- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия по сказке В. Бианки Как муравьишка домой спешил
Конспект занятия по сказке В. Бианки Как муравьишка домой спешил
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мозалёва Л.Ю. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7
Конспект занятия
по сказке В.Бианки
"Как Муравьишка домой спешил"
Задачи: уточнить знания детей о насекомых, условиях их жизни, их пользе для человека и природы, закрепить умение узнавать насекомых по описанию, внешнему виду. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать насекомых. Формировать понятие "насекомые".
Воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к насекомым.
Оборудование: Карандаши, листы с заданием, карточки с изображением насекомых, сказка В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил", дидактическая игра "Каждому свой дом", подвижная игра "Собери семью".
Ход занятия:
Учитель:
Сегодня мы с вами поговорим о насекомых.
Отгадайте загадки.
Под корой сосны и ели Черен - да не ворон,
Точит сложные тоннели, Рогат - да не бык,
Только к дятлу на обед Шесть ног - да без копыт.(Жук).
Попадает…(короед).
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?...(мухи).
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.(Муравейник).
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Я жужжу зимой и летом.(Жук).
Мы - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.(Муравьи).
Учитель читает отрывок из сказки В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил".
Вопросы по сказке:
-
Что повредил себе Муравьишка?(ноги).
-
Кто помогал Муравьишке добраться до дома?(насекомые).
-
Как зовут насекомых, которые помогли Муравьишке добраться до дома?(Жучок-Блошачок, Кузнечик).
-
До какого препятствия довез Жучок-Блошачок Муравьишку? (до забора).
-
Что напоминают ножки Жучка-Блошачка? (пружинки)
-
Как называется жилище муравьёв? (муравейник).
Задания детям: детям раздаются карандаши и листы с заданием.
-
Кто и как помог Муравьишке перебраться через картофельное поле? Что посоветовал Жучок-Блошачок, добравшись до забора?
-
Укажи цветными линиями, где любят бывать паучок, колорадский жук, божья коровка.
-
Раскрась жучков.
-
Помоги починить забор. Сколько дощечек тебе понадобится? Раскрась детали.
-
Собери такой же домик (из геометрических фигур).
Физкультурная пауза
"Помощники Муравьишки" (авторское, разработано совместно с детьми по сказке). Дети читают и выполняют движения по тексту, имитируя повадки насекомых.
Муравьишка жил в лесу
И пришла беда к нему.
На березу он залез
Посмотреть родной свой лес
Ветер шутку с ним сыграл,
Ножки муравью сломал.
Насекомые узнали,
Муравьишке помогали.
Первым Гусеница-Землемер
С Муравьишкой на спине
В путь отправился далекий-
Мерил землю своим ростом.
А второй- Паучок
Быстро-быстро, со всех ног
Добежал до дорожки
И оставил хромоножку.
Жужелицу оседлал-
Маленький жучок
Щелк, щелк до забора
И оставил там больного.
А кузнечик подскочил
Через забор, и опустил
На бережок у реки:
-Водомерка, помоги!
Водомерка-Клоп по воде скользит
Словно лодочка бежит.
Майский Жук летит к березе
Время скоро на исходе.
Гусеница с Муравьишкой
Опустились вниз по нити
Прямо в муравьиный дом
Рады Муравьишке в нем!
Вопросы:
-
Назови, одним словом: Муравей, бабочка, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха (насекомые).
-
Кто здесь лишний: мотылёк, паук, колорадский жук, карась, гусеница (карась).
-
Где можно встретить насекомых.
-
Кто из насекомых самый трудолюбивый (муравей).
Дидактическая игра "Каждому свой дом"
На маленьких картинках изображения насекомых: муравей, паук, божья коровка, кузнечик, бабочка, стрекоза, колорадский жук, гусеница, комар
На больших картинах изображена среда обитания: болото, лес, луг, поле.
Дети должны определить место обитания каждого насекомого и объяснить свой выбор.
Воспитатель читает стихотворения:
Муравьиный поезд.
Вы живые поезда
не видали никогда?
Там, где пеший не пройдет,
не проедет конный,
Взад-вперед, взад-вперед
катятся вагоны.
Маленькие, черные,
юркие, проворные.
Что вагончики везут?
Не железо, не мазут.
Щепки да соломинки
для своей хороминки.
Вот отстал один вагон,
и сейчас же с двух сторон
Два вагона-братца
на подмогу мчатся.
Что такое? В чем зацепка?
Тяжела вагону щепка!
Взяли два вагончика
щепку за два кончика,
Подтолкнули крепко-
покатилась щепка!
Эх, вагоны-мураши;
до чего же хороши:
Коль придется туго,
выручат друг друга!
Е. Серова.
Подвижная игра "Собери семью"
Дети надевают шапочки (Муравьёв, божьих коровок, жуков). Звучит музыка, дети бегают, с окончанием музыки дети берутся за руки, образуя круг- «семью» (Муравьиную, колорадских жуков, божьих коровок).
Литературная викторина «Лесное путешествие с Виталием Бианки»
План викторины: Вступительное слово учителя. I тур - «Загадки». II тур - «Путешествие Муравьишки». III тур - «Угадай, кто это». Игра со зрителями Подведение итогов и награждение победителей. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вновь собрались с вами на литературный вечер, посвященный творчеству Виталия Бианки. Повсюду: в лесу на полянке, В реке, на болоте, в полях- Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть. (стихотворение может прочитать ребенок) Для того чтобы нам провести литературный вечер - викторину нам необходимо разделиться на команды. Посмотрите, на столе разложены фишки, герои произведений Виталия Бианки, подойдите к столу выберите себе фишку и займите стол, где нарисован такой же герой, как и на вашей фишке. (на выбор воспитателей) Уважаемые родители обратите внимание на то, что мы учимся работать в группах, а в группах (командах) главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение. Для зрителей у нас есть тоже задание. Посовещавшись между собой, пожалуйста, выберите членов жюри. Жюри у нас должно быть справедливым. (можно еще предложить - цветные фишки, т. е. все фишки одинакового цвета, а у нескольких (по количеству жюри) на обратной стороне отличительный знак, кому досталась фишка с меткой тот в жюри) Ребята разделились на команды и теперь в каждой команде необходимо выбрать капитана. Посовещайтесь и решите, кто в вашей команде будет капитаном. Не переживайте капитанами смогут побыть все, так как на каждый конкурс вы будете выбирать нового капитана. Итак, все вопросы мы разрешили и готовы начинать нашу литературную викторину. I тур «Загадки» - Мы будем загадывать командам загадки, чья команда быстрее ответит, та получит - 1 балл. • Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка) • Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза) • Утром ползает, в полдень неподвижна, вечером летает. (Бабочка) • В поле котелок стоит в нём точно вода кипит, а дров никто не подкладывает. (Муравейник) • Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) • Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо) • Бела, как снег, черна, как уголь. вертится, поёт, как бес и улетает в лес. (Сорока) • Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь) • У маленькой скотинки - сто серебряных монеток на спинке. (Рыба) • Волосата, зелена в листьях прячется она хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (Гусеница) • Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки) • Выпуча глаза сидит, непонятно говорит, родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка) • Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица) • Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар) • Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб) • Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) • Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. (Муха) • Мальчишка в сером армячишке по двором шныряет крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей) • Гудит мохнатенькая, летит за сладеньким. (Пчела) • Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук) • В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот) Жюри подводит итоги, а мы продолжаем нашу игру, и переходим ко второму туру. II тур «Путешествие Муравьишки» - Каждой команде раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома. За правильный ответ - 3 балла. Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка Жюри подводит итоги, а мы продолжаем нашу игру, и переходим к третьему туру. III тур «Угадай, кто это? » - Ребятам по описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка. За правильный ответ - 2 балла. 1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук - сенокосец. «Как муравьишка домой спешил») 2. «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».) 3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху - дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».) 4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! - и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».) 5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт? ») 6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал! » (Жук-бомбардир. «Первая охота».) 7. «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях - зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт? ») . 8. «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! » (Аист «Кто чем поёт»)Пока жюри подводит общие итоги, мы с ребятами немножко отдохнем. И поиграем в игру «Летает, не летает». Если птица летает, вы машете руками, а если не летает, вы приседаете: Сова, аист, сокол, воробей, пингвин, ласточка, синица, грач, курица
Жюри называет и награждает победителей. Всем спасибо за игру и внимание! ВСЕ!