Конспект урока по литературному чтению на тему Русские, казахские народные песни, потешка, пестушка ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока литературного чтения

Тема: Русские, казахские народные песни, потешка, пестушка.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Формирование навыка осозного беглого выразительного чтения;

  2. Развивающая: развитие памяти, мышление, речи, внимание;

  3. Воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству, воспитание любви к чтению, бережного отношения к слову.

Оборудование: наглядные пособие: презентация, учебник; аудиозапись, видеозапись.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Долгожданный дан звонок

Начинается урок,

Тут затеи и загадки,

Игры, шутки, все для вас,

За работу, в добрый час!

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с устным народным творчеством: песни, потешка, пестушка. (на доске записана тема «Устное народное творчество»)


  1. Проверка домашнего задание

- Домашним заданием было выучить стихотворение «Осень» А. Плещеев.

  1. Изучение нового материала

- Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

- Народное - так как нет одного автора, автор - народ, устное - так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста.

- С какими жанрами устного народного творчества вы знакомы?

- У каждого народа есть бесценное сокровище - устное народное творчество, или фольклор. Слово «Фольклор» переводится с английского языка как «народная мудрость». Из поколения в поколение передавались произведения устного народного творчества: песни, потешки, приговорки, пословицы, загадки, сказки.

Беседа о русских народных песнях.
- Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить.

- Ребята, давайте послушаем русскую народную песню «Береза моя, березонька», (звучит аудиозапись)

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая !
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Травка шелковая…

- Как относится народ к березе?
- Какие слова подтверждают любовь к березе?
- С какой интонацией нужно читать эту песню?

Беседа о колыбельных песнях.
- Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Такие песни называются … (колыбельными).

- давайте послушаем колыбельные песни (звучит аудиозапись)

- Как, с каким настроением, с какими чувствами надо их петь?
- Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 21-22).

IV. Физминутка

Вот так
- Как живёшь? Вот так!
- Как берёшь? Вот так!
- Как даёшь? Вот так!
- Как грозишь? Вот так!
- Как шалишь? Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
- Ночью спишь? Вот так!
- Как молчишь? Вот так!

V. Продолжение работы по новой теме

Беседа о патешках

- Ребята, сейчас я буду читать четверостишье, а вы за мной повторяйте:

Чики - чики - чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки!

- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

- А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

АКШЕТОП

- Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)

- Итак, что такое потешка?

- Потешка - это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться. В ней часто даются советы, наставления.

- А сейчас я хочу потешить вас забавными потешками (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», «Сорока - белобока», «Кошкин дом», «Мишка косолапый»)

- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

- Ребята, давайте прочитаем потешки из учебника на стр.22

Беседа о пестушках

- А теперь послушайте внимательно стишок - звучит аудиозапись

- Как вы думаете, как в народе называют такие стишки? Чтобы нам узнать, как их называли, нам снова надо расшифровать слово, (чтение справа налево) АКШУТСЕП

- Ребята, а что такое пестушки?

- Пестушка - это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка - небольшой стишок или песенка, которое сопровождает движение младенца.

-Давайте послушаем пестушки (звучит аудиозапись), потом прочитаем из учебника на стр.23

  1. Закрепление изученного

- Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай-ка», вы должны внимательно слушать и отгадать что это: народные песни или потешки или пестушка.

  1. Итог урока

- С чем вы познакомились на уроке?

- Что такое потешка, пестушка?

- Расшифруйте, как, в общем, называются народные песни, потешки, пестушки? На доске: НОЕУСТ РОДНОЕНА ЧЕСТВОТВОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)

- оценки за урок

VIII. Домашнее задание



© 2010-2022