- Преподавателю
- Начальные классы
- СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ СЛОВА?
СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ СЛОВА?
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чепова Н.А. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СЛОВО. ЗВУКИ И БУКВЫ. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ СЛОВА?
Цели: развитие умения отличать звук от буквы.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Игра «Найди и узнай букву».
На доске - таблицы с изображением комбинированных композиций из букв. Попробуй, отыщи!
Ы PI
Id Ы
Записать буквы, которые спрятались
(ы, л, м, о, д, ц).
-
Составьте из этих букв слово и запишите его. (Молодцы.)
-
А знаете ли вы, какая буква наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? (Это буква Ф.)
II. Работа над темой.
1. Наблюдение за буквами и звуками.
- Прочитайте то, что написали на первой строке.
[ы], [л], [м], [о], [д], [ц]
- Что вы произносили? (Звуки.)
~ Можем ли мы звуки увидеть? (Мы их можем услышать.)
- Как же нам перевести звуки из мира слышимого в мир видимый? Позовем на помощь особые знаки - буквы.
(Учитель читает сказку.)
Как звуки научились превращаться в буквы
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.
Но он все-таки был волшебником. Причем очень добрым. И решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву нужно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, пропев или прошептав ее, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Прочитайте то, что записали во второй строке. Что это? (Слово «молодцы,».)
-
Как мы его получили?
-
На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Звуковую сторону речи изучает фонетика. (Название образовано
от греческого слова, что значит «звук».)
А звуки называются фонемы. Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.
2. Работа с учебником
-
Прочитать внимательно, какими были кит и кот.
-
Назовите звуки в этих словах. Какими буквами они отличаются?
-
Из чего же состоят слова? (Из звуков.)
-
Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.)
-
Выполняя все эти задания, мы и подошли к теме нашего урока. Как бы вы могли ее сформулировать?
-
Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей.)
Физкультминутка
3. Игра «Слова и загадки».
1) - Из каждого слова выньте по одной фонеме так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Запишите эти слова.
Запись на доске:
краска - каска экран - (кран)
всласть - (власть) горсть - (гость)
склон - (слон) полк - (пол)
тепло - (тело) беда - (еда)
-
К словам тепло, беда подобрать синонимы и антонимы (тепло - синоним, беда - антоним).
-
Как произносим слово тепло"? ([т ' ипло])
-
А слово беда! ([б ' и д а])
-
Что заметили? (Пишем не так, как слышим.)
-
Как же правильно написать эти слова?
-
Устно подобрать проверочные слова.
-
О таких словах, в которых написание расходится с произношением, мы еще будем говорить в дальнейшем. С такими словами вы будете встречаться очень часто. (Можно с этими словами составить предложения.)
2) Учитель. А теперь наоборот: добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.
Запись на доске: роза - гроза рука - (рубка)
стол - (ствол) клад - (склад)
шар - (шарф) усы - (бусы)
укус - (уксус)
- Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифы.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ...
Но когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд, -
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
III. Итог урока.
-
О чем говорили на уроке?
-
Чем буква отличается от звука?
-
Из чего состоят слова?
-
Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнения