Классный час Права и обязанности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час Права и обязанности





Классный час в 1 классе на тему


«Мои права и обязанности».









Цели:

•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

•Формировать коммуникативные умения школьников;

•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

•Прививать интерес к чтению;

Оборудование:

•Лепестки со значками по правам человека;

•выставка сказок;

•на доске - детские коллажи, рисунки родословного дерева и части пословиц;

•презентация;

Ход занятия

1. Целеполагание: -В какой стране мы живём? -Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы - граждане России. -У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство - паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении. - Наша страна широко протянулась с запада на восток. - На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз. -Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека». - Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись. 2.Знакомство с правами: -Наши права - охраняются государством - их нельзя отобрать. -Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом. Найди такое благо, без которого может обойтись человек. труд жизнь прислуга отдых -А что самое важное среди остальных благ? -Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела» -Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече? - Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. -А зачем человеку труд? -Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных, -

Нет священней слова: "Труд!"

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все - наследие трудов!...

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.

-Кем вы хотите стать.

-Что приносит счастье - труд или безделье?

-Найди концовку пословиц среди записей на доске:

«Труд кормит, ...а лень - портит».

Старание и труд ...к счастью ведут

«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи» -Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. - А для чего человеку отдых? - Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.

-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица. -Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ -Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК -Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА -Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ -Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. -Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей. -Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. -Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные. -А обладают ли этими правами дети? (Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.) 3.Анализ ситуаций:

-Какое право нарушалось в сказке «Золушка»?

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребёнок! -Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка». -Каждый ребёнок имеет право на имя. -Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода. Прадеды

Кем был твой прадед на Руси -

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись - и ты увидишь в них

Историю России. - Узнайте происхождение вашей фамилии и значение имени. 5. Игра: - Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети? 6.Аукцион для детей: -Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище? -Потому что у них тоже есть право на имя. -Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогите найти. -Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. -А должны ли дети заботиться о родителях? -Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности. -Забота о родителях - это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! 7. Рассказ «Про Петю». В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя. Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся. Мама: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову). -Правильно ли поступал Петя? -Какие ошибки он совершил? -Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях. 8.Физминутка: -Какие обязанности по дому выполняете вы?

- моем посуду

- застилаем постель,

- стираем

- гуляем с собакой,

- поливаем цветы,

- выносим мусор,

- проветриваем комнату,

- ходим в магазин за хлебом.

-чистим картошку

-вытираем пыль

-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.

-Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

Что необходимо.

-Дети имеют право на обучение. лепесток

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись. -А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? -Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться. -Народная мудрость гласит:

Больше узнаешь -…. сильнее станешь.

Кто любит науки, ….тот не знает скуки. (Дети находят концовку пословиц среди записей на доске) -Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? -Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы. -Ваша обязанность - стараться хорошо учиться. 9.Рассказ

«Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз! -Какое право есть у лодырей и нет у кота? - Можно ли совсем не учиться? -Нет, учёба - это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! -Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор …. -О каком праве пойдёт речь? (О праве на медицинскую помощь.) -У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. -Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору? -Здоровье - главная ценность человека. Здоровье надо беречь. -А вы обязаны заботиться о своём здоровье? -Что надо для этого делать?

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

СПОРТ

ПИТАНИЕ

РЕЖИМ ДНЯ -Итак, забота о собственном здоровье - это и ваша обязанность. -Вы узнали сказку? -Что сделал волк с домами поросят? -Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. - Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё? Лисий дом был изо льда. Солнце вышло - вмиг вода. Из домишки лубяного Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка) 10. Игра «Разрешается - запрещается» (разрешается - хлопаем или запрещается - топаем)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить -

Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

Мать с ребенком разлучает.

Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться

Это -…. (разрешается).

Если трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить -

Это….. (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго…. (запрещается) 11.Подведение итогов: -Можно ли нарушать чужие права?

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить. -Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности. -Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях! -О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.) Рефлексия: Рисунок «Мое право»

© 2010-2022