- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Битва на Чудском озере
Урок окружающего мира Битва на Чудском озере
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лисина М.А. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира 4 класс
Тема урока: Битва на Чудском озере
Цель урока: создать условия для знакомства с Ледовым побоищем как одной из героических страниц истории России.
Задачи урока: 1) познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России; 2) развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи; 3) способствовать воспитанию у учащихся уважительное отношение к истории нашей Родины, прививать любовь, чувство гордости к истинным героям Отечества.
Оборудование:
1) ПК, мультимедийная установка;
2) презентация PowerPoint к уроку;
3) карточки с тестами;
4) карточки для парной работы;
5) видео-анимация «Ледовое побоище» (smotri.com)
6) учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой , часть 2
7) рабочая тетрадь «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, часть 2
8) альбомы для составления «кластера» (схемы);
9) карточки с вопросами для обсуждения видео-анимации;
10) словарь русского языка Ожегова;
11) листы для групповой работы.
Ход урока
Этап урока
Оборудование
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный
момент
Начинаем урок окружающего мира.
Актуализация знаний
Карточки с тестами.
Презентация
-Какой раздел мы изучаем?
- Как вы думаете, почему люди воюют?
-Вспомнить изученные страницы истории нашей страны нам поможет тест. Возьмите белые листы с тестовыми заданиями. Подпишите их. Выполняйте. Проверяем. 1. Половцы - это… а) купцы б) кочевники в) ремесленники 2. В каком веке половцы вторглись на русскую землю? а) в X в. б) в XIII в. в) в XI в. 3. Кто возглавлял русское войско в борьбе с половцами? а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Александр Невский 4. В каком веке на Русь напали шведские рыцари? а) в X в. б) в XIII в. в) в XI в. 5. Когда состоялось знаменитое сражение со шведскими рыцарями на Неве? а) в 1113 г. б) в 1242г. в) в 1240 г. 6. Кто возглавлял русское войско в борьбе со шведскими рыцарями? а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Александр Невский - Как предлагаете оценить работы? За что поставим 5? -За что поставим 4? -За что поставим 3? Оцените себя. Листочки передайте. Человек - защитник Отечества. Чтобы присваивать новые земли, чтобы присваивать богатства, грабить, брать в плен людей.
Индивидуальная работа.
За 6 правильных ответов. За 5-4 правильных ответа. За 3 правильных ответа. Регулятивные действия: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Знакомство с темой урока. Постановка учебной задачи.
Презентация
Альбомы Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной героической страницей истории нашей страны, узнаем о героическом сражении русского народа. Тема урока: Битва на Чудском озере. Откройте альбомы и запишите тему в центре страницы. Чтобы сформулировать учебные задачи урока, подумайте, о чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Значит, какова учебная задача нашего урока?
-Когда состоялась эта битва? -Где находится Чудское озеро? - С кем сражалось русское войско? - Кто возглавлял русское войско? - Как завершилась эта битва?
Мы познакомимся с новой битвой, узнаем, когда она произошла, с кем воевали русские, кто руководил русским войском. Регулятивные действия: Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
Основная часть.
Учебник,
стр. 136
Рабочая тетрадь, стр. 37
Презентация
Карточки с вопросами
видео-анимация «Ледовое побоище»
Презентация
(выключить проектор!!!)
Учебник,
стр. 137 На некоторые из поставленных вопросов нам поможет ответить текст нашего учебника. Прочитайте 1 абзац. Выпишите кратко в «кластер» ответы, которые Вы нашли.
Откройте рабочую тетрадь. Найдите на карте Чудское озеро. Где оно расположено?
На контурной карте подпишите название озера и отметьте место сражения.
Хотите поподробнее узнать об этой битве?
Итак, шёл 13 век. После победы над шведами над Русью нависла новая опасность. На территории современной Латвии и Эстонии у западных границ Руси в Ливонии немецкие рыцари образовали военную организацию, которую назвали Ливонский рыцарский орден. -Как вы думаете, почему в истории немецких рыцарей называли крестоносцами? Воспользовавшись тем, что Русь была ослаблена набегами монголо-татар и только что закончившимися сражениями со шведскими рыцарями, крестоносцы хотели захватить русские земли, а русский народ обратить в католическую веру. Огромная опасность нависла над Русью. И вновь по призыву Александра Невского под знамёна собираются защитники Руси. Александр Невский сумел собрать сильное войско - до 20 тыс. человек. Сначала русская рать освободила Псков, а затем Александр вывел войско к восточному берегу Чудского озера, чтобы на льду дать бой рыцарям. Героическое сражение с крестоносцами произошло 5 апреля 1242 года. Сейчас я предлагаю послушать рассказ и посмотреть, как происходило это сражение. После просмотра, мы обсудим вопросы, которые напечатаны на голубых листах. Переверните их. Прочитайте про себя вопросы. Готовы слушать и смотреть?
Попробуем ответить на вопросы: 1. Как построили свои войска крестоносцы? Почему?
2. Как построил свои войска Александр Невский?
3. Какой замысел был у Александра Невского?
4. Почему Александр Невский решил дать бой немецким рыцарям именно на льду озера?
5.Как вы думаете, зачем своим воинам перед битвой Александр приказал снять кольчуги? 6. Почему в народную память это сражение вошло как «Ледовое побоище»? Чтобы понять значение слова «побоище», обратимся к Словарю русского языка»
Действительно, только крестоносцев на льду Чудского озера погибло около 10 тыс. человек. На стр. 137. прочитайте задание.
1.Русь сражалась с немецкими рыцарями. 2. Битва состоялась весной 1242 года. 3. Русское войско возглавлял Александр Невский.
У западных границ Руси. Около города Пскова.
Практическая работа с картой. Да.
Эти воины на доспехах и одежде носили изображение креста.
Просмотр видео-анимации
Крестоносцы построились пятиугольником или «свиньёй» впереди которой шла конница. Они хотели врезаться в русское войско, расчленить его и уничтожить. Он расположил войска в виде треугольника, остриём упиравшегося в берег. Основные силы находились на флангах. Когда войско крестоносцев прорвет центр русского войска, оно споткнётся об обозы. Тогда по основанию ударят основные силы с флангов.
Это был апрель. Ненадёжный весенний лёд не выдерживал тяжести закованных в латы крестоносцев. Многие из них утонули. Что бы они были легче, не провалились под лёд.
Оно произошло на льду.
Читают: «Побоище - это битва с большим количеством жертв»
Объясните слова Александра Невского «Кто с мечом к нам придёт от меча и погибнет» Объясняют.
Познавательные действия (ОУД): Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные действия (ЛУД): Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
Личностные действия: Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Регулятивные действия: Учиться работать по предложенному учителем плану. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные действия (ОУД): Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные действия (ОУД): Отвечать на простые вопросы учителя, Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.
Закрепление полученных знаний
Карточки для парной работы -Какую учебную задачу мы поставили на сегодняшний урок?
-Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей? Для проверки прочности ваших знаний я предлагаю провести в парах небольшое исследование. Возьмите розовые листочки. Прочитайте задание. Спросите, что непонятно.
Причина Дата сражения Место сражения С кем воевали русские Кто возглавлял русское войско Чем закончилось сражение Невская битва
Ледовое побоище
Проверяем. О каких исторических событиях вы вспоминали, выполняя это задание? Попробуем, пользуясь вашими записями, сравнить эти битвы. Что значит сравнить?
-Чем отличаются эти события?
-Чем похожи эти сражения?
Мы должны были познакомиться с новой битвой, узнать, когда она произошла, с кем воевали русские, кто руководил русским войском.
Да.
Заполните таблицу.
Работа в парах.
О Невской битве и о Ледовом побоище.
Выяснить, чем похожи и чем отличаются 1) Датой (год) 2)врагом 3)местом
1)Причина - защитить Родину. 2)Русское войско возглавлял Александр Невский. 3)Эти сражения закончились победой русского войска. 4) в 13 веке
Познавательные действия (ЛУД): Сравнивать объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
Коммуникативные действия:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Рефлексия
(включить проектор)
Презентация
Подумайте, благодаря чему эти героические события России закончились победой русского войска?
Я предлагаю в группах выполнить творческое задание - составить синквейн об Александре Невском. Задание понятно? Выполняйте.
Зачитайте, что у вас получилось. Какие качества Александра Невского вы бы хотели воспитать у себя?
Память об Александре Невском навечно вошла в историю государства Российского. 1)В память о нём в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру. 2)В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден благоверного князя Александра Невского - одну из высших наград Российской империи. 3)Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за личную отвагу. 4) Русская Православная церковь приписала Александра невского к лику святых как человека, отдавшего все свои силы и жизнь за сохранение русского народа и православную веру. А икона святого Александра Невского является покровителем всех воинов - защитников земли русской. Русские сражались за свою Родину. Очень помогла мудрость и талант Александра Невского.
Работа в группах
Зачитывают.
Называют. Коммуникативные действия: Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);
Личностные действия: Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Домашнее задание
Сегодня я предлагаю домашнее задание по выбору:
- Найти и исправить ошибки в историческом тексте.
- Узнать, в каких городах установлены памятники Александру Невскому (можно сделать презентацию) и какое место нашего города связано с именем славного князя.
Читают задания. Уточняют, как выполнять. Личностные действия: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Урок окончен.