- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока по теме «Числа от 1-10»
План-конспект урока по теме «Числа от 1-10»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова Н.В. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11
План - конспект урока по теме:
«Числа от 1 до 10»
Автор: Филиппова н.в.
Предмет: математика
Класс: 1
2013 г.
Пояснительная записка Урок математики в первом классе. УМК «Школа России» Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний по теме «Числа от 1 до 10». Задачи урока: - организовать деятельность учащихся по систематизации знаний о составе чисел от 1 до 10, совершенствованию навыков счёта в пределах 10, углублению навыков членения по составу чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; опознавания геометрических фигур по характерным признакам; продвижению в освоении способов решения задач на сложение и вычитание; - способствовать развитию критического мышления, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. умения ставить вопросы; формированию познавательных интересов; - пробуждать интерес к предмету через игру; способствовать освоению и применению правил культурного взаимодействия при фронтальной и индивидуальной работе, работе в парах. На уроке решаются поставленные задачи через чётко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Методы: словесный, практический, наглядный. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах. Использование на уроке информационных технологий способствует активизации познавательного интереса учащихся, стимуляции умственной деятельности.
Данная разработка является авторской.
Технологическая карта урока
Тема урока
Числа от 1 до 9.
Цель урока
Задачи
Для учителя
Для учащихся
- обобщить и систематизировать знания по данной теме.
Образовательные: систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 9, закрепить навыки счёта в пределах 9; повторить состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; повторить название геометрических фигур; продолжить работу по обучению детей в решении задач на сложение и вычитание. Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы). - определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания. Образовательные: закрепляют навыки счёта в пределах 9; повторяют состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; название геометрических фигур; решают задачи.
Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя математическую речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.
Воспитательные: проявляют интерес к предмету через игру; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы).
УУД
Личностные:
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
- Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
- Формировать ЗОЖ.
- Способствовать выполнению пробного учебного действия - поиска задачи.
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
- Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Развивать умение работать с разными видами информации.
- Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
- Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основ
ное содержание урока Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решение выражений. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Основ
ные терми
ны и понятия Цифра, число, задача.
Планируемые резуль
таты
Предметные умения
УУД
- Складывают и вычитают однозначные числа.
- Находят значение числового выражения в одно действие на сложение и вычитание.
- Решают задачи на сложение и вычитание.
- Правильно употребляют в речи математические понятия.
- Называют геометрические фигуры.
Личностные: осознают математическое составляющее окружающего мира. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Ресурсы: основные
дополнительные
- Моро М.И, Бантова М.А. Математика. Учебник для 1-го класса. 1полугодие.
- компьютер (для учителя);
- проектор;
- экран;
- презентация «Числа от 1 до 10»;
- бумажные рыбки (для самоконтроля и самооценки учащихся);
Межпредметные связи
Математика + окружающий мир + русский язык + литературное чтение (продолжение работы на уроках ИЗО и технологии - выполнение проекта «Рыбки в аквариуме») Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Материалы к уроку находятся в приложениях.
Приложение № 1 «Перечень используемых на данном уроке ЭОР».
Приложение № 2 «Материалы для учащихся».
Приложение № 3 «Шаблон рыбки».
Презентация к уроку
Характеристика этапов урока
Технология проведения
Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты УУД
(Сокращения: ЛУУД - личностные; РУУД - регулятивные; КУУД - коммуникативные; ПУУД - познавательные)
Содержание деятельности
учителя
Содержание деятельности учеников
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
- актуализирует
требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- устанавливает
тематические рамки;
- намечает
шаги учебной деятельности. Приветствие: - Сегодня прекрасный осенний денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. - Кто хозяин на уроке? - А его помощники? -Посмотрите, ваши помощники на месте?
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний. - Вспомните о чем мы говорили на прошлых уроках. - Прочитайте тему сегодняшнего урока (слайд 1). - Значит, чему будет посвящён наш урок? - А ещё будем повторять названия геометрических фигур и решать задачи.
- ученик. - учебник, тетрадь, ручка, карандаш Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах. Приветствуют друг друга.
Внимание на экран.
- будем повторять состав чисел от 1-10,решать задачи,повторим геометрич.мат,сравним числа
Презент с лисой
ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.
РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения
(5 мин)
Цели:
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
- выявляет место (шаг, операция) затруднения;
- фиксирует во внешней речи причину затруднения. Стадия вызов: - К нам часто на уроки приходят гости.Первый гость это лисичка и она принесла нам задание вспомнить состав чисел. Следующего гостя вы узнаете, если разгадаете ребус (ответ на слайде 2). - Что вы можете сказать о слове «котик»? - Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будем помогать коту ловить рыбок. Каждое правильно выполненное задание - это пойманная рыбка. Будьте внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок, потому, что на уроке ИЗО мы их раскрасим, а на уроке технологии выполним проект «Рыбки в аквариуме». Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать?
- Мурлыка нарисовал вам свой портрет (слайд 3). - Посмотрите на портрет Мурлыки, и ответьте на вопросы.А какой вопрос вы могли бы задать? - Кто правильно отвечал на вопросы ? Организует выполнение учащимися пробного учебного действия с использованием ЭОР. Дети отгадывают ребус, ответ сверяют друг с другом.
Ответы детей (из курса русского языка - в этом слове - 5 букв, 5 звуков, 3 согласных и 2 гласных звука, 2 слога, первый слог ударный, 2 твёрдых и 1 мягкий согласный, называет предмет, отвечает на вопрос «кто?»)
Ответы учащихся (как тебя зовут, где ты живёшь, кто твой хозяин и т.п.)
Работают в парах, называют геометрические фигуры, находят значения выражений. Ученики определяют затруднения свои и своих товарищей (состав чисел, сложение и вычитание чисел в пределах 10). Определяют проблему - необходимо отрабатывать знания о составе чисел, для этого необходимо решать задачи и примеры. ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся работать с ИКТ. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Физминутка
(1 мин) - Пока вы выполняли задание, Мурлыка скучал. Ему хочется размять лапы, помогите ему это сделать. Физмин Дети выполняют движения, похожие на «кошачьи».
ЛУУД: формирует ЗОЖ
Информационная минутка (3 мин)
- Какие вы спортивные, гибкие и пластичные, как кошечки и котики. А что вы знаете о котах?
Определите, кто был самым активным рыбаком на этом этапе урока (получает рыбку). - Хотите узнать что - то новое об этих удивительных животных? Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? Мурлыка приготовил для вас интересную информацию (слайд 4).
Ответы детей (из курса окружающего мира, из собственных наблюдений - живое существо, дикое или домашнее и т.п.).
ответы детей.
- Книги, Интернет - ресурсы, TV и т.п.
Учащиеся читают информацию (минута чтения - желательно охватить чтением всех детей) ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.
III.Определение
действий
выхода из затруднения
(7 мин)
Цели:
- организует постановку цели следующего этапа урока;
- определяет средства.
Стадия осмысление: - вот какие удивительные животные, но наш Мурлыка очень любит математику и просит вас ему помочь в получении знаний. Чем поможем? - Выполняя эти задания, какую цель вы поставите перед собой и Мурлыкой?
Задания: Решить задачи, а ответы записать в рабочую тетрадь. Не забудьте о правилах посадки за партами во время письма. Помните о правильном написании цифр. Задачи:
- На солнышке грелись 7 взрослых котов и 2 котёнка. Сколько всего котов и котят грелось на солнышке?9
- Тётя Кошка знает 3 грустных песни и 5 весёлых. Сколько песен знает тётя Кошка?8
- На день рождения к коту Мурлыке пришло 6 худеньких мышат и 3 толстеньких. Сколько всего мышат пришло на день рождения?9
- Папа поймал 6 окуней. Мурлыка утащил 2 рыбки. Сколько окуней осталось у папы?4
- У Мурлыки было 5 фантиков. Два он подарил подружке. Сколько фантиков осталось у Мурлыки? 3(слайд №5)
Ответы детей (предполагают, что надо решить какие - то задания)
Определяют цель дальнейшей работы (выполняя задания, закреплять состав чисел, решать задачи)
Овладеть знаниями
Работают в тетрадях.
Определяют проблему - необходимо отрабатывать умения решать задачи на сложение и вычитание, продолжить отработку знаний состава чисел. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.
Физминутка
(1 мин) Движения для рук и ног (котик - акробат, канатоходец, гимнаст, пловец, силач, лыжник). Выполняют движения.
ЛУУД: формирует ЗОЖ
IV. Реализация планируемых действий (15 мин)
Цели:
- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;
- фиксирует преодоление затруднения.
) Стадия размышление: - Из предыдущего задания мы видим, что некоторые учащиеся ещё не достигли цели. Продолжим работу. В этом поможет нам учебник. Откройте страницу 62 № 1 - работа в парах. Что вы хотели бы спросить у соседа, глядя на рисунок? Задайте друг другу вопросы. Записать в тетр составленные задачи.
Организует выполнение задания в парах с использованием ЭОР.
Работают в парах, составляют рассказ (задачу); вопросы и отвечают на них.
Работают в тетрадях.
записывают решение и ответ в тетрадь
.
Получают рыбку, в случае правильного решения и записи задачи. ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя. Физминутка (1 мин) Упражнения для глаз «Поймай мышку» (слайд № 7) Следят глазами за движениями компьютерной мышки по экрану.
ЛУУД: формирует ЗОЖ
V. Самостоятель ная работа с самопроверкой (7 мин)
Цели:
- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;
- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;
- определяет цели для дальнейшей работы. - В заключение нашего урока Мурлыка решил проверить, как вы усвоили тему и умеете ли работать в парах самостоятельно. - Каким будет следующий этап работы? Выполняют самостоятельную работу на листочках парами
Самостоятельная работа.
Определяют цель дальнейшей работы по итогам выполненного задания. РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ПУУД: формулирует вывод на основе анализа, учится работать с ИКТ.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- организует обобщение по содержанию основных этапов урока; - создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности.
- Подведём итог работы на уроке.
- Какие цели ставили? Достигли цели? - Определите цель следующего урока.
- Дайте характеристику
своей деятельности на уроке, выбрав утверждение, с которым согласны). рыбок. У кого из вас удалась рыбалка? А кому сегодня не повезло? - Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок! (слайд 8) Организует выявление степени усвоения материала с демонстрацией ЭОР (стр. 1)
Отвечают на вопросы. Характеризуют работу за весь урок. Определяют цель следующего урока. РУУД: анализирует содержание задания ЭОР, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Домашнее задание в 1 классе отсутствует на основании требований СанПин. Длительность урока 35 минут. Использование ЭОР не более 10 минут.
Перечень используемой литературы
-
Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». - М. 2008.
2. Учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г. 4. Рабочая тетрадь. Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. 1 класс.
Перечень используемых Интернет - ресурсов Шаблон «Рыбка» - razumniki.ru Шаблон презентации - womenschool.ucoz.ru/news/s_dnjom_uchitelja/2010-10-03-40 cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Schule_Free/Cartoon_Clipart_Free_Page_4.html saned.ru/index.php?productID=5708
Анимационные картинки - images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8&stype=image&lr=15&noreask=1
Наука про кошек - sunhome.ru/journal/12304