- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру
Урок по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпова О.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, мы получили свежий номер журнала «Календарь природы». А вот кому он посвящен, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. В выделенных клетках появится ответ.
Изображение кроссворда на экране.
1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
2. На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый. (Дятел)
3. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень- тень!»
Угадайте, что за птица?
То веселая… (Синица)
4. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно- розовый…(Скворец)
5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (Совы)
В выделенных клетках - «Птицы».
- Так о ком же мы узнаем из «Календаря природы» ? (О птицах.)
- Ребята, а какая здесь птица лишняя? (Петух, т.к. это домашняя птица.)
- А из оставшихся птиц какая лишняя?(Сворец. Осенью он улетает в теплые края, а остальные птицы остаются зимовать.)
Тема урока: «Где зимуют птицы?»
Странички нашего календаря помогут нам узнать, что птицы зимуют по-разному.
Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.
3.Работа по теме урока.
- Открываем первую страничку нашего календаря. Как она называется?
«Знакомство»
- Что это за птичка?
1) Читает ученик.
Хоть я не молоток-
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
- А сейчас на экране посмотрим видеофрагмент об этой птице. Подумайте, почему так говорят: «Дятел - лучший друг леса».
После просмотра дети поясняют:
«Дятел всю жизнь трудится, долбит деревья в поисках личинок».
- Как достает пищу дятел? (Продалбливает отверстие своим носом-долотом и длинным языком легко достает различных вредных насекомых и их личинок.)
- Дятел не только врач, но и плотник. Он выдалбливает дупла, которые служат домиками для скворцов, мухоловок, синиц и многих других птиц.
Физкультминутка.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Дети машут руками как крыльями.)
- А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой и выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь-синь-синь»?
Аудиозапись звучит.
(Синица.)
2) Читает ученик.
- Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой поедаю семена ели и других растений.
- Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты.
- А что любят эти птички? (Несоленое сало.)
- А что за птичка сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив?»
3) Читает ученик.
- Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Мы главные защитники - сторожа парков и садов. Свое потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
- Кто это? (Воробей.)
- Когда птицы выводят птенцов? (Весной.)
- Но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые февральские морозы. Это птичка КЛЕСТ.
4) Читает ученик.
- Конечно, выводим мы птенцов и весной. Зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот - отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, извлекаем семена.
- Ребята, а можно этих птиц увидеть зимой? (Да.)
- Как называют этих птиц? (Зимующими)
- Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.
- А каких птиц, зимующих у нас, вы еще знаете? (Галки, вороны, поползни, голуби, сороки, совы…)
-Что страшнее для птиц: голод или холод? Почему?
- Пришла телеграмма от птиц.
5) Читает ученик.
«Не забывайте о нас, ребята, зимой! Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес».
- Чем можно подкармливать птиц? (Семенами подсолнечника, арбуза, тыквы, крошками белого хлеба.)
-Открываем 2 страничку нашего календаря.
«Загадки»
1. Встали бра на ходули,
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
2. Кто на елке , на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» (Кукушка)
3. Отгадайте ребус. Что это за птичка? ЛАС. (Ласточка.)
4. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зябкое», как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ.
5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Как называют птиц, которые осенью улетают, а весной вновь возвращаются к нам? (Это перелетные птицы.)
- Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Жаворонки, грачи, чижи, цапли, утки, чайки, аисты, лебеди…)
-Откройте учебники на странице 17.
-Где же зимуют перелетные птицы? Выскажите предположение.
Рисунок и фотографии подскажут вам, как ученые узнали, где зимуют птицы. Объяснения вы можете найти на странице 85.(Чтение по цепочке)
-Где зимуют перелетные птицы?
-Как об этом узнали ученые? (Помогали ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам.)
Физкультминутка.
-А сейчас поиграем в игру. Если я назову перелетную птицу - вы встаете, поднимая руки вверх, если оседлую - садитесь, опуская руки.
перелетные оседлые
ласточка синица
соловей дятел
жаворонок воробей
зяблик сова
журавль клест
- Молодцы!
-Открываем 3 страничку календаря.
«Почемучка»
- Рассмотрите рисунки в учебнике и попробуйте объяснить, почему ласточка и журавль улетают в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?
(Ласточка питается насекомыми, журавль ест лягушек. В холодное время пищи для этих птиц нет. А для дятла зимой есть еда: он кормится семенами сосен и шишек.)
4. Закрепление изученного.
-Открываем 4 страничку календаря.
«Кому улетать?»
- Откройте Рабочую тетрадь стр. 14.
- Посмотрите на птиц. Соедините линиями рисунки и названия.
- Представьте, что эти птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому оставаться.
Помогите им принять решение. Отметьте перелетных птиц (закрасьте кружок).
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
5. Рефлексия.
-
Зимующие птицы остаются в наших краях.+
-
Дятел- санитар леса.+
-
Подкармливать можно конфетами, черным хлебом.-
-
Ласточка выводит птенцов зимой.-
-
Перелетные птицы возвращаются к нам весной.+
Проверка.
6. Итог урока.
- Мы сегодня узнали много интересного из жизни птиц.
-Где зимуют перелетные птицы?
- Каких птиц называют зимующими?
- Чем страшна птицам зима? (Голодом.)
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)
Литература
1. Большая Энциклопедия Ки рилла и Мефодия.- Москва,2007.- Электрон. опт. диск. 2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия: Энциклопедия животных.- Москва,2006.- Электрон. опт. диск. 3. Заикина А.М., Заикин М.С., Заикин С.М. Умные кроссворды.- Москва,1999г. 4.Мавлетов В.С. Рассказы о природе. - Уфа,1999г. 5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль,1995г. 6. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс.- Москва,2004г.
Телеграмма
«Не забывайте о нас, ребята, зимой! Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес».
-
Зимующие птицы остаются в наших краях.
-
Дятел- санитар леса.
-
Подкармливать птиц можно конфетами, черным хлебом.
-
Ласточка выводит птенцов зимой.
1.Зимующие птицы остаются в наших краях.
2.Дятел- санитар леса.
3.Подкармливать птиц можно конфетами, черным хлебом.
4.Ласточка выводит птенцов зимой.
5.Перелетные птицы возвращаются к нам весной.