СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ СЛОВА?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ СЛОВА?

Цели: развитие умения отличать звук от буквы.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Игра «Найди и узнай букву».

СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ СЛОВА?

На доске - таблицы с изображением комбинированных композиций из букв. Попробуй, отыщи!

Ы PI

Id Ы

Записать буквы, которые спрятались

(ы, л, м, о, д, ц).

  • Составьте из этих букв слово и запишите его. (Молодцы.)

  • А знаете ли вы, какая буква наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? (Это буква Ф.)

II. Работа над темой.

1. Наблюдение за буквами и звуками.

- Прочитайте то, что написали на первой строке.

[ы], [л], [м], [о], [д], [ц]

- Что вы произносили? (Звуки.)

~ Можем ли мы звуки увидеть? (Мы их можем услышать.)

- Как же нам перевести звуки из мира слышимого в мир видимый? Позовем на помощь особые знаки - буквы.

(Учитель читает сказку.)

Как звуки научились превращаться в буквы

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.

Но он все-таки был волшебником. Причем очень добрым. И решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву нужно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, пропев или прошептав ее, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Прочитайте то, что записали во второй строке. Что это? (Слово «молодцы,».)

  • Как мы его получили?

  • На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Звуковую сторону речи изучает фонетика. (Название образовано
    от греческого слова, что значит «звук».)

А звуки называются фонемы. Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

2. Работа с учебником

  • Прочитать внимательно, какими были кит и кот.

  • Назовите звуки в этих словах. Какими буквами они отличаются?

  • Из чего же состоят слова? (Из звуков.)

  • Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.)

  • Выполняя все эти задания, мы и подошли к теме нашего урока. Как бы вы могли ее сформулировать?

  • Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей.)

СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ СЛОВА?


Физкультминутка

3. Игра «Слова и загадки».

1) - Из каждого слова выньте по одной фонеме так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Запишите эти слова.

Запись на доске:

краска - каска экран - (кран)

всласть - (власть) горсть - (гость)

склон - (слон) полк - (пол)

тепло - (тело) беда - (еда)

  • К словам тепло, беда подобрать синонимы и антонимы (тепло - синоним, беда - антоним).

  • Как произносим слово тепло"? ([т ' ипло])

  • А слово беда! ([б ' и д а])

  • Что заметили? (Пишем не так, как слышим.)

  • Как же правильно написать эти слова?

  • Устно подобрать проверочные слова.

  • О таких словах, в которых написание расходится с произношением, мы еще будем говорить в дальнейшем. С такими словами вы будете встречаться очень часто. (Можно с этими словами составить предложения.)

2) Учитель. А теперь наоборот: добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

Запись на доске: роза - гроза рука - (рубка)

стол - (ствол) клад - (склад)

шар - (шарф) усы - (бусы)

укус - (уксус)

- Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифы.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ...

Но когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд, -

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

III. Итог урока.

  • О чем говорили на уроке?

  • Чем буква отличается от звука?

  • Из чего состоят слова?

  • Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнения

© 2010-2022