Конспект урока по русскому языку Третье склонение имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема. Работа над ошибками. 3-е склонение имён существительных Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке называют выписанные из словаря существительные 1-го и 2-го склонения)

Почему именно так вы распределили эти слова?

Работа над ошибками (французский)

III. Актуализация знаний Игра «Предложение рассыпалось» ( запись на доске) Составьте предложение из словосочетаний. Берёза (какая?) одинокая, росла (где?) на пригорке. Подчеркните орфограммы в словах. Разберите предложение по членам предложения. Разберите слово (на) пригорке как часть речи. Разберите по составу слово одинокая. (Три ученика выполняют грамматические разборы на доске. Коллективная проверка, самооценка.)

Работа по карточкам (раздать карточки) Укажите склонение имён существительных. Работа в парах Из вишни, у реки, перед штормом, по аллее, с молоком, к земле, в трамвае, о дедушке, на верхушке, за черёмухой, на спине, с собакой.

IV. Самоопределение к деятельности

Прочитайте группы слов: (запись на доске)

конь, огонь, портфель, шампунь

полынь, дверь, мелочь, сирень В чём их сходство? (Это имена существительные с мягким знаком на конце.) Чем отличаются слова в столбиках? (В первом столбике имена существительные мужского рода, во втором - женского.) К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите. (Ко 2-му - они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.) Выделите окончания у слов второго столбика. (У них нулевое окончание.) Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет? (Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием.) Как вы думаете, к какому склонению они относятся? (Ответы детей.) Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 96 учебника. Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 96).

(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.) Какие части речи вы записали? Что общего у этих имён существительных? (У них нулевое окончание, оканчиваются на мягкий знак.) Укажите род и число имён существительных. Какой ещё общий признак вы заметили? (Все имена существительные женского рода.) Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие имена существительные вы записали? Прочитайте сведения о языке на с. 97. Назовите признаки имён существительных 3-го склонения в начальной форме. Упр. 170 (с. 97) Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера.) На какие две группы можно разделить эти слова? (Положительные и отрицательные черты характера. Существительные 2-го и 3-го склонения.) Какие слова вы могли бы поставить рядом со словом совесть! (Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство.)Почему? Что такое совесть? (Ответы детей.) Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Чувство нравственной ответственности перед обществом.) Как вы это понимаете? Какого человека называют совестливым? (Ответы детей.) Выполните письменное задание №2 к упражнению. (Взаимопроверка. Один ученик выполняет на доске ( жадность по составу. Самооценка.) VI. Физкультминутка Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 171 (с. 97). (Комментированное письмо.) Какой способ словообразования вы использовали? (Суффиксальный.) - Сделайте вывод: как распознать существительные 1- и 3-го склонения среди существительных женского рода (По окончанию: имена существительные женского рода с окончаниями -а, -я относятся к 1-му склонению, с нулевым окончанием - к 3-му склонению.) Рефлексия Образуйте от имен сущ. 3 скл. имена сущ. 1 скл. (лошадь, кровать,печь (запись на доске) Оцените свою работу на уроке. Светофор IX. Подведение итогов урока С признаками каких имён существительных вы познакомились сегодня на уроке? Какие имена существительные относятся к 3-му склонению? Как определить склонение существительных в косвенной форме? Домашнее задание • Упр. 172 (с. 97).

Укажите склонение имён существительных.

из вишни -

у реки -

перед штормом -

по аллее -

с молоком -

к земле -

в трамвае -

о дедушке -

на верхушке -

за черёмухой -

на спине -

с собакой -

Укажите склонение имён существительных.

из вишни -

у реки -

перед штормом -

по аллее -

с молоком -

к земле -

в трамвае -

о дедушке -

на верхушке -

за черёмухой -

на спине -

с собакой -

Укажите склонение имён существительных.

из вишни -

у реки -

перед штормом -

по аллее -

с молоком -

к земле -

в трамвае -

о дедушке -

на верхушке -

за черёмухой -

на спине -

с собакой -


© 2010-2022