Рабочая программа по шахматам для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе" 1-4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания. Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно - оздоровительное направление. Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 классах. В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

  • Закон Российской Федерации "Об образовании";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса" (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  1. Общая характеристика курса



Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе" носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Целью реализации программы является достижение целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Цель конкретизирована следующими задачами:
  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


  1. Описание места курса


Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы в школе" предназначена для обучающихся 1-4 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35-40 минут. Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 10 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса



Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы" является формирование следующих умений:
  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "шахматы" - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Предметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы" является формирование следующих умений:  формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;  овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);  взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;  развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
  1. Содержание курса


Программой "Шахматы, первый год" предусматривается 34 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: "Шахматная доска", "Шахматные фигуры", "Начальная расстановка фигур", "Ходы и взятие фигур", "Цель шахматной партии", "Игра всеми фигурами из начального положения". На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. "Шахматы, первый год". I. Шахматная доска. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. II. Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). III. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило"Каждый ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра "на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. V. Цель шахматной партии. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат - цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила. VI. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. К концу первого года обучения дети должны знать:
  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  1. Тематическое планирование


№ Тема часы 1 Волшебный мир шахмат 1 2 Шахматная доска 1 3 Шахматная нотация 1 4 Шахматные фигуры 1 5 Начальное положение 1 6 Пешка 1 7 Пешка 1 8 Ладья 1 9 Ладья против ладьи. Ладья против пешек 1 10 Слон 1 11 Слон против слона, ладьи и пешек 1 12 Ферзь 1 13 Ферзь против ферзя, слона, ладьи и пешек 1 14 Конь 1 15 Конь против фигур и пешек 1 16 Ценность фигур. Выгодно-невыгодно 1 17 Король 1 18 Король против фигур и пешек 1 19 Нападение на короля - шах 1 20 Вскрытый шах, двойной шах 1 21 Мат как цель игры в шахматы 1 22 Особый ход - рокировка 1 23 Мат в один ход - более сложные ситуации 1 24 Ничья. Пат. Вечный шах 1 25 Линейный мат. Мат в 2 хода 1 26 Мат королем и ферзем 1 27 Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры 1 28 Связка 1 29 Спертый мат 1 30 Детский мат 1 31 Опасная диагональ 1 32 Перевес в развитии 1 33 Атака на короля. Жертва на f7 (f2) 1 34 Атака позиции рокировки 1








  1. Список литературы


  1. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  2. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  3. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  4. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  6. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  7. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  8. Шахматы - школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  11. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.


© 2010-2022