- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-квест по математике в 4 классе Космическое путешествие (программа Школа России)
Урок-квест по математике в 4 классе Космическое путешествие (программа Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Минеева О.И. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок- квест по математике в 4 классе
«Космическое путешествие»
Цель урока: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления о истории космонавтики.
Задачи урока:
1. Формирование логических УУД анализа и синтеза на основе самостоятельного выполнения заданий с числами.
2. Развитие коммуникативных УУД планирование учебного сотрудничества, управление поведение партнера и умение с достаточной полнотой и тонностью выражать свои мысли при работе в парах и группах.
3. Формирование регулятивных УУД целеполагание, контроля, коррекции и оценки своих действии и действий своих одноклассников.
Ожидаемые результаты
Предметные - совершенствование вычислительных навыков;
Метапредметные. Познавательные - формирование действий анализа и синтеза, моделирования, структурирования знаний, выдвижения гипотез.
Коммуникативные - научатся определять способы взаимодействия, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, будут стараться полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные - научатся ставить цель урока, осуществлять контроль коррекцию и оценку своих действий.
Личностные - построение образа «Я», самооценка,
Дидактические материалы: презентация, «лесенка» для рефлексии, маршрутные листы, листы с заданием для команд, мультимедиа-проигрыватель, магнитные круги для рефлексии (красные, зелёные).
Этапы урока:
Этап 1. Определение названий проектов.
Этап 2. Формирование команд.
Этап 3.Знакомство с маршрутными листами, поиск информации.
Этап 4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.
Технологическая карта урока (45 минут)
I.Деятельность учителя:
ознакомление обучаемых с новыми знаниями;
разъяснение учащимся целей и задач данного урока;
организация эвристической и исследовательской деятельностью;
проверка, оценка, полученных знаний
II. Организация исследовательской деятельности учеников:
формулирование задания;
ознакомление с планом работы
III. Деятельность учеников:
восприятие новых знаний;
приобретение умений и навыков, их систематизация
IV. Проверка, оценка полученных знаний:
обобщение, систематизация знаний;
оценивание содержания презентаций учеников, умения представить результаты
Лекция
Групповая работа
Групповая работа, подведение итогов работы в команде
Лекция
1. Исследование информационных ресурсов по теме «Космос: цифры и факты».
2. Подготовка урока с использованием информационных объектов.
3. Ход урока:
рассказ об истории космонавтики;
задание для учеников;
план работы для учеников.
1. Слушают рассказ учителя и получают информация об истории космонавтики.
2. После выступления учителя, ученики формируют команды: космонавты -историки, космонавты-исследователи, космонавты-конструкторы, космонавты-экологи.
3. Команды приступают к выполнению задания учителя.
1. Формируют команды и получают задания.
2. Команды знакомятся с маршрутным листом для поиска информационных объектов.
3. Проходят по маршрутам, выполняют задания, собирают материал.
4. Команда готовит проект.
5. Команда готовит отчет.
Просмотр и защита ученических проектов
- история космонавтики;
- космические исследования;
- космические аппараты;
- экология космоса.
Конспект урока
Этапы урока
Ход урока
I. Этап актуализации знаний и постановка проблемы. 2 мин
1. Организационный момент.
Далёкие звёзды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу не долго для нас -
И вот мы к пролёту готовы сейчас!
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
II. Первичное формулирование нового знания.
8 мин.
-
- С давних пор загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Со временем люди построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля - шар. А астрономы выяснили, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца.
-
Рефлексия в начале урока (синие сигнальные круги)
- Сегдня мы совершим Космическое путешествие вместе с четырьмя экипажами:
-
космонавты -историки;
-
космонавты-исследователи;
-
космонавты-конструкторы;
-
космонавты-экологи.
- Как вы думаете, какая цель нашего путешествия? (Дети формулируют цель)
- Какие задачи на урок мы поставим? (Дети формулируют задачи)
Обсуждение плана урока:
-
Получение информации из сообщения учителя.
-
Прохождение по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала.
-
Подготовка проектов.
-
Защита проектов: «История космонавтики», «Космические исследования», «Космические аппараты», «Экология космоса».
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
III. Первичное закрепление.
10 мин
Получение информации из сообщения учителя. Демонстрация презентации «Космос: цифры и факты». Обратить внимание детей, что в 2016 году исполняется 55 лет со Дня первого полёта в космос человека.
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
IV. Повторение и закрепление изученного.
15 мин
- Внимание! А теперь наша ракета отправляется в космическое путешествие. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
-
Прохождение команд по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала.
-
Подготовка проектов.
-
Защита проектов:
«История космонавтики»;
«Космические исследования»;
«Космические аппараты»;
«Экология космоса».
В ходе защиты командиры оценивают работу команды, называют ребят, наиболее проявивших себя при выполнении заданий.
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Люди - взрослые и дети -
Все мечтают об одном,
Чтобы мир был на планете
Словно Солнце за окном!
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
V. Итог урока.
5 мин
1. Рефлексия (красные круги)
- Отметьте, на какой ступеньке вы оказались в конце нашего путешествия?
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Всё ли получалось?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие цели вы для себя поставили?
- Над чем ещё надо поработать?
Личностные результаты
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
VI. Возможное
домашнее задание.
Подготовиться и представить свои проекты в других 4-х классах.
ПРИЛОЖЕНИЕ (задания для карточек)
-
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
-
Корабль «Союз - 9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________________________________________________
3. Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго - на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего - на 819 кг больше, чем масса второго. Найдите массу третьего спутника Земли.
4. Космический корабль «Союз - 33» стартовал 25 февраля 197 9 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
__________________________________________________________________________________________________
5.
Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
6. На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг?
7. В одном году на Луне было зарегистрировано 3000 лунотрясений, а в другом в 5 раз меньше. Сколько лунотрясений было зарегистрировано во второй год?
___________________________________
_______________________________
8. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг?
9. Конструктор космического корабля
30
8
24
8
80
7
6
Л
180 - х = 100
К
х ∙ 9 = 270
Е
х ∙ 8 = 56
О
560 : х = 70
В
240 : х = 4
Р
х + 26 = 50
О
х ∙ 50 = 400
10. Первая женщина-космонавт
9
7
24
7
2
30
8
6
4
Т
90 : х = 10
Р
х : 6 = 24
Е
х ∙ 14 = 98
Е
84 : х = 12
Ш
12 ∙ х = 24
К
х ∙ 9 = 270
О
640 : х = 80
В
540 : х = 9
А
80 ∙ х = 32
11. Лётчик - космонавт, побывавший первым в открытом космосе
80
7
8
5
8
6
Е
Х ∙ 7 = 49
Л
Х ∙ 2 = 160
Н
400 : х = 80
О
10 ∙ х = 80
В
Х ∙ 30 = 180
О
320 : х = 40
12. Космический мусор - угроза человечеству Чтобы представить, какую опасность представляет мусор для космических кораблей и их пилотов, приведем такие данные. Бронебойная пуля движется со скоростью до 1500 километров в секунду. Аналогичные по размерам орбитальные частицы искусственного происхождения могут столкнуться со станцией на скорости до 15 километров в секунду. Во сколько раз скорость космических частиц меньше скорости пули?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
13. Космический мусор может сделать космос недоступным для человека Исследователи космоса утверждают, что России (совместно со странами СНГ) принадлежит свыше 5000 аппаратов и различных космических обломков. США заняли второе место - 4550 объектов. Сколько космических обломков упало на Землю в результате освоения космоса этими государствами?
_______________________________
____________________________________________________________________________
14. В борьбе с космическим мусором
Согласно данным очередного отчета НАСА, за первый квартал 2015 года количество мусора на околоземной орбите серьезно увеличилось: число объектов искусственного происхождения, отслеживаемых специалистами, выросло с 12743 до 13897 единиц.
На сколько единиц возросло количество космического мусора?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
15. Сосчитайте, сколько человек побывало в космосе, если американцев было 332, 116 - из России/СССР, по 10 из Китая и Германии, по 9 из Франции, Канады и Японии, 6 из Италии, по 2 из Бельгии, Нидерландов и Болгарии и по 1 из еще 24 стран.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________