- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по природоведению, тема Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?, 2 класс
Урок по природоведению, тема Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?, 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левтерова Г.Г. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?
Цель: продолжать формировать представление об изменениях, происходящих в жизни насекомых и птиц зимой, выяснить, какие изменения в неживой природе влияют на их жизнь, ознакомить с зимующими птицами, особенностями их поведения, развивать наблюдательность, умение выявлять важные признаки птиц, сравнивать их; воспитывать эстетические чувства, познавательный
интерес, желание помогать птицам зимой.
Оборудование: записи голосов птиц, иллюстрации зимующих птиц,
рисунки кормушек, фигурки зимующих и перелетных птиц, рисунки растений в зимний период, веточки деревьев и их плоды, схема строения почки, микрофон.
Ход урока
I. Организация класса
II. Мотивация учебной деятельности
1. Минутка синоптика.
- Какое сегодня число?
- Какая температура воздуха была сегодня утром?
- Какое состояние неба?
- Какое направление ветра?
- Какие явления природы вы сегодня наблюдали?
- Каких птиц вы видели возле своего дома?
- Назовите характерные особенности работы людей в этот период.
2. Индивидуальный опрос.
Нескольким ученикам учитель раздает веточки растений и плоды,
дети должны назвать эти растения, подобрать к ним плоды и объяснить, по каким признакам они определили эти растения.
3. Фронтальный опрос.
- Какие изменения произошли с растениями зимой?
- Какие признаки неживой природы повлияли на эти изменения?
- Как деревья приспособились к жизни зимой?
- Какое значение имеют почки для растений?
- Расскажите по рисунку, какое строение имеет почка.
- Почему клюква, земляника, копытень не замерзают зимой?
- Почему снег называют «одеялом для растений»?
- У каких растений перезимовывают только корни, а надземные части отмирают?
- Какие деревья не изменяют своего внешнего вида зимой?
- Что является общим у ели, сосны и пихты?
- Чем они отличаются?
III. Актуализация опорных знаний
Отгадайте загадки.
1) Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь.)
3) В красной шапке птица ходит.
Под корой жуков находит.
Это давний наш приятель.
А зовется птица … (дятел).
2) Маленький мальчишка
в сером армячишке
По дворам шныряет,
к рохи подбирает.
(Воробей.)
4) Птица мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица - почтальон,
Не собьется с курса он.
(Голубь.)
- Как можно назвать этих животных одним словом? (Птицы.)
- Почему эти птицы не улетели в теплые края?
- Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет?
- Как называются птицы, которые остаются на зиму у нас? (Зимующие.)
- Чем они питаются зимой, где находят себе корм? (Семенами, почками, ягодами. Дятлы и поползни питаются насекомыми и их
личинками, которые спрятались под корой деревьев.)
- Как вы считаете, что страшнее для птиц зимой - холод или голод?
Почему?
- Какие птицы улетели на юг?
- А куда девались насекомые?
IV. Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока - «Как изменяется зимой жизнь насекомых
и птиц?». Сегодня мы отправимся в зимний лес и узнаем, куда девались насекомые, каких птиц можно увидеть зимой в лесу, как их можно распознать по внешнему виду, чем они питаются.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
(На доске - картина зимнего леса.)
1. Воображаемое путешествие «По тропинкам зимнего леса».
Представьте, что мы пришли в лес. Тишина стоит вокруг. Воздух застыл от холода. Убаюканный вьюгами, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Зима несет с собой холод и голод. Одним животным нечем питаться, другим холодно, третьим - и холодно, и голодно. Звери, маленькие и большие, не могут убежать от зимы. Тем, кто не может прокормиться зимой, остается одно - проспать все это время. Зимняя спячка зверей - замечательное приспособление к зимнему голоданию. Спят они по-разному. Одни спят чутко, просыпаются от легкого шума. Другие не просто спят: они цепенеют и едва дышат.
2. Рассказ с элементами беседы.
- Куда же девались насекомые?
- Все они прячутся.
«Почему они прячутся? Что служит для них сигналом, что надо спрятаться?».
- Начало похолодания служит им сигналом.
«Куда прячутся насекомые - мухи, паучки, жучки?».
- Трещинки в коре, опавшая листва, трухлявые пеньки, мхи; любая
щелочка в земле - все пригодно для зимней квартиры насекомых.
- Итак, мы в лесу. Лес поражает нас тишиной, но жизнь в нем не замирает. Прислушайтесь, чьи это слышно посвисты? Да, это красногрудый красавец снегирь.
Опишите его внешний вид.
(Фигурка снегиря прикрепляется на веточку дерева.)
Снегири прилетают к нам с севера. Чижи, щеглы, свиристели - тоже
северные гости.
- А кто скажет, что это за красавец?
Свиристели - очень красивые птицы. За яркую окраску птице дали
еще одно название - красавка. Опишите его внешний вид.
(Фигурка свиристеля прикрепляется на дерево.)
Свиристели - обжоры, зимой питаются ягодами, которые глотают
целиком. Мякоть ягод переваривается в желудке, а косточки проходят
сквозь него неповрежденными. Так эти птицы содействуют распространению многих пород ягодных деревьев и кустов. Любят калину, рябину, шиповник, и особенно - ягоды омелы. За это в Украине они и получили название «омелюхи».
- Ой, посмотрите, а что это под деревом так много расклеванных шишек? Давайте-ка найдем птицу, которая может питаться ими.
(Звучит запись стука дятла. Прикрепляется на дерево фигурка дятла.)
Дятел, лесной доктор, внимательно обследует деревья, добывает
из-под коры вредителей. Зимой он питается и шишками. Найдет расщелину в старом пне, вставит туда шишку - и долбит клювом.
Пестрая птица с буровато-красным оперением, на крыльях - ярко-голубые полосы. Догадались, кто это? Правильно, это сойка.
(Вывешивается фигурка сойки.)
Сойку в народе называют «лесоводом» - за умение заготавливать
орехи и желуди, закапывая их под опавшую листву. Птица помнит до
сотни таких тайников, а о некоторых забывает, поэтому весной из этих
желудей начинают расти молодые дубки. А еще сойки умеют подражать голосам других животных.
- Могут ли птицы размножаться зимой?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку и скажите, что это
за птица.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском веселым, чистым -
Кле-кле-кле! - поет со свистом.
( Клест.)
(К дереву прикрепляется фигурка клеста возле сосновой шишки.)
Клесты совсем не боятся морозов. Они сооружают гнезда на елях и соснах
и выводят птенцов в самом холодном месяце - январе. Строит и оборудует гнездо самочка, а самец кормит ее, еще и песни поет.
(Звучит запись песни синицы.)
- Прислушайтесь, кто это поет?
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется … (синица).
(К дереву прикрепляется фигурка синицы.)
Опишите внешний вид синицы. Эта птичка вместе с воробьями чаще
всего прилетает к вашей кормушке.
Синицы - лесные жители. Однако зимой они перелетают ближе к жилью человека, так как там легче прокормиться. Синицы - очень полезные птицы. Летом они за день могут найти и съесть больше лесных вредителей, чем весят сами.
(На дерево прикрепляется фигурка воробья.)
Опишите внешний вид этой птицы.
Воробьи - самые распространенные птицы. Живут они везде -
и в городе, и в селе. Питаются семенами сорняков, особенно любят спорыш. Держатся ближе к человеческому жилью, где находят себе корм.
3. Рассказ учителя о кормушках (с элементами беседы).
Всем птицам тяжело пережить зиму. Надо им помогать: развешивать
кормушки, в которые класть зерна, сырые семечки, ягоды калины, рябины, крошки белого хлеба. (Нельзя давать птицам крошки черного хлеба и поджаренные семечки!) Дятлы и синицы любят несоленое сало и мясо.
- Поднимите руку, у кого есть кормушка?
- Расскажите, какие птицы прилетают к вашей кормушке.
(Можно раздать детям информационные карточки, чтобы они сами
рассказывали о птицах.)
Закончилась наша прогулка в лес. Вы довольны, что узнали много
интересного о животных?
VI. Закрепление и осмысление материала
1. Работа с учебником.
Выполните «Задание для друга природы» на с. 83.
2. «Микрофон».
- Куда прячутся насекомые зимой?
- Каких птиц называют зимующими?
- Какие птицы зимой переселяются ближе к человеческому жилью?
Почему?
- Пользу или вред приносят людям синицы зимой, когда насекомые
спят?
- Какие птицы запасают себе корм на зиму?
3. Работа в тетради на печатной основе.
Выполните задание на с. 39.
4. Творческая работа. Игра «Меню для птичьей столовой».
Посмотрите, у нас есть кормушка, но она пустая. Давайте составим
меню для птиц: кто из птиц что любит. А помогут нам ответы на задание
на с. 39 тетради на печатной основе.
(Дети дополняют птичье меню. Побеждает тот, кто назовет больше
всего видов корма.)
- Молодцы! Теперь вы знаете, чем надо кормить птиц. С вами они
не пропадут.
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание
Подготовить дополнительный интересный материал к уроку о животных зимой: загадки, стихи, рассказы (помощь учителя)