Рабочая программа по родному языку для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная общеобразовательная бюджетная организация

средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска


Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____ /И.В.Антипина/

ФИО

Протокол №___________

«___» ____________ 20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____ /_Л.В. Титоренко /

«___» ____________ 20__г.

Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска

_____ /_И.А. Фролова/

Приказ №____________

«___» ______ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку и литературе

__в 3п_классе

срок реализации данной программы 2014-2015 учебный год


разработана на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой


составитель Клековкина Вера Геннадьевна


2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному языку для 3 класса разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность учителя федерального уровня:.

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) - ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.01.2012 №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2013 № 26755);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);
нормативными документами, регламентирующими деятельность учителя регионального уровня:.
  • Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 №824 «О рекомендуемых базисном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014/2015 учебный год»;
  • Приложение к письму от 29.08.2012 №04-05/414 Министерства образования РБ «Примерный учебный план основного общего образования» (Вариант 3);
нормативными документами, регламентирующими деятельность учителя муниципального уровня:.
  • Приказ МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан №284 от 01.08.2013 « О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях по мере готовности в 2013/2014 учебном году»;
нормативными документами, регламентирующими деятельность учителя школьного уровня:.
  • Базисный учебный план МОБУ СОШ№4 им.А.Я. Першина г. Благовещенска на 2014/2015 учебный год, утверждённый приказом №147 от 20.08.2014 г.
  • Основная образовательная программа ООО, СОО
  • Положение о рабочей программе учителя МОБО СОШ № 4 им. А. Я. Першина (приказ № 127 от 24.06.2014);
  • Устав МОБО СОШ № 4 им. А. Я. Першина;
  • Примерная программа курса «Речь» автор: Т.Н.Соколова, 2013г.;
  • Приказ об утверждении перечня учебников допущенных к использованию в образовательном процессе МОБО СОШ №4 им.А.Я.Першина на 2014-2015 уч.год (приказ № 94 от 12.05.2014)
Рабочая программа составлена на основе и в соответствии с программой «Русский язык» и «Литературное чтение»

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Основные принципы организации урока:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю - 3

Количество часов на учебный год - 102

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Слово ( 56ч) Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
. Текст ( 32ч) Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Стили речи ( 14ч) Разновидности стилей речи: научный, книжный, разговорный. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Содержание курса родного языка обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Регулятивные УУД -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД -Уметь донести свою позицию до собеседника; -Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед слушателями, создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса. Должны знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи; - выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. 1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на сколько обучение соответствует современным целям обучения. 2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. 3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием. 4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жестко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется «Дневник школьника» . Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности

Уровень успешности

Отметка

Пояснения Не достигнут необходимый уровень

«2» - неудовлетворительно

Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз и где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

«3» - удовлетворительно

Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«4» - хорошо

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). 2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось применить:- либо новые, получаемые в данный момент знания;- либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

«4» - приближается к отлично

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5» - отлично

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи

3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, которое потребовало: - либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний; - либо новых, самостоятельно приобретённых умений.

«5» - превосходно Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5 и 5» - превосходно Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уро-ка

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид контроля Входной (В), тематический (Т), итоговый (И)

Примечание

1 четверть (26ч)

1 часть Слово (56ч) Основные виды учебной деятельности: выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте отличать новое от уже известного с помощью учителя ; слушать и понимать высказывания собеседников; распределять работу между участниками проекта; планировать работу в группе; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

1

Многозначные слова

2

Прямое и переносное значение слова

3

Прямое и переносное значение слова. Конкретизация мысли.

4

Омонимы

5

Омоформы

6

Омофоны

7

Омонимы, омоформы, омофоны. Проверочная работа.

Т

П.р.

8

Работа над ошибками. Литературные ассоциации.

9

Фразеологизмы

10

Фразеологизмы. Продолжение.

11

Фразеологизмы в скороговорках

12

Сравнительные обороты

13

Сравнительные обороты. Продолжение.

14

Сравнительные обороты. Обобщение. Проверочная работа.

Т

П.р.

15

Анаграммы и метаграммы

16

Антонимы

17

Олицетворение

18

Олицетворение. Продолжение.

19

Антонимы и олицетворения в сказках

20

Изобразительно- выразительные средства языка. Эпитеты.

21

Олицетворения, сравнения, эпитеты

22

Олицетворения, сравнения, эпитеты. Обобщение.

23

Проверочная работа «Олицотворения, сравнения, эпитеты. Анаграммы и метаграммы»

Т

П.р.

24

Работа над ошибками. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные

25

Эмоционально окрашенная лексика

26

Эмоционально окрашенная лексика. Пословицы

2 четверть (23ч)

27

Заимствованные слова

28

Заимствованные слова. Продолжение.

29

Звуки и «волшебные фразы»

30

Этимология

31

Этимология. Закрепление.

32

Звуковой облик слова. Этимологический словарь

33

Шарады

34

Как тебя зовут?

35

Происхождение и значение имён

36

Проект « Что в имени тебе моем…».

Т

П.р.

37

Происхождение слов

38

Происхождение и значение отчества

39

Происхождение и значение отчества. Продолжение.

40

«Подбери словечко» Игра слов

41

Синонимы

42

Наши фамилии

43

Происхождение фамилий

44

Слова древнего русского языка и их значение

45

Зтимология. Проверочная работа.

Т

П.р.

46

Описание картины. Элементы сочинения

47

Р/р.Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Р/р

48

Работа над ошибками. Описание картины. Элементы сочинения

49

Топонимика

3 четверть (29ч)

50

Топонимика. Закрепление

51

Орфография. Игра слов.

52

Синонимы и антонимы

53

Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы

54

Знания и умения всегда найдут применение.

55

Проверочная работа. Топонимика.

Т

П.р.

56

Работа над ошибками. Слова.

2 часть. Текст ( 32ч) Основные виды учебной деятельности: распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; оформлять свои мысли в устной и письменной форме выразительно читать и пересказывать содержание текста.

57

Текст. Типы текстов.

58

Типы текстов. Текст описание

59

Типы текстов. Текст повествование

60

Типы текстов. Текст рассуждение

61

Игра со словами

62

Тема текста. Опорные слова

63

Палиндромы

64

Суффикс- уменьшительно- ласкательный. Образование слов.

65

Связь предложений в тексте.

66

Р/р.Восстановление деформированного текста. Связь предложений в тексте.

Р/р.

67

Парные согласные. Объяснительный диктант.

Т

П.р.

68

Работа над ошибками. Смысловые отношения

69

Цепная связь предложений в тексте

70

Цепная связь предложений в тексте. Продолжение

71

Образование слов

72

Образование слов. Продолжение.

73

Синонимы

74

Параллельная связь предложений в тексте

75

Параллельная связь предложений в тексте. Продолжение.

76

Связь предложений в тексте. Проверочная работа.

Т

П.р.

77

Употребляем правильно слова в речи

78

Употребление слов в разных значениях

4 четверть (24ч)

79

Единый временной план текста

80

Единый временной план текста. Закрепление.

81

Единый временной план текста. Роль глаголов

82

Р/Р Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»

Р/р

83

Работа над ошибками. Связь предложений в тексте.

84

Употребление глаголов в речи.. Выборочное списывание.

Т

П.р.

85

Работа над ошибками. Употребление глаголов

86

Состав слова

87

Временная соотнесённость глаголов

88

Временная соотнесённость глаголов. Закрепление.

Стили речи (14ч) Основные виды учебной деятельности: слушать и понимать высказывания собеседников; распознавать стили речи; давать эмоциональную оценку деятельности; дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

89

Стили речи. Эпитет

90

Разновидности стилей речи.

91

Разговорный и книжный стили

92

Играем в слова.

93

Разговорный стиль речи

94

Монолог и диалог.

95

Играем в слова. Составление диалогов.

96

Культура общения.

97

Речевой этикет

98

Играем в слова.

99

Научный стиль

100

Грамматические задачи. Проверочная работа

Т

П.р.

101

Словари, их виды

102

Играем в слова. Названия городов

Учебно - методическая литература

Предметы Пособия для обучающихся Методические пособия для учителя

Родной (русский) язык и литература
Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Рабочие тетради для 3 класса. «Тетрадь для письменных упражнений» 2012г Курс «Речь» Т.Н. Соколова, 2012г. Методическое пособие для преподавателей начальной школы «Уроки развития связной речи в начальной школе», 2011г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение,1981
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. - Ш: Знание,1982
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  • В. Волина «Учимся играя»1994г. Москва


© 2010-2022