Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс (VII вид)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования МБОУ ПГО "СОШ №17" по учебной дисциплине " Изобразительное искусство " 4 класс разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
  2. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  3. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
  4. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта.
  5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
  6. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  7. Концепция учебно - методического комплекса "Школа России".
  8. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и оценке результатов обучения в 1- 4 классах.
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  10. Авторской программы Неменского Б. М. Изобразительное искусство М.: Просвещение, 2011.


Тема 4 класса - «Каждый народ - художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей.
Цели программы:
  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы:
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.
  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Содержание программы (34часа) 4 класс
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) Истоки родного искусства - 8 час. Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня - деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей Земли - 7 час. Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Каждый народ - художник- 11 час. Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы - 8 час. Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Место предмета в учебном плане На изучение изобразительному искусству в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели. Количество часов по темам соответствует авторской программе. Таблица тематического распределения часов.
№ Содержание программного материала Количество часов по авторской программе Количество часов по рабочей программе 1 Истоки родного искусства 8ч 8ч 2 Древние города нашей земли 7ч 7ч 3 Каждый народ- художник 11ч 11ч 4 Искусство объединяет народы 8ч 8ч




Итого: 34 часа 34 часа Требования к планируемым результатам. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: Познавательные:
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Регулятивные:
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

п/п сроки Тема урока.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) План дата Факт дата Понятия Предметные результаты УУД Личностные результаты 1 2 3 4 6 7 8 9 1

Пейзаж родной земли Пейзаж, живо-пись Овладение живописными навыками П.: характеризовать красоту природы родного края; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; Формирование потребностей в общении с искусством, природой 2

Пейзаж родной земли
Овладение живописными навыками П.: изображать характерные особенности родной природы; Р.: формулировать учебную задачу; К.: отвечать на вопросы учителя; Формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности 3

Изображение избы или её моделирование из бумаги Изба, амбар, колодец Овладение навыками конструирова-ния П.: изображать графически или живописными средствами образ русcкой избы Р.: организовывать своё рабочее место; К.: развивать навыки сотрудничества; Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины 4

Изображение избы или её моделирование из бумаги(образ русской деревни) Венец, конёк Овладение навыками коллективной деятельности П.: создать коллективное панно из индивидуальных изображений; Р.: использовать знаково-символические средства; К.: участвовать в коллективной работе Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины 5

Изображение женских образов в народных костюмах Наряд, народный костюм Овладение навыками изображения фигуры человека П.: анализировать конструкцию русского народного костюма; Р.: формулировать учебную задачу; К.: задавать вопросы, Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека 6

Изображение мужских образов в народных костюмах Наряд, народный костюм Овладение навыками изображения фигуры человека П.: характеризовать образы человека в произведениях художников; Р.: оценивать свою работу; К.: слушать и понимать речь других; Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека 7

Изображение сцен труда из крестьянской жизни
Приобретение умения изображать сцены труда П.: изображать сцены труда из крестьянской жизни; Р.: планировать работу; К. принимать разные мнения; Воспевание труда 8

Народные праздники Ярмарка, народное гулянье Овладение на практике элементарными основами композиции П.: знать несколько произведений рус. художников на тему народных праздников; Р.: оценивать свои достижения; К.: участвовать в коллективной работе Эстетическая оценка красоты и значение народных праздников 9

Родной угол Пропорция, вертикаль , горизонталь Приобретение умения создавать макет древнерусского города П.: знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, посад, торг); Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; Эстетическая оценка красоты древнерусской архитектуры 10

Древние соборы Пропорции, ритм объёмов Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнерус-ского каменного храма П.: получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; Р.: планировать работу; К.: принимать разные мнения; Эстетическая оценка красоты древнерусской храмовой архитектуры 11

Города Русской земли Кремль, посад, торг Овладение навыками коллективной работы П.: знать основные структурные части города; Р.: оценивать свои достижения; К.: участвовать в коллективной работе; Формирование интереса к истории своей страны 12

Древнерусские воины - защитники Князь, дружина, воин Развитие навыка изображения фигуры человека П.: знать картины русских художников, изображающих древнерусских воинов; Р.: оценивать свою работу; К.: рассказывать о картине; Формирование чувства гордости за искусство своей Родины 13

Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва Памятник архитектуры Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнерусской архитектуры П.: рассуждать об общем и особенном в архитектуре разных городов России; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: выражать своё отношение ; Эстетическая оценка красоты древнерусского города 14

Узорочье теремов Терем, боярские палаты. княжес-кие дворцы Приобретение умения выражать в изображении узорочье интерьера терема П.: различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: принимать разные мнения; Эстетическая оценка красоты древнерусских теремов 15

Пир в теремных палатах Бояре, стрельцы, прислужники Создание праздничного панно П.: понимать стилистическое единство костюмов, интерьера, элементов архитектуры; Р.: формулировать учебную задачу; К.: участвовать в коллективной работе; Формирование интереса к истории своей страны 16

Страна восходящего солнца Японские сады Овладение живописными навыками П.: обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте; Р.: формулировать учебную задачу; К.: выражать своё отношение ; Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов 17

Страна восходящего солнца Кимоно Развитие навыка изображения фигуры человека П.: создавать женский образ в национальной одежде; Р.: оценивать свои достижения; К.: сопоставлять красоту русских и японских женщин;
Освоение новых эстетических представлений о красоте мира 18

Страна восходящего солнца Сакура, хризантема- символ Японии Овладение навыками коллективной работы П.: изображать сцены праздника из японской жизни;
Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: участвовать в коллективной работе;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов 19

Народы гор и степей Юрта, пустое пространство Овладение живописными навыками П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов планеты; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; Освоение новых эстетических представлений о красоте мира 20

Города в пустыне Оазис, мечеть, минарет, мавзолей Овладение навыками конструирова-ния из бумаги (аппликация) древнего среднеазиатского города П.: характеризовать особенности культуры Средней Азии; Р.: оценивать свои достижения; К.: рассказывать о связи построек и особенностями природы;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов 21

Древняя Эллада Эллада, мифы, боги Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнегреческой архитектуры П.: рассуждать об особенностях древнегреческой культуры; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: выражать своё отношение; Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов 22

Древняя Эллада Храм, Акрополь, скульптура, Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнегреческого храма П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов и эпох нашей планеты; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; Освоение новых эстетических представлений о красоте мира 23

Древняя Эллада Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней Создание праздничного панно(коллек-тивная работа) П.: характеризовать особенности культуры Древней Греции; Р.: планировать работу; К.: участвовать в коллективной работе;
Формирование художественно-творческого мышления, фантазии 24

Европейские города Средневековья Готика, витражи, ратуша Развитие навыка изображения архитектурных элементов города П.: познакомиться с образом готического города; Р.: планировать работу; К.: выражать своё отношение; Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов 25

Европейские города Средневековья
Развитие навыка изображения людей (городской толпы) П.: познакомиться с особенностями средневекового костюма; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: слушать и понимать речь других; Формирование художественно-творческого мышления, фантазии 26

Многообразие художественных культур в мире
Осознание цельности каждой культуры П. :узнавать по произведениям искусства художественные культуры; Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей К.: принимать разные мнения; Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов 27

Материнство Богоматерь Развитие навыка композиционного изображения П.: анализировать произведения искусства; Р.: планировать работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости 28

Мудрость старости
Развитие навыка восприятия произведений искусства П.: познакомиться с произведениями искусства Рембрандта, Эль Греко; Р.: корректировать свою работу; К.: выражать своё отношение; Воспитание уважения к старости, мудрости. 29

Сопереживание Печаль, страдание, горе Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали П.: анализировать произведения искусства; Р.: планировать работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства 30

Сопереживание
Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали П.: понимать ,как искусство воздействует на чувства людей; Р.: корректировать свою работу; К.: уметь выражать свои мысли; Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства 31

Герои-защитники Памятник, монумент Овладение навыками изображения в объёме П.: приводить примеры памятников героям Отечества; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: рассказывать о своих впечатлениях;
Эстетическая оценка памятников героям 32

Герои-защитники
Овладение навыками композиционного построения в скульптуре П.: учиться создавать проект памятника; Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей; К.: принимать разные мнения;

Понимание и сопереживание чувствам людей 33

Юность и надежды Детство, юность, мечта Развитие навыка композиционного изображения П.: анализировать произведения искусства; Р.: корректировать свою работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости 34

Искусство народов мира
Обсуждение работ, обмен мнениями П.: отвечать на вопросы викторины; Р.:.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей; К.: уметь выражать свои мысли;
Формирование эстетических потребностей в общении с искусством



Перечень учебно-методического обеспечения. 1.Неменский Б. М. Программа Изобразительное искусство М., Просвещение, 2011. 2 Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. - М., Просвещение, 2014. 3.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М., Просвещение, 2010. 4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М., Просвещение, 2011.

© 2010-2022