Урок окружающего мира Битва на Чудском озере

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира 4 класс

Тема урока: Битва на Чудском озере

Цель урока: создать условия для знакомства с Ледовым побоищем как одной из героических страниц истории России.

Задачи урока: 1) познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России; 2) развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи; 3) способствовать воспитанию у учащихся уважительное отношение к истории нашей Родины, прививать любовь, чувство гордости к истинным героям Отечества.

Оборудование:

1) ПК, мультимедийная установка;

2) презентация PowerPoint к уроку;

3) карточки с тестами;

4) карточки для парной работы;

5) видео-анимация «Ледовое побоище» (smotri.com)

6) учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой , часть 2

7) рабочая тетрадь «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, часть 2

8) альбомы для составления «кластера» (схемы);

9) карточки с вопросами для обсуждения видео-анимации;

10) словарь русского языка Ожегова;

11) листы для групповой работы.

Ход урока

Этап урока

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

момент


Начинаем урок окружающего мира.

Актуализация знаний















Карточки с тестами.



Презентация



Урок окружающего мира Битва на Чудском озере







Урок окружающего мира Битва на Чудском озере







Урок окружающего мира Битва на Чудском озере -Какой раздел мы изучаем?

- Как вы думаете, почему люди воюют?







-Вспомнить изученные страницы истории нашей страны нам поможет тест. Возьмите белые листы с тестовыми заданиями. Подпишите их. Выполняйте. Проверяем. 1. Половцы - это… а) купцы б) кочевники в) ремесленники 2. В каком веке половцы вторглись на русскую землю? а) в X в. б) в XIII в. в) в XI в. 3. Кто возглавлял русское войско в борьбе с половцами? а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Александр Невский 4. В каком веке на Русь напали шведские рыцари? а) в X в. б) в XIII в. в) в XI в. 5. Когда состоялось знаменитое сражение со шведскими рыцарями на Неве? а) в 1113 г. б) в 1242г. в) в 1240 г. 6. Кто возглавлял русское войско в борьбе со шведскими рыцарями? а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Александр Невский - Как предлагаете оценить работы? За что поставим 5? -За что поставим 4? -За что поставим 3? Оцените себя. Листочки передайте. Человек - защитник Отечества. Чтобы присваивать новые земли, чтобы присваивать богатства, грабить, брать в плен людей.







Индивидуальная работа.



















































За 6 правильных ответов. За 5-4 правильных ответа. За 3 правильных ответа. Регулятивные действия: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий













Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Знакомство с темой урока. Постановка учебной задачи.









Презентация

Урок окружающего мира Битва на Чудском озере

Альбомы Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной героической страницей истории нашей страны, узнаем о героическом сражении русского народа. Тема урока: Битва на Чудском озере. Откройте альбомы и запишите тему в центре страницы. Чтобы сформулировать учебные задачи урока, подумайте, о чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?















Значит, какова учебная задача нашего урока?















-Когда состоялась эта битва? -Где находится Чудское озеро? - С кем сражалось русское войско? - Кто возглавлял русское войско? - Как завершилась эта битва?

Мы познакомимся с новой битвой, узнаем, когда она произошла, с кем воевали русские, кто руководил русским войском. Регулятивные действия: Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

Основная часть.


Учебник,

стр. 136















Рабочая тетрадь, стр. 37













Презентация





Урок окружающего мира Битва на Чудском озере





Урок окружающего мира Битва на Чудском озере

















Урок окружающего мира Битва на Чудском озере



































Карточки с вопросами







видео-анимация «Ледовое побоище»



Презентация

Урок окружающего мира Битва на Чудском озере



















(выключить проектор!!!)





Учебник,

стр. 137 На некоторые из поставленных вопросов нам поможет ответить текст нашего учебника. Прочитайте 1 абзац. Выпишите кратко в «кластер» ответы, которые Вы нашли.











Откройте рабочую тетрадь. Найдите на карте Чудское озеро. Где оно расположено?

На контурной карте подпишите название озера и отметьте место сражения.

Хотите поподробнее узнать об этой битве?

Итак, шёл 13 век. После победы над шведами над Русью нависла новая опасность. На территории современной Латвии и Эстонии у западных границ Руси в Ливонии немецкие рыцари образовали военную организацию, которую назвали Ливонский рыцарский орден. -Как вы думаете, почему в истории немецких рыцарей называли крестоносцами? Воспользовавшись тем, что Русь была ослаблена набегами монголо-татар и только что закончившимися сражениями со шведскими рыцарями, крестоносцы хотели захватить русские земли, а русский народ обратить в католическую веру. Огромная опасность нависла над Русью. И вновь по призыву Александра Невского под знамёна собираются защитники Руси. Александр Невский сумел собрать сильное войско - до 20 тыс. человек. Сначала русская рать освободила Псков, а затем Александр вывел войско к восточному берегу Чудского озера, чтобы на льду дать бой рыцарям. Героическое сражение с крестоносцами произошло 5 апреля 1242 года. Сейчас я предлагаю послушать рассказ и посмотреть, как происходило это сражение. После просмотра, мы обсудим вопросы, которые напечатаны на голубых листах. Переверните их. Прочитайте про себя вопросы. Готовы слушать и смотреть?







Попробуем ответить на вопросы: 1. Как построили свои войска крестоносцы? Почему?





2. Как построил свои войска Александр Невский?







3. Какой замысел был у Александра Невского?







4. Почему Александр Невский решил дать бой немецким рыцарям именно на льду озера?







5.Как вы думаете, зачем своим воинам перед битвой Александр приказал снять кольчуги? 6. Почему в народную память это сражение вошло как «Ледовое побоище»? Чтобы понять значение слова «побоище», обратимся к Словарю русского языка»

Действительно, только крестоносцев на льду Чудского озера погибло около 10 тыс. человек. На стр. 137. прочитайте задание.














1.Русь сражалась с немецкими рыцарями. 2. Битва состоялась весной 1242 года. 3. Русское войско возглавлял Александр Невский.



У западных границ Руси. Около города Пскова.

Практическая работа с картой. Да.

















Эти воины на доспехах и одежде носили изображение креста.













































Просмотр видео-анимации



Крестоносцы построились пятиугольником или «свиньёй» впереди которой шла конница. Они хотели врезаться в русское войско, расчленить его и уничтожить. Он расположил войска в виде треугольника, остриём упиравшегося в берег. Основные силы находились на флангах. Когда войско крестоносцев прорвет центр русского войска, оно споткнётся об обозы. Тогда по основанию ударят основные силы с флангов.

Это был апрель. Ненадёжный весенний лёд не выдерживал тяжести закованных в латы крестоносцев. Многие из них утонули. Что бы они были легче, не провалились под лёд.

Оно произошло на льду.

Читают: «Побоище - это битва с большим количеством жертв»





Объясните слова Александра Невского «Кто с мечом к нам придёт от меча и погибнет» Объясняют.

Познавательные действия (ОУД): Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.





Познавательные действия (ЛУД): Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

Личностные действия: Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;





Регулятивные действия: Учиться работать по предложенному учителем плану. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).































Познавательные действия (ОУД): Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



























Познавательные действия (ОУД): Отвечать на простые вопросы учителя, Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.

Закрепление полученных знаний





















Карточки для парной работы -Какую учебную задачу мы поставили на сегодняшний урок?







-Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей? Для проверки прочности ваших знаний я предлагаю провести в парах небольшое исследование. Возьмите розовые листочки. Прочитайте задание. Спросите, что непонятно.


Причина Дата сражения Место сражения С кем воевали русские Кто возглавлял русское войско Чем закончилось сражение Невская битва





Ледовое побоище







Проверяем. О каких исторических событиях вы вспоминали, выполняя это задание? Попробуем, пользуясь вашими записями, сравнить эти битвы. Что значит сравнить?

-Чем отличаются эти события?



-Чем похожи эти сражения?

Мы должны были познакомиться с новой битвой, узнать, когда она произошла, с кем воевали русские, кто руководил русским войском.

Да.







Заполните таблицу.





Работа в парах.











































О Невской битве и о Ледовом побоище.



Выяснить, чем похожи и чем отличаются 1) Датой (год) 2)врагом 3)местом

1)Причина - защитить Родину. 2)Русское войско возглавлял Александр Невский. 3)Эти сражения закончились победой русского войска. 4) в 13 веке

Познавательные действия (ЛУД): Сравнивать объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

Коммуникативные действия:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Рефлексия

(включить проектор)



Презентация



Урок окружающего мира Битва на Чудском озере











Урок окружающего мира Битва на Чудском озере

Урок окружающего мира Битва на Чудском озере

Урок окружающего мира Битва на Чудском озере

Урок окружающего мира Битва на Чудском озере Подумайте, благодаря чему эти героические события России закончились победой русского войска?



Я предлагаю в группах выполнить творческое задание - составить синквейн об Александре Невском. Задание понятно? Выполняйте.

Зачитайте, что у вас получилось. Какие качества Александра Невского вы бы хотели воспитать у себя?

Память об Александре Невском навечно вошла в историю государства Российского. 1)В память о нём в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру. 2)В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден благоверного князя Александра Невского - одну из высших наград Российской империи. 3)Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за личную отвагу. 4) Русская Православная церковь приписала Александра невского к лику святых как человека, отдавшего все свои силы и жизнь за сохранение русского народа и православную веру. А икона святого Александра Невского является покровителем всех воинов - защитников земли русской. Русские сражались за свою Родину. Очень помогла мудрость и талант Александра Невского.





Работа в группах

Зачитывают.

Называют. Коммуникативные действия: Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);









Личностные действия: Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Домашнее задание



Сегодня я предлагаю домашнее задание по выбору:

  1. Найти и исправить ошибки в историческом тексте.
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди войска находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.
  1. Узнать, в каких городах установлены памятники Александру Невскому (можно сделать презентацию) и какое место нашего города связано с именем славного князя.






Читают задания. Уточняют, как выполнять. Личностные действия: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.





Урок окончен.




© 2010-2022