Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цветынина В.С. |
Дата | 11.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нестандартный урок
Ознакомление с окружающим миром.
Урок - экскурсия
«Куда лето спряталось?»
Место проведения- школьная оранжерея.
1 класс
Учитель: Цветынина В.С. Цель: познакомить учащихся с оранжереей, узнать какие растения выращивают в оранжерее, каковы условия их роста, формировать представление о труде работников в оранжерее, дать почувствовать радость от общения с природой и от общения друг с другом. Формирование УУД: познавательные - развивать умение ставить цели урока, осозновать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, описывать, сравнивать природные объекты на основе их внешних признаков, использовать справочную литературу, учиться работать в группах, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, оценивать свои достижения; личностные - формировать умения вести себя экологически грамотно в природной среде, выражать положительное отношение к процессу познания. Оборудование: на доске картинки четырех времен года, выставка книг о природе, маршрутные листы, образец египетского папируса, пословицы, карточки со словами: оранжерея, цветовод, агроном, свет, тепло, воздух, вода.
Ход урока:
- Организационный момент (в классе)
- Актуализация опорных знаний
III. Самоопределение к деятельности - Да, ребята, природа, растения уже не радуют взор. Но у нас в школе есть место «Где спряталось лето?» - Может быть, кто нибудь догадается, что это за место? (Ответы детей) - Прочитайте как называется это помещение.
- Где можно узнать значение этого слова? - Значение этого слова можно прочитать в толковом словаре (дети находят в словаре) Оранжерея - застекленное помещение для разведения или зимовки южных вечнозеленых растений. (В.В.Даль)
IV. Постановка цели. - Сегодня мы пойдем на экскурсию в школьную оранжерею. Как вы думаете, что мы должны увидеть и узнать? 1. Познакомиться с ней 2. Подумать- почему лето выбрало это место, почему оно спряталось в оранжерее? Инструктаж: в оранжерее ничего руками не трогать (могут быть ядовитые растения).
V. Открытие новых знаний. 1. Знакомство с оранжереей - Входим и наблюдаем за тем, что нас окружает. 1. Что вас здесь удивило? (На улице холодно, все листья облетели, а здесь тепло, светло, растения зеленый растут, легко дышится) 2. Вспомним, какая цель экскурсии? («Почему в оранжерее спряталось лето?») - Подумайте, какие условия есть в оранжерее, похожие на лето? Дети называют 1 - и 2 - , а на доске появляются таблички. - А как это тепло и свет сохраняются в оранжерее?
(ответы детей после наблюдений: стеклянная крыша и батареи)
3- и 4-
Оранжерея большая, рыхлят почву и шланги кругом поливают. 2. Знакомство с профессиями работников оранжереи.
- Ребята, как вы думаете, наши растения требуют много внимания и заботы? (да)
Поэтому в оранжерее работают люди следующих профессий:
Это и
Как вы думаете в чем заключается их работа? (работа со словарем) Агроном - человек, который знает законы развития растений - главная специальность для растений.
3. Вопросы Цветовода.
- Ребята, а какие-нибудь растения из нашей оранжереи вы видели в нашей местности ? (Нет)
- Верно, это вечнозеленые растения, привезенные к нам из теплых стран.
4.Путешествие в различные уголки земного шара, в страны где всмегда тепло.
Работа в группах.
Дети получают маршрутные листы:
1-группа - аллея пальм (с учителем)
2-группа - пустыня (кактусы)
3-группа - субтропики (с цветоводами)
4-группа - цветущая зона (комнатные растения, с агрономом) 1-группа- Аллея пальм (из разных уголков пальмы) Почему аллея? (растут в ряд). Знакомство с пальмами из разных стран. - драцена (драконовое дерево) из Японии - африканская пальма из Африки - финиковая пальма ( из Индии) - юкка (из Мексики) 2-группа. Знакомятся с пустыней. ( от слова пусто). - Называют признаки пустыни (жара, нет влаги) - А какие растения растут? (Кактусы) Знакомство с различными видами катусов. молочай (молоко + чай) сок белого цвета. столетник - лекарственное растение (Африка) польза толстянка (толстый стебель) алоэ (капли в нос, ухо). Вывод: Что общего у всех катусов? - толстый стебель (запасают воду) колючки (защищаются). 3-группа - тропическая зона - Наблюдают за растениями (большие листья, много зелени, высокие) - знакомятся с растениями. - кофейное дерево (рассматривают еще не спелые плоды). - алакадия - поражает своими листьями ( как зонт). Во время дождя можно скрыться под листочком. - циперус-папирус (из листьев делали бумагу, а из стеблей - лодки). Вывод: этим растениям надо много света, тепла и влаги (зона тропиков). 4- группа - Цветущая зона (зона комнатных растений) - Для чего в комнате (красота, уют и для очистки воздуха) Узнают и знакомятся: - фикус (листочки большие, длинные, толстые) - комнатный клен (листочки похожи на клен, красиво цветет фонариками). - китайская роза (родина Китай, красиво цветет, можно делать из цветов красный полезный чай). Традесканция (зебристая, фиолетовая, обычная).
VI. Включение новых знаний в систему знаний.
Конечный пункт всех маршрутов - джунгли. Каждая группа рассказывает о самом интересном. - А как вы думаете, где вы оказались (В джунглях) - Что вас здесь удивило? (Кругом плетутся растения, даже над головой) Кто знает, как они называются? - Это лианы - вьющиеся растения тропического леса - это травы. - Почему так много здесь зелени? (В тропическом лесу много влаги, поэтому они вырастают до таких размеров). - Каких книжных героев вы вспоминаете, когда слышите слово - «джунгли». - Верно, Маугли из повести-сказки Киплинга «Маугли» - Назовите его друзей. (пантера Багира, медведь Балу, змея Каа и другие.) - Давайте сейчас вместе с Маугли и его друзьями поиграем. ИГРА: №1. По моей волшебной палочке вы будете превращаться то в пантеру, то в змей, то в мартышек - жителей джунглей. (Готовы.) Я называю, а дети по кругу идут имитируя движение тех животных, которых называет учитель. Игра.№2 «День и ночь» Выбирается ночной охотник в джунглях.
VII. Подведение итогов
- Что удивило вас в оранжерее? - Достигли ли цели урока? - Узнали куда лето спряталось? - И прежде, чем уйти, агроном проведет викторину: Вопросы викторины: - Что такое оранжерея? - Какие растения разводят в оранжерее? - Какие условия нужны растениям, чтобы они были вечнозелеными? - Какие профессии нужны, чтобы работать в оранжерее? - Для чего выращивают растения в оранжерее?
VIII. Рефлексия - Закончите начатое предложение Сегодня я узнал….. Сегодня я удивился….. Мне захотелось…. Я работал в группе….. IX. Задание от работников оранжереи. Вы сегодня много узнали на экскурсии, хорошо работали и на память о лете мы вам дарим букет из традесканции. В классе вы их посадите, ухаживайте за ними и они вам долго будут напоминать о лете и о нашей оранжерее.