- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на районной методической конференции Образовательная технология Портфолио и возможность ее применения в обучении
Выступление на районной методической конференции Образовательная технология Портфолио и возможность ее применения в обучении
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семененко В.А. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательная технология "Портфолио" и возможность ее применения в обучении
21 век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ я рассматриваю как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, применяя разноуровневые задания.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности
В чем заключается эта технология?
«Портфель ученика» - инструмент собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельной работы ученика.
Каждая работа сопровождается кратким комментарием ученика: что получилось, что нет, согласен ли с оценкой учителя, какие выводы можно сделать?
Разумеется, такая работа предусматривает коррекцию ошибок. Главное в работе самоанализ ученика, при чем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
По истечению условного срока работу можно выставить на презентацию в классе, родительское собрание, школьную конференцию. Ученик должен доказать свое продвижение по предмету, доказать, что он приложил максимум усилий, что его самооценка совпадает (не совпадает) с оценкой учителя, родителей. Он должен показать, в чем эта оценка совпадает (не совпадает) с его собственной и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной и творческой деятельности.
Принципы технологии:
-
Самооценка результатов.
-
Систематичность и регулярность самоконтроля. Его задача - тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснение, составить отчет самооценки.
-
Структуризация материалов «Портфеля», лаконичность и логичность всех письменных пояснений.
говоря о папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют ввиду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще в начале ХХ века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативной отметке, способе оценки, говорили многие отечественные авторы. Однако, эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования.
Обзор современной зарубежной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио, как таковой, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио. Сам же портфолио получается, как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.
Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «учитель - ученик - родитель». Сегодня портфолио во всем мире является методом оценивания реальных достижений учащихся. Технология «Портфель ученика», способствует формированию необходимых навыков рефлексий, т.е. самонаблюдению, размышлению.
Важная цель портфолио - увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок»
Педагогическая идея портфолио предполагает:
• смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок;
• доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
• портфолио документов;
• портфолио достижений;
• рефлексивный портфолио; Использование в своей работе технологии «Портфолио» позволяет мне проследить индивидуальный рост ученика, помогает ученику осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Ведение портфолио для детей - игра, а я, как учитель, преследую педагогические цели:
- в области обучения - поддержка у детей высокой учебной мотивации, поощрение активности и самостоятельности, самообразования, развитие навыков рефлексии, формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- в области воспитания - поддержка и развитие адекватной самооценки, развитие индивидуальных способностей, показ ребенку его творческого и личностного роста.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.