• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на районной методической конференции Образовательная технология Портфолио и возможность ее применения в обучении

Выступление на районной методической конференции Образовательная технология Портфолио и возможность ее применения в обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная технология "Портфолио" и возможность ее применения в обучении


21 век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ я рассматриваю как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, применяя разноуровневые задания.
С введением ФГОС второго поколения в сельские школы пришли готовые электронные ресурсы, которые я успешно использую на уроках. Задача электронного приложения к учебнику - расширить содержание печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала: анимаций, интерактивных заданий, упражнений и игр. Они способствуют адаптации ученика к жизни в информационном обществе через демонстрацию познавательных возможностей компьютерной техники и технологий развитие навыков их использования. Электронные приложения одновременно расширяют информационное поле учебника и являются эффективным инструментом его освоения. Мне они позволяют разнообразить создание мотивационных ситуаций для учебной деятельности.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности

В чем заключается эта технология?


«Портфель ученика» - инструмент собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельной работы ученика.
Каждая работа сопровождается кратким комментарием ученика: что получилось, что нет, согласен ли с оценкой учителя, какие выводы можно сделать?


Разумеется, такая работа предусматривает коррекцию ошибок. Главное в работе самоанализ ученика, при чем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
По истечению условного срока работу можно выставить на презентацию в классе, родительское собрание, школьную конференцию. Ученик должен доказать свое продвижение по предмету, доказать, что он приложил максимум усилий, что его самооценка совпадает (не совпадает) с оценкой учителя, родителей. Он должен показать, в чем эта оценка совпадает (не совпадает) с его собственной и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной и творческой деятельности.


Принципы технологии:

  1. Самооценка результатов.

  2. Систематичность и регулярность самоконтроля. Его задача - тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснение, составить отчет самооценки.

  3. Структуризация материалов «Портфеля», лаконичность и логичность всех письменных пояснений.

Концепция общероссийской системы оценки качества образования определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями, индивидуальными образовательными достижениями обучающихся. Следовательно, последний элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода. Индивидуальные образовательные достижения - это своего рода «копилка успехов», инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка, это портфолио ребенка. Идея портфолио или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. Более того, утверждается, что школа 21-го века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает, как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и прежде всего - мир труда, экономические и социальные условия.
говоря о папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют ввиду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще в начале ХХ века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативной отметке, способе оценки, говорили многие отечественные авторы. Однако, эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования.

Обзор современной зарубежной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио, как таковой, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио. Сам же портфолио получается, как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «учитель - ученик - родитель». Сегодня портфолио во всем мире является методом оценивания реальных достижений учащихся. Технология «Портфель ученика», способствует формированию необходимых навыков рефлексий, т.е. самонаблюдению, размышлению.

Важная цель портфолио - увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок»

Педагогическая идея портфолио предполагает:

• смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

• интеграцию количественной и качественной оценок;

• доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

• портфолио документов;

• портфолио достижений;

• рефлексивный портфолио; Использование в своей работе технологии «Портфолио» позволяет мне проследить индивидуальный рост ученика, помогает ученику осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Ведение портфолио для детей - игра, а я, как учитель, преследую педагогические цели:

  • в области обучения - поддержка у детей высокой учебной мотивации, поощрение активности и самостоятельности, самообразования, развитие навыков рефлексии, формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
  • в области воспитания - поддержка и развитие адекватной самооценки, развитие индивидуальных способностей, показ ребенку его творческого и личностного роста.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты. Меня радуют (пусть и маленькие) успехи моих учеников, я верю в них.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.


© 2010-2022