Методические комментарии к Уроку русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКАМ

УРОК 1

В мире общения

Целевые установки урока: познакомить детей с новым учебником «Русский язык»; обобщить первые представления детей о мире общения, уточнить смысл понятия «общение»; расширить представления учащихся о целях речевого общения; обратить внимание учащихся на словесные и несловесные средства общения; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо; оценивать результаты деятельности на уроке.

Ход урока

т I. Введение в учебный предмет «Русский язык» и знакомство с учебником.
В начале урока учитель проводит с детьми небольшую беседу об учебном предмете «Русский язык» и учебнике: выясняет, как дети понимают название предмета, что они будут изучать на уроках русского языка. (Будут изучать свой родной русский язык, на котором они говорят, пишут, читают, т. е. общаются между собой.)
Работа в парах. Дети рассматривают учебник, обмениваются мнениями об учебнике (его оформлении, интересных страницах, рисунках, оглавлении, оформлении каждого урока). После этого проводится коллективный обмен мнениями.
Продолжение работы с учебником. Учитель зачитывает обращение авторов учебника к детям, привлекает внимание к имени знатока русского языка Ивана Самоварова, который будет помогать детям узнавать тайны родного языка.
II. Изучение темы «В мире общения».
Актуализация представлений, имеющихся у детей.
- Прочитайте название первой учебной темы. Как вы ее понимаете?
После выслушивания мнений учащихся учитель должен обобщить сказанное:
- Человек живет не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, работает, играет. Свой мир люди наполнили сделанными вещами, придуманными изобретениями (книгами, игрушками, компьютерами), которые делают жизнь удобнее, веселее, интереснее.
Людей окружает мир природы: растения, животные.
С этим разнообразным миром людей, природы и вещей надо уметь общаться.
Выражение «мир общения» следует понимать как жизнь сообща, вместе. А чтобы жить сообща, нужно уметь общаться между собой, понимать друг друга.
- Что помогает человеку общаться с другими людьми? (Язык слов, жестов, мимики.)

Рассматривание рисунка (упр. 1) сопровождается составлением диалогов детей с учителем и друг с другом.
Делается следующее обобщение: «Общение с учителем и одноклассниками помогает успешно учиться. В классе обучение начинается с приветствия друг друга, которое создает хорошее настроение, способствует дружной совместной работе».

Запись учениками своего полного имени, а также имени и отчества своих родителей (упр. 2). Повторение правила о написании заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей.

Расширение представлений учащихся о культуре общения (упр. 3, 4, 5). Подчёркивается важность умения слышать друг друга. Уточняется, что общение со своими близкими, друзьями нередко происходит без слов: достаточно ласкового взгляда, доброжелательного кивка головы, нежного объятия. Привлекается внимание к словам вежливости «пожалуйста», «спасибо».

III. Минутка чистописания. Отработка написания букв Л, л. Каллиграфическая запись предложения «Ласковое слово и кошке любо».
IV. Анализ коммуникативно-речевых ситуаций (упр. 6, 7). Привлекается внимание к роли и значению жестов в общении. Формулируются правила общения на уроке.

V. Домашнее задание. Подготовить рассказ о своем любимом собеседнике.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 1-3 (стр. 4-5)

УРОК 2

В мире общения

Целевые установки урока: способствовать осознанию учащимися цели речевого общения - достижения взаимопонимания; дать представление о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как родному, как языку своей Родины; раскрыть учащимся умение общаться как умение говорить и слушать, читать и писать; повышать культуру речевого общения; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; оценивать результаты деятельности на уроке.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Выслушивая рассказы детей о том, с кем они любят общаться, учитель выясняет для себя, вошли ли в круг желанных собеседников наряду с родителями учащихся и их одноклассники. Важно побудить школьников дать объяснение, чем привлекательно для них общение с названными людьми (познавательной значимостью, эмоциональным контактом и т. д.):
- Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) интересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбодрить, дать совет?

II. Формирование представлений о языке как средстве общения (упр. 8). Опираясь на поставленные вопросы, учащиеся описывают ситуации, изображенные на рисунках. Учитель создает атмосферу внимательного слушания, побуждает детей делать дополнения, уточнения к рассказу. (Рис. 1. Российские дети встретились у книжного магазина. Они обсуждают книжные новинки. Один из друзей уже читает купленную книгу. Рис. 2. Российские туристы приехали в Японию. Они просят японцев подсказать дорогу, но те плохо понимают россиян.)
- Как вы определили, что во втором случае дети общаются с трудом? (По жестам, позам, мимике детей.) Почему же между российскими и японскими детьми нет понимания? (Потому, что в каждой стране говорят, читают и пишут на своем языке: россияне - на русском языке, японцы - на японском; для общения дети используют русско-японский словарь.)
III. Сведения о существовании разных языков (упр. 9) учителю следует дополнить пояснением о том, что русский язык является государственным языком России, средством межнационального общения народов нашей страны. Вместе с тем, у представителя любого народа есть свой язык, который он усвоил с рождения, узнал от своих родителей.
IV. Задание упражнения 10 способствуют осознанию детьми своего родного языка. V. Чтение стихотворных строчек С.Михалкова и предложений (упр. 11). После того, как учащиеся определят свой родной язык (а он может оказаться не только русским), учитель предлагает детям задуматься над словами поэта С. Михалкова.
- От имени кого произносит поэт слово мы? (От имени всех русских людей.)
- Когда мы «вольно дышим», т. е. чувствуем себя легко, свободно? Какая же речь для нас, русских людей, родная? Прочитайте строки стихотворения.
Последующее чтение предложений «Мы живем в России. Русский язык - язык русского народа. Русский язык - язык общения всех народов России» расширит представления учащихся, поможет им осознать, что Россия - это Родина, а русский язык - родной язык не только для русского народа, но и для всех людей, живущих в России. Могут быть заданы дополнительные вопросы, призванные заложить ценностное отношение к русскому языку: .

- Какая страна является для нас родной? (Россия.) Значит, Россия - это наша Родина. Для какого народа русский язык - родной? (Для русского народа.) А каким же русский язык является для других народов, живущих в России? (Он является языком их Родины - страны, где они живут и где русский язык помогает всем людям общаться между собой.) Поэтому русский язык надо ценить, изучать.
Целесообразно поставить мотивированную каллиграфическую задачу:
- Постарайтесь написать предложения о русском языке особенно красиво. Для разминки напишите буквы М, м (проводится графический анализ букв, их прописывание).
- Чтобы не допустить ошибок при списывании предложений, обратите внимание на «трудные места» (заглавные буквы, слог жи, удвоенные согласные и др.).
VI. Работа со словарными словами Россия, русский (упр. 12). Запись слов в индивидуальные словарики с орфографическим проговариванием, подчеркиванием «трудных мест». Объяснение назначения индивидуальных словариков (для повторения и проверки правописания словарных слов).
VII. Разграничение умений в устном и письменном общении, в развитии представлений о речевой культуре. Этому этапу урока можно придать форму учебной дискуссии (упр. 14). Сначала через содержание предложений уточняются понятия устного общения (слушаю, говорю) и письменного (читаю, пишу).
Учитель предлагает учащимся не просто ответить на вопрос, что труднее, а высказать мнение и доказать свою точку зрения. Подсказывает выражения для начала дискуссии («Я считаю, что...»), ее продолжения («Я не согласен...»). Учитель не оспаривает мнений детей, а лишь направляет дискуссию и в конце ее делает обобщение: «Умение общаться свидетельствует о культуре человека». Объяснение пословиц (упр. 13) связывается с проведенной дискуссией, а запись второй пословицы - с необходимостью запомнить это правило общения.
VIII. Домашнее задание: каллиграфическое списывание пословицы Из пословицы слова не выкинешь, объяснение ее смысла, повторение изученных пословиц.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 4-6 (стр. 5-6)

УРОК 3

Целевые установки урока: развивать умения выразительного чтения, рассказывания; повышать внимание учащихся к смысловой стороне русской речи; обогащать и уточнять словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к учению; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; оценивать результаты деятельности на уроке.

Ход урока

I. Работа над отрывком из стихотворения А. Барто «В школу» (упр. 15) направлена на развитие умений выразительно читать (возможно чтение по ролям как диалог мамы и папы) и рассказывать на основе личных воспоминаний. Поэтому не стоит удовлетворяться односложными ответами детей, а следует побудить их к развернутому высказыванию: «Интересно, а ты не боялся опоздать в школу 1 сентября? Почему? Кто тебя разбудил?»
II. Конструктивное упражнение по составлению предложения Петя учится в первом классенаправлено на установление порядка слов в предложении.
III. Задания и вопросы (упр. 16) способствуют проведению разносторонней работы со словарными словами учитель, ученик. С помощью ответов на вопросы раскрываются значения слов.
Запись этих слов предваряется каллиграфическим упражнением в написании букв У, у. Проводится сравнение произношения и написания слов, выясняется, где можно допустить ошибку.
Составление предложений с этими словами может быть направлено на понимание детьми значения слов учит, учиться.
- Составьте предложение о том, что делают учитель и ученики на уроке. (Учитель объясняет правило, ученики внимательно слушают и т. п.)
Содержание предложения, рекомендуемого для каллиграфического списывания (Ученик спешит на урок), выступает своеобразным резюме. Для предупреждения механического списывания наряду с орфографическим проговариванием проводится орфографический анализ:
- Знание каких правил поможет вам не допустить ошибок при списывании? (Правила о заглавной букве в начале предложений, о правописании ши, об отдельном написании на как маленького слова - предлога.)
Логически завершает этот этап урока и вместе с тем придает ему воспитательную направленность сравнение по смыслу слов ученик и учащийся. Это, с одной стороны, обогащает речь детей словами-синонимами, с другой стороны, выявляет их смысловую разницу (ся - сокращенное слово себя, т. е. учащийся - учащий себя, или, иначе говоря, тот, кто сам старается учиться).
IV. Подготовку к выполнению домашнего задания (упр. 18) можно объединить с проверкой предыдущего домашнего задания. Чтобы не нарушать содержательной целостности урока, проверку предыдущего домашнего задания лучше перенести на конец урока, сориентировав тем самым учащихся на требования к выполнению аналогичного домашнего задания. Вначале читается задание к очередному домашнему упражнению (упр. 18), подчеркивается, что похожее задание школьники уже выполняли.
Дети объясняют смысл записанной дома пословицы Из пословицы слова не выкинешь. Учитель обобщает: «Вы знаете, что автором пословиц является русский народ. А кто лучше русского народа может знать его родной язык? Поэтому лучше, чем народ, не скажешь: каждое слово в пословице продумано, отобрано, и, если выкинешь хотя бы одно слово, мысль будет искажена».
- Давайте проверим, а хорошо ли вы запомнили помещенные на страницах учебника пословицы. Восстановите пословицу, дополнив ее недостающим словом: ... слово и кошке любо.
После того как учащиеся восстановят пословицу, учитель при резерве времени использует ее для комментированного письма.
V. Рубрика «Словесное творчество». Обучение родному языку, представленное в художественном произведении Б. Заходера, не только способствует эмоциональному переключению учащихся с серьезного на шутливый лад (что само по себе тоже важно для психологической разгрузки детей), но и пробуждает их интерес к искусству слова, активизирует работу творческого воображения (упр. 17). В этом направлении можно дополнить вопросы учебника следующими:
- Каким вам представляется «учитель»? А чем пишут «ученики»? (Прямо коготком или кончиком вырванного из хвостика перышка.)
- В древности люди тоже использовали для письма птичьи перья. Потом их заменили металлическими перышками, которые до сих пор используют в некоторых ручках. Они так и называются перьевыми.
- А что за «родной язык» изучается в этой школе? (Птичий, воробьиный.) О каких ошибках предупреждает учитель? (Связанных с разницей в произношении и написании.) Над предупреждением подобных ошибок мы тоже постоянно работаем с вами на уроках родного языка.
Но сейчас мы должны обратить внимание на предупреждение другой ошибки, связанной с разницей в записи стихотворных строчек и в оформлении предложения. Какое предложение нам предлагается списать? (Второе.) Сколькими стихотворными строчками оно записано? (Четырьмя.) С какой буквы написана каждая строчка? (С большой.) А сколько заглавных букв должно быть по правилу оформления предложения? (Одна, в начале предложения.) Учитель предлагает составить графическую схему указанного предложения.
С целью предупреждения ошибок учащиеся списывают предложение, опираясь на схему.
VI. Домашнее задание: упр. 18.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 7-9 (стр. 7)

УРОК 4

Роль слова в общении

Целевые установки урока: углублять представления детей о даре слова как средстве общения; развивать умения внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему; воспитывать ценностное отношение к слову; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, участвовать в диалоге, выслушивать собеседника . высказывать свое мнение, давать характеристику ситуации общения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (упр. 18). После того как учащиеся объяснят смысл пословицы Пишут не пером, а умом (т. е. думая над тем, что и как пишут), учитель предлагает «с умом» восстановить запись уже известной пословицы: пером, что, не, вырубишь, написано, топором. Используется комментированное письмо.
II. Постановка проблемы урока. Дети читают в учебнике название темы урока: «Роль слова в общении». Учитель предлагает учащимся самим объяснить, почему общение людей невозможно без слов. Проводится обмен мнениями.
III. Формирование первичного представления учащихся о словах, дорогих для каждого человека.
Содержание текстов и заданий (упр. 19 - 20) посвящено самому дорогому для детей человеку - маме и призвано перенести любовь к матери на ценностное отношение к соответствующему слову. По заголовку «Кто лучше всех», до чтения текста Л. Н. Толстого, следует направить детей на прогнозирование его содержания: «Как вы думаете, какой ответ ждет вас в тексте? Возможно, это кто-то из людей?» В процессе выразительного чтения текста (не исключая чтения по ролям) дети проверяют свое предположение, устно и письменно отвечают на вопрос: «Кто лучше всех?» (Моя мама лучше всех.) Каллиграфическому письму придается нравственная мотивировка. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля должно не только выявить эмоциональные оттенки второго, третьего слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), но и побудить учащихся к их более частому употреблению.
Чтение стихотворения В. Лунина (упр. 21) поможет учащимся словами автора выразить свое отношение к матери и подготовиться к выполнению упражнения 22. Желательно начать выполнение упражнения в классе (рассказы о маме, устное завершение предложений), а закончить его дома (нарисовать портрет своей мамы и, дописав предложения, сделать подпись к портрету).
IV. Расширение лексического запаса слов (упр. 23 - 24). Выполнение задания к упражнению 23 (его можно выполнить и устно) сопровождается толкованием выражения дорогие и близкие слова(т. е. слова, которыми мы называем то, что нам дорого и близко):
- Почему слово папа тоже дорогое? Какие еще слова вы можете назвать для себя дорогими? (Бабушка, дедушка, брат и т. д.)
- А только ли названия близких нам людей мы относим к дорогим словам? Какое слово еще стоит в этом ряду? (Родина.) Как вы понимаете значение слова Родина? Почему оно написано с большой буквы? (Это наша родная страна Россия, в которой мы родились и живем.)
Упражнение 25 расширяет представления о дорогих для каждого россиянина словах.
V. На обогащение словаря учащихся, развитие их связной речи направлено упражнение 26. Учитель может дополнить задания учебника в связи с созданием коммуникативно-речевой ситуации. Он предлагает рассмотреть рисунок Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного) и подготовить ответы на предложенные вопросы:
- Как назвать женщину, которая рассказывает детям о соборе? (Экскурсовод.)
- Может ли она вести разговор, если плохо знает названия предметов, которые ее окружают?
- А вы знаете, как еще можно называть собор? (Храм.) Как называется самая верхняя часть соборных башен? (Купол.) Чем увенчан купол? (Крестом.)
- Предлагаю и вам выступить в роли экскурсовода, рассказать о храме Василия Блаженного. Где он находится? Какой он?
VI. Работа над словарными словами Москва, столица (упр. 27). Учитель привлекает внимание детей к словарным словам, просит объяснить их значение.

- Почему слово Москва надо писать с большой буквы? (Москва - название города.)

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 10-12 (стр. 8)

УРОК 5

Слово и его значение

Целевые установки урока: закрепить представления детей о языке как средстве отражения действительности, о слове как двусторонней языковой единице; воспитывать ценностное отношение к слову; расширять, уточнять словарный запас учащихся; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет; подбирать к одному предмету несколько слов значений, по- разному характеризующих его; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

Ход урока

I. Сведения о языке, которые предлагаются в учебнике, должны на элементарном уровне дать представление о языке как средстве отражения действительности и подчеркнуть знаковую сущность слова. Учителю следует объяснить учащимся каждую мысль, прибегая к выборочному чтению.
- Человеческий язык - это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Прочитайте, как об этом говорится в тексте. («В языке бессмысленных слов нет...»)
- Можно ли словом назвать бессмысленный набор звуков? С чем слово сравнивается в тексте? (Со «звуковым портретом».) Звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества.

II. Сравнение слов по звучанию и значению (упр. 28). Следует обратить внимание детей на необходимость четкого произношения звуков в словах: пропуск, замена, перестановка звуков в слове может привести к появлению другого слова.
III. Языковые игры (упр. 29).
Задача 1-й игры: конкретизировать сделанный вывод («Посмотрим, кто же из вас лучше знает родной язык».) и вместе с тем учить точному называнию предметов.
Задача 2-й игры: учить не только называть словом предметы, но и подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств и свойств.

IV. Закрепление представлений о значении слова и его форме (упр. 30, 31).
Минутка чистописания: Р, р. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.
V. Сравнение слова с орешком (упр. 32) призвано через образные ассоциации закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице: у слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые - это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «Слова - в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п. Запись пословицы в тетрадь.
VI. Чтение текста (упр. 33).
VII. Домашнее задание: подумать над содержанием стихотворных строк (упр. 33).

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 1-5 (стр. 9-10)

УРОК 6

Развитие речи

Целевые установки урока: обратить внимание детей на правильный выбор слов для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли; расширять, уточнять словарный запас учащихся; участвовать в диалоге, выслушивать собеседника . высказывать свое мнение, ; расширять, уточнять словарный запас учащихся; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет; подбирать к одному предмету несколько слов значений, по- разному характеризующих его; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

Ход урока

I. Продолжение темы «Слово и его значение».
Чтение и обсуждение высказывания Самоварова.
Постановка проблемы урока: «Может быть, и нам остановиться на этом?» Решение поставленной проблемы через доказательства на конкретных примерах (упр. 34 - 36).
- Кто из двух рассказчиков владеет словом, а у кого слова не идут с языка? (Слова не идут с языка у рассказчика из стихотворения Э. Мошковской. Невозможно понять, о ком и о чем идет речь. Слов у него явно не хватает. И наоборот, уже по первому предложению другого текста чувствуется, что рассказчик владеет словом. Представляется далекий край, где работает герой, с высокими синими от льда и снега горами и густым лесом у подножья гор. Наверное, это мужественный и сильный человек, который выполняет трудную работу. Каждое слово в рассказе точно подобрано.)
II. Минутка чистописания. Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара.
- Запишите первое предложение рассказа как пример владения словом (см. рукописный шрифт).
- Объясните причины написания заглавных букв.
III. Словесное творчество. Выразительное чтение строк из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
- О ком говорится в сказке? Кто это «он»? (Старик рыбак.)
При проведении анализа изобразительных средств сказки на основе составленных детьми словосочетаний учитель может дать на доске образец написания первого словосочетания море синее, обратив внимание на окончание в слове синее.
Далее осуществляется самостоятельная запись детьми словосочетаний буря черная, волны сердитые. Приводится описание «сердитых волн»: вздулись, ходят, воют.
- Понравилось ли вам описание А. Пушкиным бури и волн? Чем? Почему А. Пушкина называют великим русским поэтом? (Потому что он великолепно владеет словом, русским языком.)
- А для чего надо постигать словарное богатство языка?
IV. Домашнее задание: подобрать примеры выразительности языка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 6-10 (стр. 11-12)

УРОК 7

Имя собственное

На изучение темы предлагается 4 урока. Учитель может увеличить или сократить число уроков по своему усмотрению.
Целевые установки урока: учить различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов; на примерах мотивированных кличек развивать чувство слова; упражнять детей в правописании имен собственных; учить подбирать слова - имена собственные и нарицательные; объяснять этимологию фамилий (русских), кличек животных (простейшие случаи).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания: проводится стилистический анализ различных строчек из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
II. Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Ставится вопрос: «Как, почему выбирается та или иная кличка?» (С помощью клички мы выделяем одно животное среди других: подчеркиваем внешние особенности, повадки или выражаем свое отношение (например, отношение к собаке как к другу отражаем в кличке Дружок, а в кличке Верный подчеркиваем верность собаки своему хозяину). Иногда называем четвероногого друга и человеческим именем, чаще всего в краткой, уменьшительно-ласкательной форме, например Тишка (от слова Тихон). И это тоже не случайно: животные - братья наши меньшие. Каждая кличка животного - это его имя собственное.)
III. Письменная работа предваряется примерами кличек, их толкованием: овчарка Гром, пудель Арчи и др. (упр. 38). Запись комментируется: «Слово пудель - название породы собаки - пишу со строчной буквы, а кличку Арчи - с заглавной, так как это имя собственное».
IV. Составление рассказов (упр. 39) о своих собаках (или каких-то других) начинается в классе, а завершается дома. Устные рассказы носят относительно свободный характер, а для записи предложения в качестве подписи к рисунку дается опора: «Это ...(собака) по кличке ...(Дружок)». Рисунок собаки дети могут сделать дома, подготовив с его помощью устный рассказ, а также подписать рисунок, достроив опору до полного предложения.
V. Работа с упражнением 40 проводится по аналогии с упражнением 38, с той только разницей, что дополнительно ставится каллиграфическая задача: правильно написать буквы Ф, ф. Закрепляется образец рассуждения: «Название животного пишу со строчной буквы, а кличку, как имя собственное, пишу с заглавной буквы».
VI. Возможно проведение резервного урока развития речи (упр. 41 - 43).
Урок лучше начать с работы над словарными словами девочка, ребята. К слову ребятаследует подобрать слово, близкое по значению. (Дети.) Для запоминания правописания словарных слов, кроме списывания, можно использовать и письмо по памяти.
Выполнение заданий (упр. 42) помогает включить словарные слова в контекст. Ответы на вопросы составляются коллективно, а записываются самостоятельно. (Ребята играют в мяч. Дельфин плавает в море.) При объяснении разницы в написании слова дельфин в одном и в другом тексте (упр. 41) нужно подчеркнуть, что поэт выделяет своего приятеля-дельфина среди других, поэтому превращает название животного в имя собственное с добавлением отчества.
VII. В заключение урока делается обобщение: «Какие слова относятся к именам собственным? Как они пишутся?» Дается установка на запоминание сведений о языке («Узелки на память»).

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 1-3 (стр. 13-14)

УРОК 8

Имя собственное (продолжение)

Целевые установки урока: упражнять в правописании имен собственных; развивать творческую фантазию детей, учить наблюдать за превращением в художественном тексте имен нарицательных в собственные.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков с подписью, заслушивание рассказов о домашних животных, подчеркивание достоинств каждой работы.
II. Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского (упр. 44).
III. Минутка чистописания: письмо букв, содержащих овал. Учащиеся вспоминают правило переноса слов, если они не помещаются на строке.
IV. Выполнение задания для любознательных (упр. 46): слово фамилия происходит от английского слова family, что значит «семья».
V. Занимательные задания (упр. 47). Запись названия животного и его «фамилии», указывающей на «родительницу»: теленок Коровкин. Следует обратить внимание, что человек дает клички в основном домашним животным, с которыми он общается, а диким животным придумывает прозвища (чаще всего в сказках).
VI. Запись с орфографическим проговариванием словарных слов корова, собака (упр. 48). Придумывание кличек животным можно провести с опорой на контекст, дополнив предложения:У собаки ... хороший нюх. У коровы ... острые рога. Предложения списываются с доски. Повторяются правила списывания. (1. Читаю все предложение и стараюсь запомнить его содержание дословно. 2. Обращаю внимание на трудные места, где можно допустить ошибку. 3. Списываю предложение, диктую себе каждое слово. 4. Проверяю написанное: перечитываю предложение и сравниваю с образцом.)
VII. Домашнее задание: упр. 45, повторить словарные слова.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 4-7 (стр. 14-15)

УРОКИ 9-10

Имя собственное (продолжение)

Целевые установки уроков: развивать языковое чутье учащихся, внимание к значению имени, его смысловым оттенкам; закреплять умения в правописании имен собственных: заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных; познакомить детей с кавычками как пунктуационным знаком.

Первый урок

Ход урока

I. Проверка домашнего задания: оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин.
II. Минутка чистописания (упр. 49). Выделение общих элементов в буквах о, ю, б. Учащиеся записывают название любимой сказки, предварительно обсудив его правильное написание, обратив внимание на заключение названия в кавычки. (Все упомянутые названия могут быть вынесены на доску.)
III. Работа с фрагментом сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (упр. 50 - 52). Отрывок из сказки читается выразительно, а диалог героев сказки - по ролям. Проводится стилистический анализ:
- Сравните имена героев сказки. Какие из них используются в сказке? Почему? (Именам придается ласкательный оттенок.)
Алена - Аленушка
Иван - Иванушка
После списывания предложения из упражнения 4 проводится взаимопроверка в парах.
IV. Элементы ономастической работы (ономастика - раздел языкознания, связанный с изучением имен собственных). Учитель может сообщить, что «говорят сами за себя», как правило, исконно русские имена, а имена, взятые (заимствованные) из языков других народов, требуют перевода. Демонстрируя некоторые словари-справочники (Н. Шанского, Л. Успенского), учитель зачитывает объяснения значения некоторых имен учащихся класса: Александр -защитник, Андрей - храбрец и т. д.
V. Словарный диктант (на изученные слова из словаря).

Второй урок

Ход урока

I. После чтения заголовка текста (упр. 53) предугадывается его содержание: «Как вы думаете, о ком текст?» Текст читается выразительно, с подчеркиванием ритма и рифмы. После чтения дети рассказывают, каким они представили кота. Объясняют, что обычная кличка Васька меняется на уважительное Вася, когда речь идет о хитром и умеющем постоять за себя животном. Ласкательное обращение Васютка выражает любование котиком, его внешностью.
II. Выполнение заданий (упр. 53) по составлению словосочетаний (все прилагательные лучше записать в полной форме: уши чуткие, усы длинные) направлено на анализ элементов описания, готовит учащихся к следующему творческому заданию.
III. Творческая переменка (упр. 55). Начало описания котенка (своего или какого-то другого) дается в «минутке чистописания», а продолжение составляется детьми устно, самостоятельно. Заслушивание высказываний сопровождается обсуждением: возник ли у вас перед глазами образ котенка, или что-то осталось неясным?

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради» 8-13 (стр. 16-18)

14



© 2010-2022