений, курса «народоведения» предусмотрено ознакомление всех учащихся общеобразовательных учреждений Республики Крым с историей крымскотатарского народа, его культурой, бытом, традициями. Существенной особенностью программы является знакомство учащихся с основами крымскотатарского языка и литературы.

Крым - уникальный перекрёсток всех времен и народов. Это в некой миниатюре модель всего мира, диктующая нам правила равноправного сосуществования, религиозной терпимости, сочувствие к пережитым историческим испытаниям, благожелательное отношение к особенностям быта разных народов. Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения. Есть общий и понятный всем язык культуры - главный язык занятий народоведения. Обучение и воспитание на принципах толерантности, взаимоуважения является одним из основных принципов развития образования в мультикультурном обществе.

Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, бережное отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми.

Описание места в учебном плане

Из внеурочной деятельности отведены по 1 часу в неделю (34 занятия - 2 класс, 33 занятия - 1 класс) на изучение курса «Народоведение».

Планируемые результаты

В результате изучения данного спецкурса учащиеся должны знать основные традиции, обычаи, исторические события в жизни крымскотатарского народа, понимать и употреблять различные формы приветствия, обращения, просьбы, благодарности.

Учащиеся должны знать:

- основные традиции, обычаи крымских татар;

- наизусть несколько стихотворений;

- уметь определять основную мысль и идею сравнивать, анализировать;

- работать с различными источниками информации;

- приобрести навыки выступения перед школьниками и гостями.

Итогами занятий спецкурса являются:

1. Участие учащихся в школьных и внешкольных конкурсах.

2. Экскурсия в Кебир джами, как архитектурный памятник 14 века? Посещение Крымскотатарского музея искусств, Ханского дворца и Мемориального музея Исмаила Гаспринского.

3. Выпуск стендов и стенгазет к знаменательным датам, народным праздникам.

4. Экскурсия в этнографический музей

Содержание курса

При прохождении занятий (экскурсия, поисковая работа и др.) планируется проводить комбинированно, то есть используя на каждом из них тематику культурологического (народоведение, этика, фольклор, эстетика), коммуникативного (чтение, говорение) блоков. Тематика данных блоков для различных классов предусмотрена в программе кружка.

В процессе обучения у детей развивается память, умение анализировать, обобщать, выступать перед аудиторией.

Тематический план 1 класс

Тема, раздел программы

Кол-во часов

Вводное занятие

1ч.

    Понятие фольклор

      Игровой фольклор.

      12ч

        Народные обычаи и традиции.

        10ч

          Экскурсия

          6ч.

          Всего

          33ч

          Тематический план 2 класс

          Тема, раздел программы

          Кол-во часов

          Народоведение

          5ч.

            Эстетика

            4ч.

              Экскурсия

              2ч.

                Фольклор

                6ч.

                  Чтение

                  5ч.

                    Экскурсия

                    2ч.

                      Говорение

                      5ч.

                        Экскурсия

                        5ч.

                        Всего

                        34 ч

                        Рекомендуемая литература:

                        1. Хайрутдинов М.А. Мудрость веков (традиционное мусульманское воспитание). - Симферополь, 2000

                        2. Хайруддинов М. А., Усейнов С. Этикет крымских татар. - Симферополь, 2001

                        3. Кокиева А., Салядинов К.У., Межмединова Г.А., Харахады А.М. Къырымтатар эдебияты. Умумтасииль мектебининъ 8-инджи сыныфы ичюн. - Симферополь, 2005.

                        4. Аудио и видео диски об обычаях, традициях и культуре крымскотатарского народа (KRIMEAN TATARI)

                        5. Диски с песнями различных жанров (Лирических, исторических, макъамов, чин и мане (частушки)) в исполнении народных и эстрадных певцов.

                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                        1 класс

                        Тема, раздел программы

                        Количество

                        часов

                        Дата

                        план

                        факт

                        Вводные занятия.

                        Вводные занятия. О правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

                        1

                        Понятие фольклор

                          Понятие о фольклоре.

                          1


                            Народ - создатель фольклора. Жанры народного творчества.

                            1


                              Собиратели крымскотатарского фольклора.

                              1


                                Изучение фольклора в Крыму

                                1

                                Игровой фольклор

                                  Игровой фольклор.

                                  1


                                    Считалки.

                                    1


                                      Подвижные игры. Их назначение. Использование в современном быту.

                                      4





                                              Песенно-плясовые игры.

                                              1


                                                Особенности песенно-плясовых игр.

                                                2



                                                    Использование народных игр на народных гуляньях.

                                                    3



                                                        Народные обычаи и традиции.

                                                          Обзор литературы о народных обычаях.

                                                          2



                                                              Народные обычаи и традиции.

                                                              3




                                                                    Инсценированное представление народных обычаев. Подготовка и проведение мероприятия.

                                                                    5





                                                                            Экскурсия.

                                                                            28

                                                                            29

                                                                            Народные умельцы

                                                                            2

                                                                            30

                                                                            31

                                                                            Музей народного искусства

                                                                            2

                                                                            32

                                                                            33

                                                                            Итоговое занятие. Участие детей в школьных мероприятиях.

                                                                            2



                                                                            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                            2 класс


                                                                            Тема, раздел программы

                                                                            Количество

                                                                            часов

                                                                            Дата

                                                                            план

                                                                            факт

                                                                            I Вводная часть «Народоведение» 5ч.

                                                                            1.1.

                                                                            Элементы язычества в быту крымских татар. (Народные приметы, пожелания, поверья, верованья, гадание, символика ).

                                                                            1

                                                                            1.2

                                                                            Мир религии крымского народа. Религиозный календарь.

                                                                            1

                                                                            1.3.

                                                                            Народный календарь. Календарные обряды. Этническая специфика обрядов крымских татар.

                                                                            1

                                                                            1.4.

                                                                            Семейная, свадебная обрядность. Их содержательная структура, локальный колорит.

                                                                            1

                                                                            1.5

                                                                            Итоговое занятие

                                                                            1

                                                                            II Эстетика 4ч.

                                                                            4

                                                                            2.1.

                                                                            Древнейшие памятники архитектуры и скульптуры.

                                                                            1

                                                                            2.2.

                                                                            Народные мелодии и напевы (макъамы)

                                                                            1

                                                                            2.3.

                                                                            Средневековье: обзор исторических реалий.

                                                                            1

                                                                            2.4.

                                                                            Введение в дворцовую литературу.

                                                                            1

                                                                            III Экскурсия 2ч.

                                                                            2

                                                                            3.1

                                                                            Посещение Кебир джами, как архитектурного памятника.

                                                                            2

                                                                            IV Фольклор 6 ч.

                                                                            4.1

                                                                            Исторические песни (не менее 3-х различного характера)

                                                                            1

                                                                            4.2

                                                                            Частушки Чины.

                                                                            1

                                                                            4.3

                                                                            Предания об Алиме («Къулакъсыз Алим»).

                                                                            1

                                                                            4.4

                                                                            Легенда «Еди къую»

                                                                            1

                                                                            4.5

                                                                            Эпосы: «Чора батыр», «Эдиге», «Кёр огълу» (обзорно).

                                                                            1

                                                                            4.6

                                                                            Итоговое занятие. Конкурс рисунков

                                                                            1

                                                                            V Чтение 5ч.

                                                                            5.1.

                                                                            Волшебный мир поэзии ХVII -XVIII вв. (А. Умер, А. Ариф. Джефхерий) Избранные страницы.

                                                                            1

                                                                            5.2.

                                                                            Номан. Челебиджихан. «Ант эткенмен»

                                                                            1

                                                                            5.3

                                                                            Ю.Болат. «Туфанда къалгъан къой сюрюси»

                                                                            1

                                                                            5.4.

                                                                            Асан Чергеев. «Такъдир»

                                                                            1

                                                                            5.5

                                                                            Э.Умеров. «Афат».

                                                                            1

                                                                            VI Экскурсия 2ч.

                                                                            6.1.(2)

                                                                            Посещение крымскотатарского музея искусств.

                                                                            2

                                                                            VII Говорение 5 ч.

                                                                            7.1

                                                                            Темы бесед На каникулах. Рассказ о поездке.

                                                                            1

                                                                            7.2

                                                                            Диалог по телефону (на разные темы)

                                                                            1

                                                                            7.3

                                                                            Объявления. Анонс. Телепередача.

                                                                            1

                                                                            7.4

                                                                            Рецепт блюда (ингредиенты). Рецепт любимого блюда.

                                                                            1

                                                                            7.5

                                                                            Режим дня. Свободное время. Хобби.(Диалоги)

                                                                            VIII. Экскурсия 5ч

                                                                            8.1

                                                                            Поездка в Бахчисарай. Посещение Ханского дворца, Мемориального музея И.Гаспринского.



                                                                            © 2010-2022