Урок русского языка Большая буква в именах собственных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

г. Усть-Лабинска








Урок русского языка во 2 классе:

«Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»









Составитель:

учитель начальных классов

Липп Инесса Александровна









г. Усть-Лабинск

2014 г.


Русского языка 15.10.2014 г. Класс:2

Тема: Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Планируемые результаты:

  • закрепление знаний учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы; отработка навыка правописания слов с большой буквы;
  • коррекция и развитие аналитико - синтетической деятельности на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении; развитие фонематического слуха;
  • воспитание мотивации к учению.
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный дидактический материал.

Этапы урока

Деятельность учителя, учащихся


1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

-


- С каким настроением пришли на урок?

-Что хотели бы узнать на уроке?

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем. Запоминаем

Ни минуты не теряем.
2. Актуализации и пробного учебного действия:



Ученица рассказывает стихотворение.









Выявление места и причины затруднения.





-Настроились на хорошую работу, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям, улыбнулись учителю и тихо сели. -Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. - Сейчас по очереди называем свою фамилию, имя отчество. -Молодцы! С какой буквы вы напишите фамилию, имя?

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметнее быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк,

В букве большой уважения знак. -У нас сегодня в гостях Большая буква. Она приготовила очень интересные задания. Чтобы их выполнить, надо быть очень внимательными, работать дружно и активно.

Глаза ваши смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык.

Забегал вперед ума! -Посмотрите, на партах лежат листы. Прочитайте, что там написано. Какое слово написано красным цветом? С какой оно буквы пишется? Повтори правило. -Еще какое слово написано с большой буквы? Почему? Кличка животного - как она пишется? Повтори правило. -Что вам пожелали герои мультфильма? (чтобы мы постарались на уроке, хорошо выполняли все задания)

3.Минутка чистописания.

-Открываем тетради. Минутка чистописания.

Перепишите словосочетания, раскрывая скобки. Будьте внимательны с большой буквой.

Проверяем.

Какое словарное слово вам встретилось? (собака).

Написание этого слова мы должны помнить.

4. Построения проекта выхода из затруднения:


-Найдите в стихотворении название деревни. Как оно написано?

В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Федор, пес и кот - ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой -
Знаем мы из книжки.
Но надежнее друзей
Нет у мальчишки. Давайте вспомним, как зовут главных героев мульфильма про Простоквашино. Для этого вам надо собрать из слогов слово (у каждого свое задание). -Поднимите руки, у кого слоги на фоне оранжевого цвета. Какие слова у вас получились? Матроскин Шарик Хватайка Гаврюша Мурка- Как назвать все одним словом? (клички животных) - запись на доску.

-Поднимите руки, у кого слоги на фоне голубого цвета. Какие слова у вас получились?

Простоквашино

- Как назвать все одним словом? (название деревни) - запись на доску.

Поднимите руки, у кого слоги на фоне салатового цвета. Какие слова у вас получились?

Федор

Печкин

Римма

Дима

- Как назвать все одним словом? (фамилии, имена) (запись на доске).

- У кого слова написаны на красном фоне? Какие слова у вас получились?

- Как назвать все одним словом? (животные). Почему на доске нет фона красного цвета? (потому что названия животных мы пишем с маленькой буквы - это не кличка).

(каждый напишет слово, которое у него получилось, на доске).

5.Физкультминутка - Теперь немного отдохнем. Физкульминутка.

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала ти...

6. Реализации построенного проекта.


7.Гимнастика для глаз. -Внимательно смотрим на слайд. У всех ли героев написаны имена? Кто помнит, как зовут гальчонка? (Хватайка) -Можно ли давать клички диким животным? (Да, но нужно использовать слова - признаки этих животных). - Не у всех получилось сразу разглядеть маленького гальчонка. Давайте потренируем наши глазки.

8. Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи.


- Работаем в тетрадях. Записываем число. Пишем красиво, правильно соединяем буквы.

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

- Как обозначить на письме начало и конец предложения?

(индивидуальные задания, проверка и помощь по ходу выполнения)

Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону.


Слушаем отрывок из книги и отвечаем на вопрос - почему Матроскин выбрал эту фамилию? -Чем она ему понравилась? - Какие клички кошек он называл? Дядя Федор спрашивает: - Как тебя зовут? Кот говорит: - И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком . И даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я хочу фамилию иметь. - Какую? - Какую-нибудь серьезную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Только я воды боюсь. - А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, - говорит дядя Федор. - И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии. - Да, морское здесь есть, - соглашается кот, - это верно. А чем же это с котами связано? - Не знаю, - говорит дядя Федор. - Может быть, тем, что коты полосатые и матросы тоже. У них тельняшки такие. И кот согласился: - Мне нравится такая фамилия - Матроскин. И морская, и серьезная. Когда мы будем придумывать клички своим питомцам должны помнить, что кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

8.Пальчиковая гимнастика

10. Включения в систему знаний и повторения.


- Посмотрите на слайд. Найдите два одинаковых слова. (шарик) - Слово из какого облачка- желтого или оранжевого облачка, мы напишем с большой буквы? - Почему? - Как можно догадаться? (по смыслу предложения или словосочетания). -Спишите предложения, заменяя, где нужно, строчные буквы большими.

Псу шарику подарили шарик.

Котенок пушок поймал пушок. - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов друг у друга; оцените.

12. Рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Мне понравилось…

-Мне было интересно..

-Прочитайте «спрятанные слова». Какие слова вы увидели?

р-и-м-я- а-б-а-ж-ф-а-м-и-л-и-я-э-д

- Что объединяет эти слова?

- А еще, какие слова пишутся с заглавной буквы?

Все их клички, до одной

пишут с буквы прописной.

имена, фамилии, клички, города -

все с заглавной буквы пишутся всегда. - Какие задания мы выполняли на уроке? - Для чего мы это делали? (чтобы научиться грамотно писать и красиво говорить, развивали память, внимание) - Что у нас получилось? -Над чем нам надо еще поработать? - Каждый поставьте себе оценку за работу на уроке. У вас на партах лежат оценки, выберите и покажите. Посмотрим, помогли вам пожелания Матроскина и Шарика? (Дети показывают оценки).

13.Домашнее задание

-На самоподготовке вы напишите картинный диктант - замените картинки словами.

- Вы сегодня все большие молодцы и умницы, поэтому большая буква вручает вам медали умниц и надеется, что вы всегда будете писать имена, фамилии, клички животных. Всем спасибо за хорошую работу. Урок окончен.


© 2010-2022