- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Права и обязанности
Классный час Права и обязанности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кукса М.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час в 1 классе на тему
«Мои права и обязанности».
Цели:
•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.
•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
•Формировать коммуникативные умения школьников;
•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;
•Прививать интерес к чтению;
Оборудование:
•Лепестки со значками по правам человека;
•выставка сказок;
•на доске - детские коллажи, рисунки родословного дерева и части пословиц;
•презентация;
Ход занятия
1. Целеполагание: -В какой стране мы живём? -Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы - граждане России. -У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство - паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении. - Наша страна широко протянулась с запада на восток. - На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз. -Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека». - Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись. 2.Знакомство с правами: -Наши права - охраняются государством - их нельзя отобрать. -Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом. Найди такое благо, без которого может обойтись человек. труд жизнь прислуга отдых -А что самое важное среди остальных благ? -Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела» -Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече? - Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. -А зачем человеку труд? -Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: "Труд!"
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие трудов!...
-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.
-Кем вы хотите стать.
-Что приносит счастье - труд или безделье?
-Найди концовку пословиц среди записей на доске:
«Труд кормит, ...а лень - портит».
Старание и труд ...к счастью ведут
«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи» -Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. - А для чего человеку отдых? - Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица. -Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ -Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК -Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА -Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ -Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. -Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей. -Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. -Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные. -А обладают ли этими правами дети? (Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.) 3.Анализ ситуаций:
-Какое право нарушалось в сказке «Золушка»?
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны - ребёнок! -Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка». -Каждый ребёнок имеет право на имя. -Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода. Прадеды
Кем был твой прадед на Руси -
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись - и ты увидишь в них
Историю России. - Узнайте происхождение вашей фамилии и значение имени. 5. Игра: - Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети? 6.Аукцион для детей: -Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище? -Потому что у них тоже есть право на имя. -Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти. -Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. -А должны ли дети заботиться о родителях? -Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности. -Забота о родителях - это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! 7. Рассказ «Про Петю». В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя. Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся. Мама: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову). -Правильно ли поступал Петя? -Какие ошибки он совершил? -Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях. 8.Физминутка: -Какие обязанности по дому выполняете вы?
- моем посуду
- застилаем постель,
- стираем
- гуляем с собакой,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- проветриваем комнату,
- ходим в магазин за хлебом.
-чистим картошку
-вытираем пыль
-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.
-Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
-Дети имеют право на обучение. лепесток
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись. -А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? -Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться. -Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь -…. сильнее станешь.
Кто любит науки, ….тот не знает скуки. (Дети находят концовку пословиц среди записей на доске) -Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? -Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы. -Ваша обязанность - стараться хорошо учиться. 9.Рассказ
«Кот и лодыри»
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз! -Какое право есть у лодырей и нет у кота? - Можно ли совсем не учиться? -Нет, учёба - это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! -Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор …. -О каком праве пойдёт речь? (О праве на медицинскую помощь.) -У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. -Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору? -Здоровье - главная ценность человека. Здоровье надо беречь. -А вы обязаны заботиться о своём здоровье? -Что надо для этого делать?
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
СПОРТ
ПИТАНИЕ
РЕЖИМ ДНЯ -Итак, забота о собственном здоровье - это и ваша обязанность. -Вы узнали сказку? -Что сделал волк с домами поросят? -Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. - Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё? Лисий дом был изо льда. Солнце вышло - вмиг вода. Из домишки лубяного Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка) 10. Игра «Разрешается - запрещается» (разрешается - хлопаем или запрещается - топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться
Это -…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить -
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается) 11.Подведение итогов: -Можно ли нарушать чужие права?
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить. -Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности. -Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях! -О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.) Рефлексия: Рисунок «Мое право»