Урок по природоведению, тема Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?

Цель: продолжать формировать представление об изменениях, происходящих в жизни насекомых и птиц зимой, выяснить, какие изменения в неживой природе влияют на их жизнь, ознакомить с зимующими птицами, особенностями их поведения, развивать наблюдательность, умение выявлять важные признаки птиц, сравнивать их; воспитывать эстетические чувства, познавательный

интерес, желание помогать птицам зимой.

Оборудование: записи голосов птиц, иллюстрации зимующих птиц,

рисунки кормушек, фигурки зимующих и перелетных птиц, рисунки растений в зимний период, веточки деревьев и их плоды, схема строения почки, микрофон.

Ход урока

I. Организация класса

II. Мотивация учебной деятельности

1. Минутка синоптика.

- Какое сегодня число?

- Какая температура воздуха была сегодня утром?

- Какое состояние неба?

- Какое направление ветра?

- Какие явления природы вы сегодня наблюдали?

- Каких птиц вы видели возле своего дома?

- Назовите характерные особенности работы людей в этот период.

2. Индивидуальный опрос.

Нескольким ученикам учитель раздает веточки растений и плоды,

дети должны назвать эти растения, подобрать к ним плоды и объяснить, по каким признакам они определили эти растения.

3. Фронтальный опрос.

- Какие изменения произошли с растениями зимой?

- Какие признаки неживой природы повлияли на эти изменения?

- Как деревья приспособились к жизни зимой?

- Какое значение имеют почки для растений?

- Расскажите по рисунку, какое строение имеет почка.

- Почему клюква, земляника, копытень не замерзают зимой?

- Почему снег называют «одеялом для растений»?

- У каких растений перезимовывают только корни, а надземные части отмирают?

- Какие деревья не изменяют своего внешнего вида зимой?

- Что является общим у ели, сосны и пихты?

- Чем они отличаются?

III. Актуализация опорных знанийУрок по природоведению,тема Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?,2 класс

Отгадайте загадки.

1) Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь.)

3) В красной шапке птица ходит.Урок по природоведению,тема Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?,2 классУрок по природоведению,тема Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?,2 класс

Под корой жуков находит.

Это давний наш приятель.

А зовется птица … (дятел).

2) Маленький мальчишка

в сером армячишке

По дворам шныряет,Урок по природоведению,тема Как изменяется зимой жизнь насекомых и птиц?,2 класс

к рохи подбирает.

(Воробей.)

4) Птица мира и добра!

Птица счастья и тепла!

Эта птица - почтальон,

Не собьется с курса он.

(Голубь.)

- Как можно назвать этих животных одним словом? (Птицы.)

- Почему эти птицы не улетели в теплые края?

- Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет?

- Как называются птицы, которые остаются на зиму у нас? (Зимующие.)

- Чем они питаются зимой, где находят себе корм? (Семенами, почками, ягодами. Дятлы и поползни питаются насекомыми и их

личинками, которые спрятались под корой деревьев.)

- Как вы считаете, что страшнее для птиц зимой - холод или голод?

Почему?

- Какие птицы улетели на юг?

- А куда девались насекомые?

IV. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока - «Как изменяется зимой жизнь насекомых

и птиц?». Сегодня мы отправимся в зимний лес и узнаем, куда девались насекомые, каких птиц можно увидеть зимой в лесу, как их можно распознать по внешнему виду, чем они питаются.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

(На доске - картина зимнего леса.)

1. Воображаемое путешествие «По тропинкам зимнего леса».

Представьте, что мы пришли в лес. Тишина стоит вокруг. Воздух застыл от холода. Убаюканный вьюгами, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Зима несет с собой холод и голод. Одним животным нечем питаться, другим холодно, третьим - и холодно, и голодно. Звери, маленькие и большие, не могут убежать от зимы. Тем, кто не может прокормиться зимой, остается одно - проспать все это время. Зимняя спячка зверей - замечательное приспособление к зимнему голоданию. Спят они по-разному. Одни спят чутко, просыпаются от легкого шума. Другие не просто спят: они цепенеют и едва дышат.

2. Рассказ с элементами беседы.

- Куда же девались насекомые?

- Все они прячутся.

«Почему они прячутся? Что служит для них сигналом, что надо спрятаться?».

- Начало похолодания служит им сигналом.

«Куда прячутся насекомые - мухи, паучки, жучки?».

- Трещинки в коре, опавшая листва, трухлявые пеньки, мхи; любая

щелочка в земле - все пригодно для зимней квартиры насекомых.

- Итак, мы в лесу. Лес поражает нас тишиной, но жизнь в нем не замирает. Прислушайтесь, чьи это слышно посвисты? Да, это красногрудый красавец снегирь.

Опишите его внешний вид.

(Фигурка снегиря прикрепляется на веточку дерева.)

Снегири прилетают к нам с севера. Чижи, щеглы, свиристели - тоже

северные гости.

- А кто скажет, что это за красавец?

Свиристели - очень красивые птицы. За яркую окраску птице дали

еще одно название - красавка. Опишите его внешний вид.

(Фигурка свиристеля прикрепляется на дерево.)

Свиристели - обжоры, зимой питаются ягодами, которые глотают

целиком. Мякоть ягод переваривается в желудке, а косточки проходят

сквозь него неповрежденными. Так эти птицы содействуют распространению многих пород ягодных деревьев и кустов. Любят калину, рябину, шиповник, и особенно - ягоды омелы. За это в Украине они и получили название «омелюхи».

- Ой, посмотрите, а что это под деревом так много расклеванных шишек? Давайте-ка найдем птицу, которая может питаться ими.

(Звучит запись стука дятла. Прикрепляется на дерево фигурка дятла.)

Дятел, лесной доктор, внимательно обследует деревья, добывает

из-под коры вредителей. Зимой он питается и шишками. Найдет расщелину в старом пне, вставит туда шишку - и долбит клювом.

Пестрая птица с буровато-красным оперением, на крыльях - ярко-голубые полосы. Догадались, кто это? Правильно, это сойка.

(Вывешивается фигурка сойки.)

Сойку в народе называют «лесоводом» - за умение заготавливать

орехи и желуди, закапывая их под опавшую листву. Птица помнит до

сотни таких тайников, а о некоторых забывает, поэтому весной из этих

желудей начинают расти молодые дубки. А еще сойки умеют подражать голосам других животных.

- Могут ли птицы размножаться зимой?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку и скажите, что это

за птица.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском веселым, чистым -

Кле-кле-кле! - поет со свистом.

( Клест.)

(К дереву прикрепляется фигурка клеста возле сосновой шишки.)

Клесты совсем не боятся морозов. Они сооружают гнезда на елях и соснах

и выводят птенцов в самом холодном месяце - январе. Строит и оборудует гнездо самочка, а самец кормит ее, еще и песни поет.

(Звучит запись песни синицы.)

- Прислушайтесь, кто это поет?

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте что за птица?

Называется … (синица).

(К дереву прикрепляется фигурка синицы.)

Опишите внешний вид синицы. Эта птичка вместе с воробьями чаще

всего прилетает к вашей кормушке.

Синицы - лесные жители. Однако зимой они перелетают ближе к жилью человека, так как там легче прокормиться. Синицы - очень полезные птицы. Летом они за день могут найти и съесть больше лесных вредителей, чем весят сами.

(На дерево прикрепляется фигурка воробья.)

Опишите внешний вид этой птицы.

Воробьи - самые распространенные птицы. Живут они везде -

и в городе, и в селе. Питаются семенами сорняков, особенно любят спорыш. Держатся ближе к человеческому жилью, где находят себе корм.

3. Рассказ учителя о кормушках (с элементами беседы).

Всем птицам тяжело пережить зиму. Надо им помогать: развешивать

кормушки, в которые класть зерна, сырые семечки, ягоды калины, рябины, крошки белого хлеба. (Нельзя давать птицам крошки черного хлеба и поджаренные семечки!) Дятлы и синицы любят несоленое сало и мясо.

- Поднимите руку, у кого есть кормушка?

- Расскажите, какие птицы прилетают к вашей кормушке.

(Можно раздать детям информационные карточки, чтобы они сами

рассказывали о птицах.)

Закончилась наша прогулка в лес. Вы довольны, что узнали много

интересного о животных?

VI. Закрепление и осмысление материала

1. Работа с учебником.

Выполните «Задание для друга природы» на с. 83.

2. «Микрофон».

- Куда прячутся насекомые зимой?

- Каких птиц называют зимующими?

- Какие птицы зимой переселяются ближе к человеческому жилью?

Почему?

- Пользу или вред приносят людям синицы зимой, когда насекомые

спят?

- Какие птицы запасают себе корм на зиму?

3. Работа в тетради на печатной основе.

Выполните задание на с. 39.

4. Творческая работа. Игра «Меню для птичьей столовой».

Посмотрите, у нас есть кормушка, но она пустая. Давайте составим

меню для птиц: кто из птиц что любит. А помогут нам ответы на задание

на с. 39 тетради на печатной основе.

(Дети дополняют птичье меню. Побеждает тот, кто назовет больше

всего видов корма.)

- Молодцы! Теперь вы знаете, чем надо кормить птиц. С вами они

не пропадут.

VII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание

Подготовить дополнительный интересный материал к уроку о животных зимой: загадки, стихи, рассказы (помощь учителя)



© 2010-2022