Методическая разработка кружкового занятия

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ушаковская СОШ»

Методическая разработка занятия кружка

«Смастерим-ка»

Тема: «Топиарий из бумажных салфеток»



Автор:

учитель начальных классов,

руководитель кружка

Брыкина Валентина Владимировна

2016 год.

Пояснительная записка:

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Всем, кто ждёт и верит, и мечтать умеет,
Я раздам по деревцу - пусть и Вас согреет.
Только не бросайте, только берегите,
Сердцем согревайте и другим дарите!

Топиарий - искусственное дерево, которое используют для украшения интерьера. Более того, топиарий называют «деревом счастья». В древнекитайском учении фэн-шуй «дерево счастья» - символ процветания и изобилия.

Еще издревле люди увлеклись идеей украшения пространства возле дома, своих парков и садов. Со временем они придумали придавать форму кустам, а в последствие и деревьям. Причудливые формы растениям придавал особый работник, которого называли «топиарий».

Актуальность наших дней такова, что мода на необычные и стильные растения плавно переместилась в наши интерьеры, так как далеко не у всех есть собственные парки, да и затруднять себя ухаживанием за живыми комнатными цветами нынче имеют охоту не многие, или попросту не хотят иметь на своих подоконниках стандартные решения, и поэтому топиарий в интерьере дома приобретает определенную популярность.

Топиарий в интерьере имеет круглую форму, и изготавливается из всевозможнейших материалов: ткань, дерево, пластик. Особое очарование придают этому интерьерному чуду натуральные материалы.

Топиарий хорош не только в интерьере , - это еще и потрясающий подарок для Ваших близких, которым Вы желаете благоденствия и процветания! Цели: - развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток; познакомить детей с техникой изготовления ручных изделий из двухслойной салфетки; научить изготавливать цветок в данной технике; - коррекция мелкой моторики рук посредством вырезания деталей изделия; - развивать навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания, способности действий пооперационного контроля; - воспитывать у детей аккуратность, дисциплинированность, внимательность, усидчивость; развивать коммуникативную компетентность при работе в группах, желание создавать красоту своими руками - формировать личностную компетентность.

Ожидаемые результаты занятия:

Должны знать:

  1. Историю возникновения топиария - декоративного дерева.

  2. Процесс изготовления.

Должны уметь:

  1. Подбирать материал для выполнения "цветочного дерева".

  2. Изготавливать топиарий из бумажных салфеток.

  3. Пользоваться технологической картой

Методические рекомендации по организации и проведению:

Данное занятие разработано в рамках личностно-ориентированного обучения. На занятии применяется индивидуальная, групповая работа, фронтальный опрос детей. Проводится большая работа по обогащению словаря детей, используется наглядный материал. Применяются здоровьесберегающие технологии, 2 минутки отдыха.

На этапе сообщения нового материала целесообразно устное объяснение, показ готового образца по теме, наглядное (складывание и склеивание деталей). При выполнении работы необходимо научить детей подбирать материал, работать творчески: изменять цветовую гамму, размер.

Оборудование для детей:

цветные салфетки, степлер, ножницы, клей, карандаш, газета или пенопластовый шар, горшок, бамбуковые палочки, гипс, галографическая бумага, атласные ленточки.

Оборудование для педагога: образцы топиарий, технологическая карта.

Ход занятия.

  1. Начальный этап

а) организационный момент

б) проверка готовности детей к уроку

  1. Сообщение нового материала по теме: «Изготовление топиария»

  2. Практическая работа

а) проведение инструктажа по ТБ

б) подготовка основных частей топиария, декорирование.

в) физкультминутка

г) изготовление цветов для кроны, оформление.

  1. Подведение итогов

Когда-то, слово топиарий (от лат. Topiaria) означало садоводство вообще. Однако в наше время оно вошло как определение только одной области садоводства - искусства художественной и фигурной стрижки деревьев и кустарников.
Топиарное искусство возникло в Древней Персии как способ изменения естественной формы кроны растений. Затем оно распространилось на Египет, и далее Палестину, Персию и Сирию. Древние римляне славились своими садами и имели специального раба, которого называли топиарием (topiarius), который поддерживал в надлежащем состоянии декоративный участок (topia).

Теперь выясним, когда и где появились первые салфетки?

Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Из бумаги салфетки стали изготовлять лишь в начале прошлого столетия в Японии.

Салфетки - неизменный атрибут праздничного стола, маленькая, но очень полезная деталь, к которой мы все привыкли.

-Ребята, а что вообще можно изготовить из простых столовых салфеток?

- Оказывается, из совсем обычных простых салфеток, которыми мы пользуемся в столовой, можно сотворить своими руками массу интересных и красивых вещей.

- Сегодня мы попробуем выполнить композицию из весеннего цветка, а название цветка, вы мне скажете сами, отгадав загадку:

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него -
И не будет ничего. (Одуванчик)

Техника безопасности при работе с ножницами:

Перед тем, как начать выполнять изделие, давайте повторим правила безопасности при работе с ножницами.

Т.Б. при работе с ножницами

- Без разрешения учителя не бери инструменты.

- Ножницы кладут с правой стороны кольцами к себе.

- Не держи ножницы концами вверх.

- Не оставляй их в открытом виде.

- Передавай ножницы кольцами в сторону товарища.

- При работе следи за пальцами второй руки.

- Итак, давайте начнём. Чтобы сделать основу для кроны топиария, можно использовать ткань, бумагу, фольгу, пенопласт, старую елочную игрушку, теннисный или простой детский мячик. Мы сделаем основу из обычной газеты. Крона топиария может быть изготовлена из бумаги. Ее стоит только хорошо смять, сформировать крону необходимой формы и качественно склеить.

Теперь, следует вставить стержень в отверстие кроны довольно плотно. Для этого можно использовать клей или герметик. Желательно вставить стержень в крону до верхней стенки, иначе крона будет закреплена ненадежно и может попросту слететь. После этого проводится заливка горшка топиария гипсом или цементом. Так как вес горшка должен быть больше веса кроны и стержня. Для устойчивости аккуратно поддерживаем до полного застывания гипса. Декоративный горшок можно обернуть фольгой и украсить лентой. (В ходе работы помогаю детям индивидуально, напоминая об аккуратности, правилах безопасной работы).

Педагог: Ребята, вы, наверное, засиделись, давайте мы немного отдохнём и сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

Педагог: Давайте продолжим. Сейчас мы подготовим цветы из салфеток. Для этого салфетку складываем пополам и еще раз пополам т.е. в 4 раза. скрепляем степлером по центру. Берем ножницы и аккуратно вырезаем кружок. Теперь верхний слой поднимаем и скручиваем в вертикальном положении. Остальные слои также поднимаем по очереди, придаем им волнообразную форму. Получился пышный цветок. (Надо сложить из салфеток 15-20 таких цветочков и аккуратно приклеить к основе шара так, чтобы они плотно прилегали друг к другу).

В ходе работы помогаю детям индивидуально, напоминая об аккуратности, правилах безопасной работы.

Сделать дерево топиарий своими руками совсем не сложно. В результате, мы получили красивое и оригинальное изделие. Работа готова.

Педагог: Кто выполнил практическую работу, Убираем рабочее место.

Подведение итогов.

Педагог: Ребята, что такое топиарии, где оно возникло впервые, из чего состоит топиарий? Ответы детей.

(Дерево счастья или топиарий состоит из кроны, ствола и горшочка. В качестве основы для кроны используются: пенопласт, пластмассовый шар, бумага, пластилин. Для оформления кроны топиария в ход идут салфетки, гофрированная бумага, ленты, бусинки, кофе и многое другое).

Проводим выставку детских работ.

Педагог объясняет детям это очень красивое украшение интерьера, и прекрасный подарок друзьям и близким.

Педагог хвалит детей за выполненные работы и прощается. До свидания! Жду вас на следующем занятии.

Список литературы

  1. Ю. С. Тюрина, М. А. Коровина, статья: ТОПИАРНЫЕ ФОРМЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ УСАДЬБАХ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет - Ассоциация ландшафтных архитекторов-инженеров России - режим доступа свободный: alairnn.ru/print.php?a=articles&articles=83

  1. А. Зинде "Семь раз отмерь" Опубликовано в журнале «Ландшафтный Дизайн» №1-08-2009

  2. Канд. биол. наук Светлана Чижова, ТОПИАРНОЕ ИСКУССТВО, сайт Ландшафтное искуство -landy-art.ru/helpful_information/publications/index.html/id/144

  3. Топиар, Википедия на русском, ru.wikipedia.org/wiki

  1. Топиарное искусство, сайт Patee.ru раздел «сад» - patee.ru/house/garden/view/?id=20077

  1. Краткая история Топиари -: flora-expo.ru/history-topiary.html

  1. Из истории топиарного искусства - igortopiary.com.ua/?sh=2&pg=nws&id=537

  2. chudopredki.ru/6858-topiariy-derevo-schastya-master-klass-s-poshagovym-foto.html

  3. masterclassy.ru/

  4. stranamasterov.ru





Заявка на участие в конкурсе дополнительных общеобразовательных программ

Номинация

Методические материалы, способствующие реализации программ в системе дополнительного образования детей

Направление

Методическая разработка занятия

Фамилия, имя, отчество конкурсанта (полностью)

Брыкина Валентина Владимировна

Число, месяц, год рождения

16.08.1985

Юридическое название образовательной организации, согласно уставу

МБОУ «Ушаковская СОШ» Курского района Курской области

Почтовый адрес (с индексом) образовательной организации

Курский район. П. Камыши 305512

Телефон, факс образовательной организации (с указанием телефонного кода)


Занимаемая должность (полностью) конкурсанта

Учитель начальных классов, руководитель кружка.

Адрес электронной почты образовательной организации

[email protected]

Домашний адрес конкурсанта (с индексом)

Курский район. Д. Каменево д.23 305512

Контактный телефон конкурсанта

8-951-313-17-60

Электронная почта конкурсанта

[email protected]

Решение руководителя образовательной организации о поддержке данного участника на Конкурс


Подпись руководителя организации




Печать организации


Р Е Ц Е Н З И Я

на методическую разработку

  1. Фамилия, имя, отчество рецензента (полностью)
Горналева Наталия Алексеевна 2. Должность, место работы: учитель изобразительного искусства, руководитель кружка в МБОУ «Ушаковская СОШ»

3. Название методической разработки: « Методическая разработка занятия кружка «Смастерим-ка», Тема: «Топиарий из бумажных салфеток» 4. Фамилия, имя, отчество автора: Брыкина Валентина Владимировна 5. Должность: учитель начальных классов, руководитель кружка 6. Полное название образовательной организации: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области 7. Адрес образовательной организации: Курский район. П. Камыши 305512 Занятие построено с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе занятия прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода . Цель занятия: формирование у детей эстетического вкуса и творческо- художественных способностей через ручной труд. Задачи занятия: способствовать развитию творчества и фантазии; развивать внимания, память, логическое и абстрактное мышления; воспитывать интерес к созданию образа, умение взаимодействовать друг с другом. В основе кружковой деятельности используются наглядные методы - рассматривание образца, показ способа выполнения и практические методы - создание каждого цветка из салфетки, приклеивание; для дальнейшей сборки поделки. При изготовлении поделок используются цветные салфетки, бамбуковые палочки, газета, гипс, голографическая бумага, узкие атласные ленты, , клей, ножницы, степлер, готовые образцы. Определена перспектива развития ребёнка: развитие художественно - творческих способностей детей, развитие мелкой моторики рук и глазомера, умение работать в коллективе сверстников. Работа структурирована, последовательна, логична. Содержание разработки соответствует выбранной проблеме. Достаточно высока практическая значимость работы. В частности, все материалы могут быть использованы руководителями кружков, учителями начальных классов. Заявленные задачи методической разработки решены. Методическая разработка, безусловно, интересна, реалистична и будет результативна при ее использовании автором.





Рецензент Горналева Н. А. _____________________ (подпись)





«19 » марта 2016 г. М.П.



© 2010-2022